<..предыдущий зал Дворянский портрет следующий зал..>

Дворянский портрет, другая стена





   На протяжении второй половины XVIII века уровень дворянского городского и усадебного быта постепенно выравнивается, в то же время социально-психологические роли города и усадьбы скорее расходятся. Город выступал от лица нации и государства, усадьба - от имени родительского гнезда и крова. В сознании русского дворянина прочно утверждается представление об усадьбе как о родовом гнезде, сам факт существования которого наделяет его жизнь особым смыслом.
   Где бы ни протекали дни "дворянского сына" - в стенах ли родного имения или за тысячи верст от него, - само наличие усадьбы являлось гарантом незыблемости жизненных устоев. Это относилось не только к представлениям о родовой преемственности, но и к идеям социального порядка. Ведь усадьба представляла собой микромир, в котором как в капле воды отражалась вся система российской государственности. Общество в целом выстраивало иерархическую цепочку: император - его слуги-дворяне - народ. Усадьба воспроизводила ее на своем уровне: помещик - его слуги-дворовые - крепостные.
   Усадьба фиксировала точку пересечения двух осей, по которым развивалась жизнь дворянина, - фамильно-родовой и социально-иерархической. Через нее происходило самоопределение человека, а роль наглядного пособия в этом процессе выполняла портретная галерея.
   Кто же авторы произведений, украшавших стены усадебного дома? Иногда это "изописца" из ближайшего уездного города, иногда "питерщик" - человек бывалый, поработавший в столицах, иногда крепостной, а порой и балующийся кистью барин. Усадебные портретисты стремились выявлять в своих героях качества не столько индивидуально-личностные, сколько сословно-родовые. Выполненные не всегда умелой рукой, эти полотна, тем не менее, доносят до нас облик среднего человека своего времени, увиденного средним же человеком. От них исходит хорошее чувство неторопливости, обстоятельности и добротности. В основе этого искусства лежит единое представление о чести и добродетелях, чувство корпоративности, общности нравственных устоев изображенных.