Расправа воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668-1676 годов


| назад | раздел экспозиции | другие произведения этого художника |
Hеизвестный художник начала XIX века

Московский центр

Расправа воеводы Мещеринова с участниками Соловецкого восстания 1668-1676 годов

Бумага, чернила, темпера. 69 х 102

Названия нет. Пояснительные надписи (в порядке последовательности эпизодов): Осади воевода обитель и постави наряд пушечен мног, и сташа бити по обители боем огненным денно же и нощно, не усыпаючи; воевода царской Иван Мещеринов; вои царские; изшед навст<...> с кресты, иконы и кандилы и убия их; мученники за древлеблагочестие; игумен и келарь, влекомые воями к Мещеринову на мучения; иноци иже во мразы лютейшие с монастыря изгнаша в губу морскую и их в льдах заморози, и лежах тела их A <1> лета нетленны, прильпе бо плоть к кости и недвигнуся суставы; царю же Алексию Михайловичю, боляще сущу, и мня, си аще за грех пред преподобными наказание приях, и написа грамоту вручи царице Наталии Кириловне, да не мотчав ко Мещеринову отправит, да престанет обитель воевати; гонец царской; гонец Мещеринова; град Вологда; гонец царской встрети на пути во граде Вологде гонца от воеводы Мещеринова с грамотою о раззорении монастыря.

ГИМ
Инв. 45458

Приобр. в 1909 на торгу в Москве
На картинке изображены события подавления выступления монахов Соловецкого монастыря против реформы патриарха Никона. Лист иллюстирует книгу С.Денисова "История об отцех и страдальцех соловецких", написанную в 1730-х. В настоящее время выявлено шесть вариантов настенных листов на данный сюжет, из которых три обнаруживают непосредственную зависимость друг от друга и восходят к общему оригиналу, и три возникли независимо от этой группы, хотя их создатели творили, придерживаясь общей традиции воплощения данного сюжета. Картинка обнаруживает текстологическую и художественную зависимость от рукописной повести "Описание лицевое великой осады и разорения монастыря соловецкого", написанной в конце XVIII века и вышедшей из московской мастерской, где в конце XVIII - начале XIX века работал мастер М.В.Григорьев. Предполжительная атрибуция картинки как произведения художника Григорьева сделана Е.И.Иткиной (ГИМ) на основании стилистической близости ее с подписными произведениями мастера.






Условные обозначения