Интернет-проект «1812 год»

Михаил Казанцев

Корпус Витгенштейна

 

Сначала коснемся довольно интересного, на наш взгляд, вопроса об арьергардах 1-го отдельного пехотного корпуса и некоторых решений его командующего накануне войны и 12 июня.

5 июня, получив сведения о постройке неприятелем мостов на Немане от Тильзита до Мемеля, Витгенштейн хотя и не исключал демонстративных целей этих работ, но все же назначил сборные места «авангарду в Россиенах, главному корпусу – в Ераголах, а резерву – в Чейкишках». О таком варианте на 6 июня говорится и в «Journal des operations du 1-er corps russe» (далее просто «журнал») в том случае, если наполеоновские войска двинутся на нижний Неман (правда, авангард выдвигался к пункту у границы восточнее Юрбурга). Но в то же время предусматривалось и их наступление между Ковно и Вилионой (совр. Вялюона). Тогда авангарду следовало быть в Чейкишках, а резерву – у Кейдан.

Согласно расписанию корпуса на 10 июня из того же «журнала», в состав авангарда входили казачьи полки Родионова 2-го и Платова 4-го, 4 эскадрона Гродненского гусарского полка, 24-й и 26-й егерские полки и легкая арт. рота № 9. И в соответствии с «таблицей квартирного расположения» на начало кампании (без точной даты) регулярные части находились почти от Нимокшт до Чейкишек.

Вместе с тем достаточно близко от них дислоцировались многие части «главного корпуса» (например, Могилевский пех. полк был в Россиенах) и даже резерва. Отметим также, что другая половина Гродненских гусар находилась вместе с первой (т.е. немного восточнее Нимокшт).

По «журналу» 10 июня последовал приказ о выступлении из квартир и сборе войск в соответствии со вторым из указанных выше вариантов. При этом части авангарда должны были соединиться в Россиенах.

Но всего лишь днем позже Витгенштейн доложил, что поскольку «неприятель свои силы более направляет к центру», он сосредоточивает свой корпус (а не только резерв) к Кейданам, определив место авангарду «в Бейсаго» (вероятно, неправильное название селения между Бобтами и Жеймами) и оставив «небольшой обсервационный отряд в Россиенах, для наблюдения переходов неприятеля и прикрытия» фланга.

Таким образом, в связи с изменившейся обстановкой собирающиеся в Россиенах войска стали обсервационным отрядом, и в то же время на южном крыле создавался новый авангард, в состав которого, видимо, вошел 25-й егерский полк, находившийся по «таблице квартирного расположения» в Бобтах.

12 июня Витгенштейн сообщил, что отправил резерв в Шаты (к Вилькомиру), куда завтра выступит и «кордебаталь», а авангарду приказал следовать в Жеймы.

Согласно «журналу», последнее распоряжение было сделано с целью прикрыть отход корпуса к Вилькомиру. При этом в Жеймах собрались 25-й егерский полк и некоторые части резерва: 2 св.-грен. батальона 5-й пехотной дивизии, 2 эскадрона Ямбургского драгунского полка и легкая арт. рота № 27 (по другим данным, ее половина).

А позднее при Девельтово арьергард Я.П. Кульнева включал 23-й и 25-й егерские полки, 4 эскадрона Гродненских гусар, 6 орудий конной роты № 3 и 3 сотни казаков. И, по донесению Ф.П. Уварова и сведениям Н.П. Поликарпова, в бою 16 июня также участвовали Нежинский, Ямбургский и Рижский драгунские полки.

В примечании к упомянутому выше расписанию корпуса на 10 июня указано, что половина Гродненского гусарского полка до начала военных действий поступила в «кордебаталь». И если именно эта половина позднее сражалась у Девельтово, то тогда можно предположить, что остальные гусары отступали с 24-м егерским полком – в составе «небольшого обсервационного отряда» Е.И. Властова.

Что касается казаков, то полк Селиванова 2-го числился откомандированным (рапорт Витгенштейна от 7 июня), а полк Родионова 2-го, согласно «таблице квартирного расположения», должен был отходить на Россиены и, таким образом, мог присоединиться к отряду Властова. Вероятно, поэтому М.И. Богданович считал, что при Девельтово сражались 3 сотни полка Платова 4-го. Однако в донесении Витгенштейна от 30.6 указан иной состав казачьей конницы в этом бою: 2 сотни 1-го Бугского и сотня Платова 4-го полков (а в ведомость о потерях включен и полк Родионова 2-го).

Хотя 1-й Бугский был прикомандирован к корпусу Багговута, он охранял границу по Неману от Румшишек до Средника, находившегося значительно ниже Ковно.

Как известно, в отданном 4 июля приказе Барклая о дальнейших самостоятельных действиях корпуса Витгенштейна говорилось о присоединении к нему «отрядов кн. Репнина и Гамена». В пехоте и кавалерии они были образованы из запасных войск 1-го резервного корпуса.

По рапорту его командира от 16 июня, отряд «при крепости Динабургской» включал 18 батальонов 32-й и 33-й дивизий, или 1-й гренадерской (6), 11-й (2), 23-й (4) и 7-й (6). При этом прочие подразделения 11-й дивизии находились в Дриссе (Кексгольмского полка) и Борисове (егерской бригады).

17-го Александр I предписал «отрядить» в эту крепость легкую конницу, и позднее (23.6) к ней прибыли 4 запасных эскадрона Изюмского и Елисаветградского гусарских полков.

А на следующий день император повелел немедленно отправить к Друе 12 батальонов 1-й гренадерской и 7-й пехотной дивизий «под командой» А.Ю. Гамена, а также сосредоточить на высотах против этого пункта все оставшиеся под непосредственным командованием Н.Г. Репнина части 9-й кавалерийской дивизии. И, кроме того, 19-го туда же было приказано следовать одной резервной батарейной роте.

Но после сосредоточения пехоты и конницы у Придруйска (23-24.6) Гамен, исполняя предписание Барклая, вернулся в Динабург с 4 батальонами пехотных полков 7-й дивизии. Соответственно, отряд Репнина 29 июня состоял из 8 батальонов, батарейной арт. роты № 28 и 3-х сводных кавалерийский полков, образованных из 11 эскадронов гвардейской, 1-й кирасирской и 2-й кавалерийской (драгунских полков) дивизий.

Витгенштейн забеспокоился о резервах, видимо, уже после трехдневного сражения 18 – 20 июля. 27-го Аракчеев (по поручению императора) сообщил ему, что для подкрепления его корпуса в Пскове есть 6 рекрутских батальонов, 1 батарейная, 1 легкая и 1 конная арт. роты. Там же находится гвардейский резерв, который тоже можно использовать, но не для укомплектования войск.

30 июля командующий корпусом желал усилить его пехотой Гамена, которая оставила Динабург еще 15-го, отступив на Рыбенишки. И, по данным Поликарпова, ее батальоны участвовали в сражении 5 – 6 августа в составе трех сводных полков:

1-й пехотный – 7-й дивизии
2-й пехотный – 23-й дивизии и Перновского полка
егерский – 18-го, 11-го, 36-го егерских и Полоцкого пех. полков

Правда, в строевом рапорте корпуса от 4 октября батальон Полоцкого пехотного полка, как и Кексгольмского, указан отдельно.

В донесении Барклаю от 31 июля Витгенштейн сетовал, что из назначенных ему четвертых батальонов он получает только 6, «а прочие все в Риге». Он также сообщил о том, что предписал подполковнику Бегунову прибыть из Пскова с «бригадой ему вверенной» (т.е. 1-й арт. запасной) и теми 6 батальонами в качестве прикрытия, не трогая гвардейский резерв.

И тогда же он попросил резервов у императора «хотя из рекрутских депо». Но Александр I ответил генералу, что более 6 резервных батальонов, находящихся в Пскове, для его корпуса нет, поскольку все остальные уже поступили в другие соединения.

6 августа Витгенштейн вновь сообщает, что корпус «совершенно ослабел», а на следующий день просит военного министра выделить ему «хоть два донских казачьих полка» (ранее обратившись по этому вопросу к императору). И 10 августа Барклай отправил ему 1 казачий полк – Родионова 2-го из отряда Винцингероде.

А 12 августа Витгенштейн доложил Александру I, что из назначенных ему 6 четвертых батальонов 5-й дивизии в Пскове оказалось только 4, «кои уже и прибывать сюда начали», а подразделения Пермского и Севского полков «еще прежде» были отправлены в Ригу.

По Богдановичу, резервный батальон Могилевского полка и конная рота № 23 прибыли 7 августа, гвардейский резерв – через 5 дней.

В соответствии с рескриптом от 30 августа с целью значительного усиления корпуса из Петербурга 3 и 5 сентября выступили две колонны.

1-я (должна была прибыть в Себеж 25-го):
– Воронежского пехотного полка 2 (действующих) батальона
– Санкт-Петербургского ополчения 1-я и 3-я бригады – 6 дружин
– легких полков 1-й кав. дивизии 4 резервных эскадрона
2-я (в Великие Луки 24-го):
– 1-го морского полка 2 (действующих) батальона
– Санкт-Петербургского ополчения 2-я, 4-я и 5-я бригады – 9 дружин
– Митавского драгунского полка 4 эскадрона
– 2 легкие арт. роты

1-му морскому полку 27 августа было приказано следовать в Ораниенбаум и далее в Гатчину, где он и присоединился к своей колонне войск.

Одна из легких арт. рот имела номер 49. А в строевом рапорте корпуса от 4 октября указана и другая рота той же 5-й резервной бригады – батарейная № 35. При этом, видимо, на основании других документов она упоминается в литературе не как батарейная, а как легкая с тем же номером, хотя таковая принадлежала 18-й полевой бригаде. И все же, вероятнее всего, в рескрипте нет ошибки, и из Петербурга были отправлены именно 2 легкие роты.

По Богдановичу, 1-я колонна присоединилась к войскам Витгенштейна 28 сентября, 2-я – 2 октября. А 4 сентября Александр I повелел усилить их Новгородским ополчением. Одному его отряду предписывалось прибыть в Себеж, а другому – в Великие Луки одновременно с указанными колоннами. Но в конечном итоге 1-я бригада новгородцев достигла Полоцка лишь после его взятия, 2-я, значительно более задержавшись с выступлением, собралась там еще позднее, а 3-я и 4-я 12 сентября были включены в корпус Новака.

4 резервных батальона 5-й пехотной дивизии, равно как и партии рекрут и выздоровевших солдат, поступили на укомплектование войск, резервные эскадроны Гродненских гусар – в свой полк.

4 октября в состав корпуса, по строевому рапорту и с учетом откомандированных частей, входили:

– Рижский и Ямбургский драгунские полки
– Гродненский гусарский полк
– сводные кирасирский, гвардейский, драгунский и гусарский полки
– Польского уланского полка 2 резервных эскадрона
– Митавский драгунский полк
– казачьи полки Родионова 2-го и Платова 4-го
– 5-я и 14-я пех. дивизии с их св.-грен. батальонами
– 1-й и 2-й сводные пехотные полки (из отряда Гамена)
– запасные батальоны:
1-й гренадерской дивизии (сведенные в 3 бат.)
Кексгольмского и Полоцкого пехотных полков
11-го, 18-го и 36-го егерских полков (сводный полк)
– 2 батальона гвардейского резерва
– 25-й пех. дивизии Воронежский пехотный и 1-й морской полки
– 5 бригад Санкт-Петербургского ополчения

Артиллерия:
– батарейные №№ 5, 14 и легкие №№ 9, 26, 27 роты
– батарейные №№ 27, 28 и конные №№ 1, 3 роты
– прибывшие из Петербурга 2 легкие роты (включая № 49)
– прибывшие из Пскова батарейная № 50, легкая № 57 и конная № 23 роты

Кроме того, приближавшийся к Полоцку по левому берегу Двины Финляндский корпус (авангард 5 октября занял Дисну) включал 8 «удвоенных» батальонов, драгунский и казачий полки, а также 1,5 арт. роты. При этом до 17 октября (по Богдановичу, «незадолго пред тем») прибыла батарейная рота № 6, а батарейная № 21 на ту же дату имела полный состав.

Но к 10 ноября многие части были откомандированы. Прежде всего, еще в Себеже осталась 8-я дружина Санкт-Петербургского ополчения, а в гарнизон Полоцка поступили:

– 2 батальона гвардейского резерва
– запасной эскадрон Ингерманландского драгунского полка
– 12-я дружина Санкт-Петербургского ополчения
– 1-я бригада Новгородского ополчения (по «старой» версии, 2 дружины, а еще одна осталась в Себеже)
– 2-й Тептярский казачий полк (по Богдановичу, прибыл вместе с первыми дружинами Новгородского ополчения)
– батарейная № 50 и легкая № 49 арт. роты

Кроме того, из Ушача Витгенштейн отправил в Полоцк «35-ю», легкую № 57 и батарейную № 27 роты. И, заметим, отделение от корпуса в общей сложности 5-ти арт. рот вызвало впоследствии у Александра I определенные вопросы.

После взятия Витебска войсками В.И. Гарпе там был оставлен отряд полковника Палена: 26-й егерский полк, казачья команда и взвод конной роты № 1. А из выступившей из Полоцка 2-й бригады Новгородского ополчения была затем откомандирована 5-я дружина для конвоирования пленных.

Отделялись и совсем небольшие отряды. Один из них состоял из 1 эскадрона Ямбургского драгунского полка и казачьей команды. Есть также разные версии о дислокации 10 – 16 ноября подразделений Рижского драгунского полка, легкой № 9 и батарейной № 28 арт. рот.

Вместе с тем 5 ноября к корпусу прибыл казачий полк Пантелеева 2-го из Дунайской армии. Тогда же Волконский направил в Витебск по просьбе Палена 5-й Башкирский полк, а днем позже – 3-й и 4-й. Из них 5-й (присоединившийся не позднее 11 ноября) и, по одной из версий, 4-й участвовали в операции на реке Березина и позднее конвоировали пленных. А из отряда П.В. Голенищева-Кутузова Витгенштейн в своей «подробной реляции» упоминает только казачий полк Чернозубова 8-го, который по его приказу вместе с отрядом Сеславина занял Борисов (15.11).

В упомянутой операции на реке Березина состав войск под командованием Витгенштейна, вероятно, был следующим.

– 5-я и 14-я пех. дивизии с их св.-грен. батальонами – 26 бат.
– батарейные №№ 5, 14 и легкие №№ 9 (без 5 ор.), 26, 27 арт. роты
– 6-й и 21-й пехотных дивизий – 16 бат.
– батарейные №№ 6, 21 и легкая № 11 арт. роты
– 25-й пехотной дивизии – 4 бат.
– 2 сводных пех. полка – 4 бат. (переформированных)
– сводный егерский полк – 3 бат.
– запасные подразделения 1-й гренадерской дивизии – 3 бат.
– Рижский драгунский полк – 4 эск. (возможно, без 1-2 эск.)
– Ямбургский драгунский полк – 3 эск.
– Гродненский гусарский полк – 8 эск.
– Финляндский (3) и Митавский (4) драгунские полки – 7 эск.
– сводные драгунский (3), гусарский (4), кирасирский (4) полки – 11 эск.
– сводный гвардейский полк
с резервными эскадронами Польского уланского полка – 5 эск.
– батарейная арт. рота № 28 (без взвода или дивизиона)
– конные арт. роты №№ 1 (без взвода), 3 и 23
– Санкт-Петербургского ополчения – от 10 до 13 дружин
– Новгородского ополчения – 2 дружины (4-я и 6-я)
– казаки
11.11 – 5 полков: Родионова 2-го, Платова 4-го, Лощилина, Пантелеева 2-го, 5-й Башкирский
15.11 – не менее 7 полков (с 4-м Башкирским и Чернозубова 8-го)
(без учета временно присоединившегося 15 ноября отряда Сеславина)
Всего:
пехоты – 56 бат.
(из них запасных: 7 переформированных и 7 3-ротных)
ополчения – 12-15 дружин
регулярной кавалерии – не более 38 эск.
казачьих полков – 5, 15 ноября – не менее 7
арт. рот:
батарейных – 5 (№ 28 без взвода или дивизиона)
легких – 3,5
конных – 3 (№ 1 без взвода)
 

 

Публикуется в интернет-проекте «1812 год» с любезного разрешения автора.