К оглавлению
Подмазо А.А. Кругом «плащи, да шпаги…».

Подмазо Александр Александрович

 

КРУГОМ «ПЛАЩИ, ДА ШПАГИ...».
(К вопросу об авторских повторениях генеральских портретов из Военной галереи Зимнего дворца).

 Военная галерея неизменно привлекает к себе внимание исследователей наполеоновских войн. Огромное число портретов генералов, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 1813-1814 гг., собранных в одном месте, является уникальным и не имеет аналогов в мире. 7 января 2007 г. исполняется 180 лет со дня ее создания.

 Несмотря на кажущуюся изученность темы,[1] Военная галерея продолжает преподносить исследователям все новые и новые сюрпризы.[2] Даже авторство находящихся в галерее портретов в разных изданиях описывается противоречиво. В известном альбоме В.М.Глинки и А.В.Помарнацкого «Военная галерея Зимнего дворца», выдержавшем уже три издания, говорится, что «портреты написаны в 1819-1828 годах английским портретистом Джорджем Доу и его русскими помощниками Александром Васильевичем Поляковым и Василием (Вильгельмом Августом) Александровичем Голике».[3]

 Не говоря уже о том, что находящиеся в галерее конные портреты императора Александра I и прусского короля Фридриха-Вильгельма III написаны Ф.Крюгером, а автором конного портрета австрийского императора Франца I является Ф.Крафт, даже в отношении оставшихся портретов вышеуказанная фраза не является достоверной, т.к. доподлинно известно, что некоторые портреты были созданы после смерти Дж.Доу его зятем Т.Райтом.

 Один из авторов тома «Английская живопись XVI–XIX века» из 16-томного научного каталога Государственного Эрмитажа «Собрание западноевропейской живописи» Е.П.Ренне уточняет: «Для выполнения портретов в Петербург в 1819 г. из Лондона по приглашению Александра I прибыл Дж.Доу. Вместе с помощниками художник работал над заказом в течение десяти лет. За это время непосредственно им или под его руководством для галереи было выполнено 333 портрета».[4]

 Добавив к общему числу поясных портретов, находящихся ныне в галерее (329), 4 портрета в полный рост (М.И.Кутузова, М.Б.Барклая де Толли, Константина Павловича и А.Веллингтона), получается, что все указанные портреты были созданы Доу и его помощниками до 1829 года, т.е. до даты смерти Дж.Доу.

 Далее, противореча вышеуказанному тексту, в каталоге говорится: «После смерти Доу его зять Т.Райт, приехавший в Россию по делам наследства художника, закончил начатые Доу три поясных портрета А.В.Богдановского, Ф.А.Линдфорса, Д.И.Пышницкого, а также портрет вел. кн. Константина Павловича в рост и исполнил портрет А.Б.Фока».[5]

 Архивные же документы, хранящиеся в Эрмитаже и в РГИА, фиксируют следующие даты поступлений портретов в Военную галерею после смерти Дж.Доу: 19 ноября 1832 г. поступил портрет А.В.Богдановского;[6] 22 декабря 1832 г. – портреты А.А.Бибикова, О.И.Бухгольца, Т.И.Збиевского, Сер.Я.Репнинского и Н.Ф.Титова;[7] 19 апреля 1834 г. – портрет великого князя Константина Павловича;[8] 14 декабря 1835 г – портреты Ф.А.Линдфорса и А.Б.Фока;[9] 1 сентября 1839 г. – портрет Д.И.Пышницкого.[10]

 Причем про портреты Константина Павловича, Линдфорса, Фока и Пышницкого прямо говорится, что они написаны Т.Райтом. Про остальные названные портреты сказано, что они переданы в галерею Райтом, что не исключает работу над ними и умершего Дж.Доу. Потребуется дополнительное исследование по каждому конкретному портрету, чтобы выяснить, дописывал их Райт или писал заново, к тому же за некоторые из них и Доу и Райт получили деньги как за написанные. Пока однозначно можно сказать только про портрет сенатора Бибикова, который было повелено написать 28 октября 1829 г., т.е. уже после смерти Дж.Доу, взамен находившегося в галерее портрета попавшего в немилость генерала А.А.Ласкина.[11]

 Существует устойчивая версия, что часть портретов в галерее является копиями, выполненными в мастерской Доу не самим Доу, а его помощниками. «Свобода живописной манеры Доу, эффектность композиций, все то, о чем писали современники, характерны для многих портретов Военной галереи, особенно тех, которые предназначались для двух нижних рядов, наиболее доступных для обозрения. В то же время большое число портретов лишено той степени профессионализма, которая свойственна произведениям Доу. Вероятно, часть из них является копиями с оригиналов Доу, другая часть исполнена с большей или меньшей долей его участия, а некоторые полностью исполнены его помощниками (выделено мною – А.П.) – Голике и Поляковым», – пишет Ренне.[12] Утверждение, по меньшей мере, очень смелое.

 Напомним: в настоящее время в Военной галерее находится 329 поясных генеральских портретов (13 портретов так и не были написаны, и вместо них в галерее находятся пустые рамы, затянутые зеленым репсом). Из них подпись Доу имеют только 114 портретов, т.е. можно предположить, что около двух третей всех портретов в галерее являются копиями, выполненными не англичанином. В самом нижнем ряду расположено 70 портретов, среди которых, по первоначальному замыслу, должны быть расположены только полные генералы и генерал-лейтенанты. Этот ряд ближе всего к зрителям и, по логике, все портреты в нем должны быть полностью выполнены Дж.Доу. Однако, только 34 портрета имеют подпись Доу,[13] т.е. если следовать логике автора Эрмитажного каталога, только половина портретов самого видного ряда галереи подлинные.

 Подобная версия находит косвенное подтверждение в «Записке о художнике Полякове», поступившей в 1827 г. в Общество поощрения художников. В ней содержались обвинительные материалы о нещадной эксплуатации Полякова английским живописцем. Из записки следует, что «Поляков не может упомнить числа портретов, им написанных для г.Дова…», что он не может даже указать «всех своих произведений, находящихся в столице под именем г.Дова», что «большая часть копий с генеральских портретов писана Поляковым, а несколько оных находятся и в самой Военной галерее, где они поставлены взамен тех оригиналов г.Дова, кои почернели или растрескались, и он по требованию начальства должен был их переменить другими».[14]

 Однако речь пойдет не о копиях, а об авторских повторениях. Генеральские портреты работы Доу имеются не только в Военной галерее, но и во многих музеях России, мира и даже в частных коллекциях. На части из них в изображении имеются отличия от галерейных портретов. Вот об этих портретах (далеко не всех) и пойдет речь.

 Генерал от артиллерии граф АРАКЧЕЕВ Алексей Андреевич (1769 – 1834) – в 1812 г. начальник Департамента военных дел Государственного совета, был неотлучно при императоре Александре I в составе Императорской квартиры, ведал комплектованием войск и ополчения. Сопровождал императора во время Заграничных походов 1813-1814 гг., исполнял роль начальника Императорской походной канцелярии. В сражениях при Люцене и Бауцене командовал артиллерией. При вступлении союзных войск в Париж Александр I подписал указ о производстве Аракчеева в генерал-фельдмаршалы. Однако последний, ссылаясь на то, что непосредственно войсками не командовал, упросил государя отменить указ и принял в качестве награды портрет императора с бриллиантами «для ношения на шее».

А.А.Аракчеев

Художник Дж.Доу (Военная галерея).
Слева внизу подпись и дата:
Geo Dawe prinxit 1824.
   А.А.Аракчеев

Художник Дж.Доу (?)
(Царское Село).

 На портрете из Военной галереи Аракчеев изображен в генеральском мундире гренадерского Графа Аракчеева полка образца 1814 г. На левой стороне груди звезда ордена Св.Александра Невского, на шее портрет императора Александра I в овальном медальоне, из-под него выглядывает серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г.

 В запасниках в Царском Селе находится портрет Аракчеева, аналогичный по композиции, но с одним отличием – вместо ордена Св.Александра Невского на груди находятся лента и звезда ордена Св.Андрея Первозванного. Аракчеев был представлен к награждению этим орденом 6 сентября 1809 г. за заслуги в организации перехода на Шведский берег по льду Финского залива во время русско-шведской войны 1808-1809 гг., но отказался от ордена, мотивируя тем, что не принимал непосредственного участия в военных действиях.

 Аракчеев был равнодушен к наградам (в 1807 г. он отказался от награждения орденом Св.Владимира 1-й ст.) и редко надевал их, нося на мундире только пожалованный в 1814 г. портрет императора Александра. Вероятно Доу, рисовавший Аракчеева для галереи, даже подумать не мог, что «второе» лицо в государстве (после императора) не имеет высшего ордена Российской империи и поэтому изобразил его на портрете. Позднее ошибка выяснилась и портрет пришлось переписывать (находящийся в галерее портрет Аракчеева датирован 1824 г., следовательно второй портрет написан ранее).

 Генерал-лейтенант ВОИНОВ Александр Львович (1770 – 1832) – в 1812 г. командовал 3-м корпусом в составе Дунайской армии, с сентября участвовал в боевых действиях против австро-саксонских войск, был в боях при Любомле, Пружанах и Белосельцах. После образования 3-й Западной армии вступил в командование ее 5-м корпусом. В сражении при Стахове контужен в плечо осколком гранаты (награжден алмазными знаками ордена Св.Анны 1-й ст.). В 1813 г. отличился при осаде Торна, в 1815 г. участвовал во 2-м походе во Францию.

А.Л.Воинов

Художник Дж.Доу (?)
(Военная галерея).
   А.Л.Воинов

Гравюра Мейера
по оригиналу Дж.Доу.

 На портрете из Военной галереи Воинов изображен в общегенеральском кавалерийском мундире образца 1814 г. На левой стороне груди звезды орденов Св.Александра Невского и Св.Владимира 2-й ст., а также золотой крест за взятие Базарджика и серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г. На шее крест ордена Св.Георгия 3-го кл., из-под борта выступает крест ордена Св.Владимира 2-й ст.

 На гравюре Мейера, сделанной по оригиналу Доу, к изображению добавлена шинель. Портрет в галерее не датирован, оригинал портрета, с которого делалась гравюра, пока обнаружить не удалось, поэтому попробуем выяснить, когда были написаны эти портреты по косвенным признакам. После войны Воинов был командиром 3-го резервного кавалерийского корпуса, находившегося в Великих Луках, а 16 февраля 1822 г. был назначен командиром 1-го пехотного корпуса, квартировавшего в окрестностях Митавы. За это время он трижды приезжал в Петербург, где работал Доу: феврале и декабре 1820 г. и в феврале 1824 г. В один из этих «зимних» приездов, вероятно, и был написан портрет в шинели, скорее всего в 1820 г., т.к. 20 апреля 1821 г. Доу получил деньги за готовый портрет Воинова.[15] 12 декабря 1824 г. Воинов был назначен командиром Гвардейского корпуса с переводом в Петербург и получил возможность видеться с художником в любое время. Портрет, находящийся в галерее, был написан весной или летом 1825 г., но не позднее 30 августа 1825 г., когда Воинов получил алмазные знаки ордена Св.Александра Невского, отсутствующие на портрете.

 Князь ВОЛКОНСКИЙ Петр Михайлович (1776 – 1852) – в 1812 г. генерал-майор, генерал-адъютант, в сентябре-октябре 1812 г. находился при М.И.Кутузове, затем участвовал в боевых действиях на р.Березина. С конца декабря начальник Главного штаба действующей армии. За руководство войсками в сражении при Люцене 23 апреля 1813 г. награжден чином генерал-лейтенанта со старшинством от 20 апреля 1813 г., за сражение при Лейпциге награжден орденом Св.Александра Невского. В 1814-1815 гг. сопровождал императора Александра I в его поездках и на Венском конгрессе.

П.М.Волконский

Художник Дж.Доу (Военная галерея).
Справа снизу подпись: Painted from nature by Geo Dawe RA.
   П.М.Волконский

Художник Дж.Доу (?)
(Гатчина).

 На портрете из Военной галереи Волконский изображен в общегенеральском мундире образца 1817 г. с лентой ордена Св.Андрея Первозванного, с атрибутами генерал-адъютанта (вензеля императора Александра I на эполетах и аксельбант). На левой стороне груди серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г., крест австрийского Военного ордена Марии Терезии 3-й ст., крест английского ордена Бани, крест не определенного иностранного ордена и звезды орденов Св.Андрея Первозванного и Св.Владимира 1-й ст. На шее крест ордена Св.Георгия 3-го кл. Портрет написан после 12 декабря 1823 г., когда Волконский был награжден орденом Св.Андрея Первозванного, но до 7 сентября 1825 г., когда этот портрет был передан в Зимний дворец для размещения в галерее.

 На портрете, находящемся в Гатчинском дворце-музее, Волконский изображен в генеральском мундире свиты Его Императорского Величества по квартирмейстерской части образца 1817 г. Несмотря на надпись на обороте, гласящую, что это «Первый портретъ написанный во время Ахенскаго Конгресса, для Военной Галереи Зимняго Дворца. От бывшаго въ 1821 мъ, 1822 мъ, 1823 мъ, и 1824 мъ годахъ Адъютантомъ Н.Д.Черткова», портрет написан не в 1818 г., когда был конгресс в Ахене, а после декабря 1823 г., т.к. на нем имеется орден Св.Андрея Первозванного.

П.М.Волконский

Художник Дж.Доу (Эрмитаж).
Справа снизу подпись и дата:
Geo Dawe R.A. Pinxit 1823.
   П.М.Волконский

Художник Дж.Доу (?).
(Местонахождение не известно).

 Еще один портрет, датированный 1823 г., находится в запасниках Государственного Эрмитажа и на нем орден Св.Андрея Первозванного отсутствует.

 Четвертый портрет, местонахождение которого не известно, идентичен портрету из Военной галереи, однако, лента ордена Св.Андрея Первозванного расположена поверх аксельбанта.

П.М.Волконский

Литография К.Крайя
по рисунку И.Клюквина
с оригинала А.В.Полякова (?).

 На литографии К.Крайя, сделанной в 1840-х гг. по рисунку И.Клюквина, к наградам Волконского добавлен императорский портрет с алмазами. Точного оригинала подобного портрета пока найти не удалось, но можно сделать однозначный вывод, что он не кисти Доу, т.к. портретом императора Волконский был награжден 20 апреля 1830 г., уже после смерти Доу. Вероятно, автором оригинала является А.В.Поляков, которому в 1833 г. разрешили сделать копию с галерейного портрета работы Доу.[16]

 Граф ВОРОНЦОВ Михаил Семенович (1782 – 1856) – в 1812 г. генерал-майор, командир 2-й сводно-гренадерской дивизии в составе 2-й Западной армии, был с ней в делах под Миром, Романовом, Салтановкой, в Смоленском сражении, Шевардинском бою. В Бородинском сражении был ранен пулей в ногу и за отличие награжден орденом Св.Анны 1-й ст. с алмазами. По выздоровлении назначен командовать авангардом 3-й Западной армии. 8 февраля 1813 г. произведен в генерал-лейтенанты. С августа 1813 г. в составе Северной армии был в сражениях под Гросс-Беереном, Денневицем, Лейпцигом (награжден орденом Св.Александра Невского) и Касселем. В 1814 г. за отличие под Краоном удостоен ордена Св.Георгия 2-го кл.

М.С.Воронцов

Художник Дж.Доу (?)
(Военная галерея).
   М.С.Воронцов

Гравюра Г.Доу
по оригиналу Дж.Доу.

 На портрете из Военной галереи Воронцов изображен в генерал-адъютантском мундире образца 1815 г. На левой стороне груди серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г. и звезды орденов Св.Александра Невского, Св.Георгия 2-го кл. и Св.Владимира 1-й ст. На шее крест ордена Св.Георгия 2-го кл.

 На гравюре Г.Доу, выполненной по оригиналу Дж.Доу, мы видим то же изображение, только на плечи генерала накинута шинель, подбитая мехом. Местонахождение оригинала не известно.

 Портрет, находящийся в галерее, не датирован, не известно также и время написания второго портрета. 19 февраля 1820 г. Воронцов был назначен командиром 3-го пехотного корпуса, в связи с чем приезжал в Петербург. Вероятно, тогда и был написан портрет в шинели, тем более, что 17 мая 1820 г. Доу получил деньги за готовый портрет Воронцова.[17] 23 мая 1823 г. Воронцов, будучи назначен Новороссийским генерал-губернатором и полномочным наместником Бессарабской области, уехал в Одессу. Поэтому можно предположить, что портрет, 7 сентября 1825 г. переданный в Зимний дворец для помещения в галерею, был написан в мае 1823 г.

 Барон ДИБИЧ Иван Иванович (1785 – 1831) – в 1812 г. полковник, обер-квартирмейстер 1-го отдельного пехотного корпуса. За храбрость и умелое руководство войсками под Якубовом, Клястицами и Головщиной награжден орденом Св.Георгия 3-го кл., за отличие в 1-м Полоцком сражении удостоен 18 октября 1812 г. чина генерал-майора (со старшинством от 6 августа 1812 г.). В октябре участвовал в штурме Полоцка, позднее сражался при Чашниках, Смолянах, на р.Березина (награжден орденом Св.Анны 1-й ст. и золотой шпагой «За храбрость» с алмазами). В декабре подписал Таурогенскую конвенцию, согласно которой Прусский вспомогательный корпус отделялся от Великой армии и был объявлен нейтральным. С весны 1813 г. генерал-квартирмейстер союзных армий, а затем российских войск, участвовал в основных сражениях кампании 1813 г., был контужен в колено правой ноги под Дрезденом, за отличие при Кульме пожалован орденом Св.Владимира 2-й ст., за действия в Лейпцигском сражении 8 октября 1813 г. произведен в генерал-лейтенанты (со старшинством от 4 октября 1813 г.). В 1814 г. был в сражениях при Бриенн-ле-Шато, Монмирайем и Парижем (награжден орденом Св.Александра Невского).

И.И.Дибич

Художник Дж.Доу (?)
(Военная галерея).
   И.И.Дибич

Художник Дж.Доу (?)
(Царское Село).

 На портрете из Военной галереи Дибич изображен в генерал-адъютантском мундире образца 1815 г. На левой стороне груди серебряная медаль участника и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 г., крест австрийского Военного ордена Марии Терезии 3-й ст., звезды орденов Св.Александра Невского с алмазами и Св.Владимира 1-й ст., а также знак отличия прусского Военного ордена Железного Креста (т.н. Кульмский крест). На шее кресты ордена Св.Георгия 3-го кл. и прусского ордена Пур ле Мерит, из-под борта выступают кресты австрийского ордена Леопольда 2-й ст. и прусского ордена Красного Орла 2-й ст.

 Датировать этот портрет можно между 12 октября 1821 г., когда Дибич был награжден орденом Св.Владимира 1-й ст., и 7 сентября 1825 г., когда портрет был передан в Зимний дворец для помещения в галерею. В связи с тем, что 30 июня 1820 г. Доу получил деньги за готовый портрет Дибича,[18] можно предположить, что существует еще один портрет – с орденом Св.Владимира 2-й ст., местонахождение которого не известно.

 Портрет же, находящийся в запасниках в Царском Селе, написан в 1829 г. в промежутке с 9 июня, когда Дибич был награжден орденом Св.Георгия 2-го кл., по октябрь, когда Доу умер (в феврале 1829 г. Доу вернулся в Петербург после своего отъезда оттуда в мае 1828 г.). Также на портрете мы видим звезду и ленту ордена Св.Андрея Первозванного, которым Дибич был награжден 30 сентября 1828 г., и иное расположение медалей.

 Барон ЖОМИНИ Генрих Вениаминович (1779 – 1869) – в 1812 г. бригадный генерал французской армии, был военным губернатором Вильно и Смоленска. В 1813 г. начальник штаба маршала М.Нея. Отличился в сражении при Бауцене. Из-за конфликта с начальником Главного штаба маршалом А.Бертье 14 августа 1813 г. оставил французскую армию и прибыл на аванпосты союзников, а 30 августа 1813 г. принят на российскую службу с чином генерал-лейтенанта. Состоял в свите императора Александра I в качестве военного советника, участвовал на стороне союзников в битвах при Дрездене, Кульме (награжден орденом Св.Анны 2-й ст.), Лейпциге (награжден орденом Св.Анны 1-й ст.). 15 декабря 1813 г. пожалован в генерал-адъютанты. В 1814 г. находился в сражениях при Бриенн-ле-Шато и Бар-сюр-Об. В 1814-1815 гг. сопровождал императора Александра I на Венский конгресс и во 2-м походе российских войск во Францию.

Г.В.Жомини

Художник Дж.Доу (Военная галерея).
На обороте холста подпись:
Geo Dawe RA.
   Г.В.Жомини

Художник Дж.Доу (?)
(Мордовский республиканский музей
изобразительного искусства).

 На портрете из Военной галереи Жомини изображен в генерал-адъютантском мундире образца 1815 г. На правой стороне груди звезда ордена Св.Анны 1-й ст., а на левой – звезда ордена Св.Владимира 2-й ст. На шее кресты ордена Св.Владимира 2-й ст. и баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа 2-й ст.

 Портрет поступил в Зимний дворец 7 сентября 1825 г., а 15 мая 1832 г. Министр Императорского двора П.М.Волконский передал хранителю Эрмитажных коллекций действительному статскому советнику Ф.И.Лабенскому повеление Государя (по просьбе Жомини) заменить в галерее портрет Жомини на другой, тоже работы Доу, полученный от него.[19] Новый портрет провисел в галерее не долго, т.к. 27 марта 1833 г. поступило новое повеление Государя (опять по просьбе Жомини) произвести обратную замену.[20]

 Второй портрет удалось обнаружить в Мордовском республиканском музее изобразительного искусства. Судя по изображенной на портрете ленте ордена Св.Александра Невского, которым Жомини был награжден 30 сентября 1828 г., портрет был написан с февраля по октябрь 1829 г.[21]

 ПАСКЕВИЧ Иван Федорович (1782 – 1856) – в 1812 г. генерал-майор, шеф Орловского пехотного полка и начальник 26-й пехотной дивизии, вошедшей в 7-й пехотной корпус 2-й Западной армии. Участвовал в сражении под Салтановкой, в Смоленском сражении и в Бородинском сражении (в ходе боя под ним были убиты две лошади). Позднее участвовал в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. С января 1813 г. командовал 7-м пехотным корпусом, находился при осаде Модлина, в сражениях под Люценом, Бауценом и Дрезденом. За отличие в Лейпцигском сражении произведен 8 октября 1813 г. в генерал-лейтенанты. Участвовал также в блокаде Гамбурга. 21 января 1814 г. назначен начальником 2-й гренадерской дивизии, находился с ней в сражениях при Лаоне, Арси-сюр-Обе и Париже.

И.Ф.Паскевич

Художник Дж.Доу (Военная галерея).
На обороте холста подпись:
Geo Dawe pinxt.
   И.Ф.Паскевич

Художник Дж.Доу (Эрмитаж).
Подпись и дата:
Geo Dawe R.A. Pinxt 1823.

 На портрете из Военной галереи Паскевич изображен в общегенеральском мундире образца 1817 г. и шинели с атрибутами генерал-адъютанта (вензеля императора Александра I на эполетах и аксельбант). На левой стороне груди серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г., знак турецкого ордена Полумесяца, ошибочно изображенный на красной ленте вместо положенной зеленой, и звезды орденов Св.Александра Невского и Св.Владимира 2-й ст. На шее крест ордена Св.Георгия 3-го кл., из-под борта выступают кресты прусского ордена Красного Орла и ордена Св.Владимира 2-й ст.

 Портрет можно датировать с 12 декабря 1824 г., когда Паскевич получил звание генерал-адъютанта, до 7 сентября 1825 г., когда портрет был передан в Зимний дворец для помещения в галерею.

 Другой портрет, датированный 1823 г., находится в запасниках Государственного Эрмитажа и на нем Паскевич еще без генерал-адъютантских атрибутов.

И.Ф.Паскевич

Гравюра Г.Доу
по оригиналу Дж.Доу.
   И.Ф.Паскевич

Литография Мейера
по оригиналу Дж.Доу.

 На гравюре Г.Доу, выполненной с оригинала Д.Доу, виден орден Св.Георгия 2-го кл., которым Паскевич был награжден 29 октября 1827 г., однако вместо 1-й ст. ордена Св.Владимира, которую Паскевич получил 17 августа 1827 г., изображена 2-я ст. На гравюре Мейера, также выполненной с оригинала Д.Доу, на груди Паскевича видны ордена Св.Андрея Первозванного (получен 22 сентября 1828 г.), Св.Владимира 1-й ст. и Св.Георгия 1-го кл. (получен 27 июля 1829 г.). Оригиналов обоих портретов пока найти не удалось. Датировать же их можно ноябрем-декабрем 1827 г. и августом-октябрем 1829 г. соответственно, т.к. 22 августа 1826 г. Паскевич был назначен командующим войск отдельного Кавказского корпуса и в Петербург приезжал только по «особым» случаям. Поводом для приезда могло быть награждение орденами Св.Георгия 2-го и 1-го кл.

 Генерал-лейтенант маркиз ПАУЛУЧЧИ Филипп Осипович (1779 – 1849) – в 1812 г. начальник Главного штаба 1-й Западной армии. Из-за конфликта с главнокомандующим М.Б.Барклаем де Толли и его штабным окружением удален из армии под предлогом болезни. С октября Рижский военный губернатор, руководил боями на рижском направлении, провел тайные переговоры с прусским генералом Г.Йорком, которые уже без его участия окончились подписанием Таурогенской конвенции, организовал преследование отступавшего неприятеля и занял Мемель.

Ф.О.Паулуччи

Художник Дж.Доу (Военная галерея).
На обороте холста подпись:
Geo Dawe R.A. pinxt.
   Ф.О.Паулуччи

Художник Дж.Доу (?)
(Частная коллекция).

 На портрете из Военной галереи Паулуччи изображен в генерал-адъютантском мундире образца 1815 г. На левой стороне груди серебряная медаль участника и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 г., а также звезды орденов Св.Александра Невского и Св.Владимира 2-й ст. На шее крест ордена Св.Георгия 3-го кл., из-под борта выступают кресты ордена Св.Анны 1-й ст. и сардинского ордена Маврикия и Лазаря.

 Звезды ордена Св.Анны 1-й ст. на портрете нет, т.к. при ордене Св.Александра Невского эта звезда снималась, а крест перемещался на шею.

 В частной коллекции находится аналогичный портрет, на котором помимо перечисленных наград виден еще и пармский Константиновский орден Св.Георгия 1-й ст.

 Оба портрета не датированы и определить время их написания пока не представляется возможным, т.к. Паулуччи, бывший Рижским военным губернатором, приезжал в Петербург 6 раз: в марте 1823 г., в январе и ноябре 1824 г., в декабре 1826 г., в октябре 1827 г. и в январе 1828 г.

 Инженер-генерал барон СУХТЕЛЕН (1-й) Петр Корнильевич (1751 – 1836) – в 1812 г., будучи посланником в Стокгольме, способствовал заключению русско-шведского союзного договора, в качестве российского уполномоченного подписал Эребруский мир с Великобританией. В августе участвовал в российско-шведских переговорах в Або. В воздаяние заслуг 6 сентября 1812 г. возведен с потомством в баронское великого княжества Финляндского достоинство. В 1813 г. исполнял обязанности начальника российской военной миссии при главной квартире Северной армии, участвовал в сражениях при Денневице и Лейпциге. В 1814 г. сражался на территории Голштинии. 17 января 1814 г. подписал со стороны России мирный трактат с Данией.

П.К.Сухтелен

Художник Дж.Доу (Военная галерея).
Слева, на уровне груди, подпись и дата:
painted Geo Dawe 1820.

 На портрете из Военной галереи Сухтелен изображен в общегенеральском вицмундире образца 1817 г. и шинели. На левой стороне груди крест ордена Св.Георгия 4-го кл., бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 г., звезды ордена Св.Александра Невского, шведского ордена Серафимов и ордена Св.Владимира 1-й ст., а также шитая звезда ордена Св.Иоанна Иерусалимского. На шее крест ордена Св.Иоанна Иерусалимского. Портрет датирован 1820 г.

П.К.Сухтелен

Художник Дж.Доу (Стокгольм).
Слева внизу подпись и дата:
Geo Dawe R.A. pinxt 1820.
   П.К.Сухтелен

Художник Дж.Доу (Отд. рукописей РНБ).
Слева внизу подпись и дата:
Geo Dawe R.A. pinxt. 1820.

 Существуют еще два портрета, также датированные 1820 г. – в академии художеств в Стокгольме и в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки. На первом портрете отсутствует орден Св.Александра Невского, которым Сухтелен был награжден еще в 1803 г., а на втором генерал изображен без шинели.

 Сухтелен, находившийся после войны при Шведском королевском дворе «по особым поручениям», приезжал в Петербург в мае 1820 г. и, вероятно, тогда заказал Доу сделать три портрета – один для Военной галереи, второй для его дома в Петербурге, откуда он и попал с коллекцией книг и рукописей Сухтелена в РНБ, а третий – для кого-то в Швеции. Причем на «шведском» портрете верхней изображена звезда шведского ордена Серафимов, для чего звезда ордена Св.Александра Невского была намеренно не написана.

 УВАРОВ Федор Петрович (1773 – 1824) – в 1812 г. генерал-лейтенант, генерал-адъютант, командовал 1-м резервным кавалерийским корпусом. В деле под Колоцким монастырем поддержал арьергард генерала П.П.Коновницына. В Бородинском сражении совместно с казачьим корпусом М.И.Платова совершил рейд в тыл неприятеля в обход его левого фланга, однако поставленной М. И. Кутузовым задачи не выполнил, втянулся в стычки на фланге и вскоре был отбит (не был представлен к награде за Бородино). Во время преследования неприятеля сражался под Вязьмой и Красным. В 1813-1814 гг. состоял при императоре Александре I, исполняя его распоряжения порой в самых угрожаемых и опасных местах. За отличие в Лейпцигском сражении 8 октября 1813 г. произведен в генералы от кавалерии, за кампанию 1814 г. получил орден Св.Владимира 1-й ст.

Ф.П.Уваров

Художник Дж.Доу (?)
(Военная галерея).
   Ф.П.Уваров

Художник Дж.Доу (?)
(Царское Село).

 На портрете из Военной галереи Уваров изображен в генеральском вицмундире Кавалергардского полка образца 1814 г. с атрибутами генерал-адъютанта (вензеля императора Александра I на эполетах и аксельбант) и с лентой ордена Св.Андрея Первозванного. На левой стороне груди серебряная медаль участника Отечественной войны 1812 г., кресты австрийского Военного ордена Марии Терезии 3-й ст., прусского ордена Черного Орла, баварского Военного ордена Максимилиана Иосифа 3-й ст., прусского ордена Красного Орла 3-й ст., виртембергского ордена Военных заслуг и французского ордена Св.Людовика, а также звезды орденов Св.Андрея Первозванного, Св.Георгия 2-го кл. и Св.Владимира 1-й ст. На шее крест ордена Св.Георгия 2-го кл.

 В запасниках в Царском Селе находится еще один портрет, отличающийся от галерейного не только орденами (на втором потрете отсутствует лента ордена Св.Андрея Первозванного и имеется крест прусского ордена Красного Орла 2-й ст., вместо креста 3-й ст.), но и всей композицией фигуры генерала.

 Оба портрета не датированы, но можно предположить, что они написаны в 1824 г. или в самом конце 1823 г., т.к. орденом Св.Андрея Первозванного Уваров был награжден 12 декабря 1823 г., а 20 ноября 1824 г. генерал умер.

 ХРАПОВИЦКИЙ Матвей Евграфович (1784 – 1847) – в 1812 г. полковник, командир л.-гв. Измайловского полка и командир гвардейской бригады, с которой в Бородинском сражении оборонял Семеновские высоты. Будучи ранен пулей в левую ногу навылет, не покинул поле сражения, а его бригада не отошла ни на шаг, хотя и потеряла половину личного состава. За проявленное мужество полкам бригады были вручены георгиевские знамена, а Храповицкий 21 ноября 1812 г. пожалован в генерал-майоры со старшинством от 26 августа 1812 г. Вернувшись в декабре 1812 г. к бригаде, проделал с ней походы 1813-1814 гг. Под Кульмом тяжело ранен в левую ногу (награжден орденом Св.Анны 1-й ст.), к своей бригаде смог вернуться в феврале 1814 г.

М.Е.Храповицкий

Художник Дж.Доу (?)
(Военная галерея).
   М.Е.Храповицкий

1. Художник Дж.Доу
(Бородинская панорама).
Подпись и дата: Geo Dawe pinxit 1822.
2. Художник Дж.Доу (Гатчина).
Слева около руки подпись и дата:
Dawe Pinxit 1821.

 На портрете из Военной галереи Храповицкий изображен в генеральском мундире лейб-гвардии Измайловского полка образца 1817 г. с атрибутами генерал-адъютанта (вензеля императора Александра I на эполетах и аксельбант). На правой стороне груди из-под лацкана выступает звезда ордена Св.Анны 1-й ст. На левой стороне груди крест ордена Св.Георгия 4-го кл., серебряная медаль участника и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 г., а также знак отличия прусского Военного ордена Железного Креста (т.н. Кульмский крест). На шее крест ордена Св.Владимира 3-й ст. и кресты прусских орденов Красного Орла 2-й ст. и Пур ле Мерит. Портрет не датирован, но написан он мог быть до 7 декабря 1823 г., когда Храповицкого наградили орденом Св.Владимира 2-й ст.

 В музее-панораме «Бородинская битва» и в Гатчинском дворце-музее хранятся портреты Храповицкого, аналогичные по изображению, только лацкан на мундире не застегнут, как на портрете в Военной галерее, а расстегнут. Первый портрет датирован 1822 г., а на втором стоит дата – 1821 г.

 Генерал-лейтенант граф ШТЕЙНГЕЛЬ Фаддей Федорович (1762 – 1831) – в 1812 г. генерал-губернатор Финляндии и командир Финляндского корпуса. В августе участвовал в российско-шведских переговорах в Або. 6 сентября 1812 г. возведен в графское Российской империи достоинство. В сентябре 1812 г. его корпус, переброшенный к Риге, сражался у Гросс-Экау и Бауска с прусскими войсками, затем двинулся к Полоцку, способствовал освобождению этого города (награжден золотой шпагой «За храбрость» с алмазами). В дальнейшем действовал с корпусом в составе 1-го отдельного корпуса генерала П.Х.Витгенштейна. Отличился в деле при Кубличах (награжден орденом Св.Александра Невского). Позднее участвовал в сражениях при Чашниках, Смолянах, на р.Березине и во взятии Эльбинга. В начале 1813 г. находился при обложении Данцига, затем вновь приступил к исполнению обязанностей генерал-губернатора Финляндии.

Ф.Ф.Штейнгель

Художник Дж.Доу (?)
(Военная галерея).
   Ф.Ф.Штейнгель

Художник Дж.Доу
(Хельсинки, национальный музей).

 На портрете из Военной галереи Штейнгель изображен в общегенеральском вицмундире образца 1817 г. на фоне Рижского порта. На левой стороне груди серебряная медаль участника и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 г., а также звезды орденов Св.Александра Невского и Св.Владимира 2-й ст. На шее кресты орденов Св.Анны 1-й ст. с алмазами, Св.Георгия 3-го кл., Св.Владимира 2-й ст., а также крест прусского ордена Красного Орла 2-й ст.

 Звезды ордена Св.Анны 1-й ст. на портрете нет, т.к. при ордене Св.Александра Невского эта звезда снималась, а крест перемещался на шею.

 В Национальном музее в Хельсинки находится аналогичный портрет, только на мундире изображена лента ордена Св.Александра Невского. Оба портрета не датированы и в настоящее время определить дату их написания не представляется возможным.

 Это далеко не полный список портретов, авторские повторения которых с изменениями (иногда значительными, иногда не очень) удалось найти.

(Доклад на конференции в Бородино 6 сентября 2006 г.)


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Военная галерея Зимнего дворца, издаваемая с высочайшего соизволения и посвященная его императорскому в-ву Государю Императору: Император Александр I и его сподвижники в 1812-1815 г. Т. 1-6. – СПб.: Изд-е В.Межевича и И.Песоцкого; тип. К.Крайа, 1845-1850; Михайловский-Данилевский А.И. Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца. Т. I-IV. – СПб., 1845-1849; Военная галерея 1812 г. – СПб.: экспедиция заготовления бумаг, 1912; Глинка В.М., Помарницкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. – Л.: Изд. Гос. Эрмитажа, 1963.

[2] Кибовский А.В. Прогулки по Эрмитажу. Загадки Военной галереи Зимнего дворца. // Цейхгауз. – М., 2001, №1/13, с.18-21; №3/15, с.28-29; Кибовский А.В. Загадки Военной галереи Зимнего дворца. (Судьба и портрет генерал-майора Н.Д.Мякинина). // Эпоха 1812 года. Исследования. Источники. Историография. II. / Сборник материалов к 200-летию Отечественной войны 1812 года. – М.: труды Государственного Исторического музея. Вып. 137, 2003, с.139-144.

[3] Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Военная галерея Зимнего дворца. – 3-е изд., доп. – Л.: "Искусство", 1981, с.7.

[4] Дукельская Л.А., Ренне Е.П. Английская живопись XVI–XIX века. // Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи. Научный каталог в 16 томах. – СПб.: Искусство, 1990, т.XIII, с.185.

[5] Дукельская Л.А., Ренне Е.П. Указ. соч., с.186.

[6] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.22 (1832 год).

[7] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.35 (1832 год).

[8] РГИА, ф.472, оп.12, д.66, л.109.

[9] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.30 (1835 год).

[10] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.47 (1839 год).

[11] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.33 (1829 год).

[12] Дукельская Л.А., Ренне Е.П. Указ. соч., с.186.

[13] При подсчете учитывалось не современное расположение портретов в галерее, а первоначальное размещение портретов, зафиксированное в архивных документах (см. Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.1 (1833 год)).

[14] Вайнберг А.Л. Крепостной художник Александр Поляков (1801-1835 гг.) // Труды Государственного исторического музея. Вып. XV. Сборник статей по истории СССР XIX в. – М., 1941, с.51-75.

[15] РГВИА, ф.474, оп.1, д.1252.

[16] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.20 (1833 год).

[17] РГВИА, ф.474, оп.1, д.1252.

[18] Там же.

[19] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.15 (1832 год).

[20] Архив ГЭ, ф.1, оп.2, д.34 (1833 год).

[21] Обоснование датировки такое же, как при датировке портрета И.И.Дибича, находящегося в Царском Селе.

 

(Антикварное обозрение. – СПб., 2007, №1, с.12-17.)

Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год».
Подготовлено к публикации Подмазо А.А., 2006.