К оглавлению
Кибовский А.В. Прогулки по Эрмитажу.

Кибовский Александр Владимирович
кандидат исторических наук

 

ПРОГУЛКИ ПО ЭРМИТАЖУ.
Загадки Военной галереи Зимнего дворца. I часть.

Если на клетке слона прочтешь
надпись «буйвол», не верь глазам своим.

Козьма Прутков

 В статье о трофейных кирасах Псковского драгунского полка («Цейхгауз», №11) был опубликован портрет его командира генерал-майора А.А.Засса из Военной галереи Зимнего дворца. Журнал получил многочисленные отзывы, в которых указывалось, что в изданиях и каталогах Государственного Эрмитажа этот портрет значится как изображение другого участника войны с той же фамилией – генерала А.П.Засса. Недоумение читателей вполне понятно. Военная галерея является важнейшим, можно сказать знаковым объектом отечественной культуры. Во все времена она находилась под пристальным вниманием военных историков и искусствоведов. О галерее написаны многочисленные статьи и монографии. Казалось бы, в этом уникальном собрании, составляющем жемчужину главного музея страны, не должно быть белых пятен и ошибок. Но увы, даже здесь знаменитый афоризм Козьмы Пруткова сохраняет свою печальную актуальность. В связи с вопросами читателей, «Цейхгауз» считает необходимым дать комментарии и разъяснения.

 Действительно, на раме указанного портрета, расположенного в четвертом ряду снизу между портретом Барклая де Толли и выходом из галереи, стоит подпись «А.П.Засс 2-й Генерал Майор» (Инв. №ГЭ 8068). В 1849 г. А.И.Михайловский-Данилевский в шестом томе своего сочинения «Император Александр I и его сподвижники в 1812, 1813, 1814, 1815 годах. Военная галерея Зимнего дворца» расшифровал инициалы и опубликовал портрет с подписью «Александр Павлович Засс». Это же определение было повторено в капитальном издании 1912 г. «Военная галерея 1812 года». В 1981 г. в альбоме В.М.Глинки и А.В.Помарнацкого «Военная галерея Зимнего дворца» подпись была изменена вследствие досадной ошибки. Дело в том, что в галерее находится еще один портрет Засса с такими же инициалами. Он расположен в пятом ряду снизу между портретами Александра I и вел. кн. Константина Павловича и подписан «А.П.Засс Генерал Лейтенант» (ГЭ 7825). Во всех предыдущих изданиях, начиная с 1849 г., он значился как изображение генерал-лейтенанта Андрея Павловича Засса. Но в альбоме 1981 г. фотографии портретов оказались перепутаны, и отныне прежний «Александр Павлович» стал Андреем Павловичем Зассом, а «Андрей Павлович» – Александром.

Генерал-лейтенант Андрей Павлович Засс
Генерал-лейтенант
Андрей Павлович Засс

(ГЭ 7825)
 Меж тем, проверить «кто есть кто» достаточно просто. На мундире генерала с портрета ГЭ 7825 хорошо видна звезда ордена Св.Александра Невского и крест ордена Св.Георгия 3-й степени. Александр Павлович Засс имел только 4-ю степень ордена Св.Георгия, а ордена Св.Александра Невского не удостоился вообще. Из всех Зассов, участвовавших в войне 1812-1814 гг., 3-ю степень мог носить лишь генерал-лейтенант Андрей Павлович Засс, получивший этот орден 13 июня 1810 г. «за отличие и храбрость, оказанные в сражении против турецких войск при взятии Туртукая 19 мая».[1] Впрочем, согласно воспоминаниям С.Г.Волконского, «отличие и храбрость» были несколько преувеличены: «…когда мы переходили Дунай в Гирсове, особенный отряд перешел эту реку против Туртукая. Им командовал… Андрей Павлович Засс. Успешно переправившись чрез реку, он сейчас распорядился о штурме Туртукая, но слабый гарнизон этого укрепления в ту же ночь отступил, и наши штурмовые колонны взошли в оный, не встретив обороны, и это подало повод в кругу молодежи, весьма нерасположенной к главнокомандующему (Н.М.Каменскому – А.К.), к следующему куплету:

   On leur donne la chasse.
On n’y trouve que des souris
On occupe la place
Tourtoukai par Zass est conquis
»
   Туртукай захвачен Зассом.
В крепость вступают,
Находят там лишь мышей
И устраивают на них охоту.[2]

 Как бы там ни было, за Туртукай Андрея Павловича Засса наградили орденом Св.Георгия 3-й степени. Еще раньше, за кампанию 1809 г., он получил орден Св.Александра Невского. Таким образом, на портрете ГЭ 7825 действительно изображен Андрей Павлович Засс. Впрочем, ошибка с портретами А.П.Зассов не единственная в альбоме 1981 г. Точно также перепутаны фотографии портретов Павла Петровича и Петра Петровича Паленов.

 Более сложным является вопрос определения персонажа на портрете ГЭ 8068. Как мы выяснили, в соответствии с подписью он должен считаться изображением Александра Павловича Засса. Однако, среди наград генерала хорошо виден золотой крест на георгиевской ленте, форма которого близка памятным офицерским крестам за взятие Очакова (1788 г.), Измаила (1790 г.) и предместья Варшавы Праги (1794 г.). Александр Павлович Засс ни в одном из этих штурмов не участвовал. Он родился только в 1782 г. и лишь 13 ноября 1796 г. в возрасте 14 лет получил первый офицерский чин прапорщика. Естественно, что никакого золотого креста у А.П.Засса не было. Зато к моменту создания Военной галереи он имел прусский орден Красного Орла 2-й степени, который отсутствует у генерала на портрете. Но кто же тогда изображен на нем, если это не Андрей и не Александр Павловичи Зассы?

Генерал-майор Андрей Андреевич Засс
Генерал-майор
Андрей Андреевич Засс

(ГЭ 8068)
 Разгадка «тайны дома Зассов», как нам представляется, следующая. В войне 1812 г. участвовал еще один генерал с этой фамилией – Андрей Андреевич Засс. Он был записан вахмистром в Конную гвардию в 1787 г., а в 1792 г. перешел ротмистром в Киевский конно-егерский полк. Вместе с ним Засс участвовал в кампании 1794 г. против поляков. За штурм Праги он получил чин секунд-майора и золотой офицерский крест. Кроме этого креста в период создания Военной галереи А.А.Засс имел ордена Св. Анны 1-й степени, Св.Владимира 3-го класса и Св.Георгия 4-й степени, а также серебряную медаль в память Отечественной войны 1812 г. – т.е. такие же награды, что и у генерала на портрете.[3] Таким образом, не остается сомнений, что на указанном портрете изображен генерал-майор Андрей Андреевич Засс.

 Из приведенного исследования становится ясным, что «Цейхгаузом» не допущено ошибок или неточностей. Еще в 1996 г. составители «Словаря русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг.» исправили прежние недоразумения и опубликовали портреты с верными подписями.[4] Но, к сожалению, история с Зассами не единственная путаница Военной галереи. Похожие злоключения произошли еще с некоторыми однофамильцами. Распутать их сегодня позволяет только знание орденов и наградных знаков.

Генерал-майор Иван Андреевич Аргамаков
Генерал-майор
Иван Андреевич Аргамаков 2-й

(ГЭ 8131)
 В Военной галерее находятся два портрета генералов Аргамаковых. Один из них (ГЭ 8070) – расположенный поблизости от портрета А.А.Засса в четвертом ряду снизу между портретом Барклая де Толли и выходом из галереи – подписан «И.А.Аргамаков 2-й Генерал Майор». В 1848 г. А.И.Михайловский-Данилевский опубликовал его как изображение Ивана Андреевича Аргамакова. Другой портрет (ГЭ 8131) – третий слева в пятом ряду снизу между портретом Веллингтона и выходом из галереи – имеет подпись «И.В.Аргамаков 1-й Генерал Майор». В альбоме 1912 г. и последующих изданиях он определен как изображение Ивана Васильевича Аргамакова. Оба генерала имеют ордена Св.Владимира 3-й степени, Св.Георгия 4-го класса, командорский крест Св.Иоанна Иерусалимского, серебряную медаль в память Отечественной войны 1812 г. Но у «Ивана Васильевича» Аргамакова есть еще звезда ордена Св.Анны 1-го класса, а у «Ивана Андреевича» – знакомый нам золотой крест на георгиевской ленте. Как уже говорилось, близкие по форме кресты получили офицеры – участники штурмов Очакова 1788 г., Измаила 1790 г. и предместья Варшавы Праги 1794 г. (не удостоившиеся при этом орденов Св.Георгия или Св.Владимира).

Генерал-майор Иван Васильевич Аргамаков
Генерал-майор
Иван Васильевич Аргамаков 1-й

(ГЭ 8070)
 Оба Аргамакова участвовали в кампании 1794 г. против поляков. Но Иван Андреевич Аргамаков, являясь поручиком Ингерманландского карабинерного полка, находился в Литве. Здесь он получил боевое крещение. За отвагу в сражении при Вильно 31 июля 1794 г. Аргамакову присвоили чин ротмистра. На этом боевые действия для него завершились.[5] Никакого золотого креста он, естественно, не получал и позировать с ним для портрета не мог. Меж тем ротмистр Софийского карабинерного полка Иван Васильевич Аргамаков совершил поход вглубь Польши и за штурм Пражских ретраншементов был награжден 1 января 1795 г. золотым крестом на георгиевской ленте. В дальнейшем Аргамаковы участвовали в разных походах. К началу войны 1812 г. оба руководили полками: И.А.Аргамаков являлся шефом Житомирского драгунского полка, а И.В.Аргамаков – командиром Владимирского драгунского. За отличия в сражениях 1813-1814 гг. оба были произведены в генерал-майоры. Но лидером по наградным знакам стал Иван Андреевич Аргамаков. За битву при Лейпциге 6 и 7 октября 1813 г. он получил орден Св.Анны 1-й степени. Иван же Васильевич так и не поднялся выше ордена Св.Владимира 3-го класса. Возвращаясь теперь к портретам Военной галереи, следует признать, что подписи на рамах и последующие определения генералов были перепутаны. С Пражским крестом изображен, конечно, не Иван Андреевич, а Иван Васильевич Аргамаков (ГЭ 8070). Он и внешне выглядит старше. Все-таки разница в возрасте этих генералов составляла 12 лет. Настоящий же портрет Ивана Андреевича Аргамакова (с Аннинской звездой на груди) расположен на противоположной стене (ГЭ 8131).

Генерал-лейтенант Григорий Владимирович Розен
Генерал-лейтенант
Григорий Владимирович Розен 1-й

(ГЭ 7864)
 Еще более загадочная история произошла с портретами генералов Розенов. Их в Военной галерее трое: Александр Владимирович, Григорий Владимирович и Федор Федорович. Портрет генерал-лейтенанта Григория Владимировича Розена не вызывает никаких сомнений – барон изображен в мундире л.-гв. Преображенского полка с отличиями генерал-адъютанта, орденом Св.Георгия 3-го класса, звездой ордена Св.Владимира 2-й степени, Кульмским крестом, серебряной и бронзовой медалями в память Отечественной войны 1812 г. Но с остальными Розенами вышла настоящая путаница. Один из портретов – в третьем ряду снизу между портретом Веллингтона и выходом из галереи – имеет подпись «Барон А.В.Розен 2-й Генерал Майор» (ГЭ 7987). На той же стене, но во втором ряду снизу расположен портрет с подписью «Барон Ф.Ф.Розен 3-й Генерал Майор» (ГЭ 8115). На его живописном полотне имеется даже авторская надпись: «from nature by G.Dawe 1823» – эксклюзивное свидетельство личной работы Доу.

 При сравнении портретов возникает странное наблюдение. «Александр Владимирович Розен» совсем не похож на своего брата Григория Владимировича. Конечно, всякое бывает, и на этом не стоило бы акцентировать внимание, если бы не одно обстоятельство. На Григория Владимировича подозрительно похож так называемый «Федор Федорович Розен». А тут еще в 1848 г. А.И.Михайловский-Данилевский, который лично мог знать обоих персонажей, опубликовал портрет «Александра Владимировича Розена» с подписью – «Федор Федорович Розен»! Однако в альбоме 1912 г. этот портрет (ГЭ 7987) был напечатан по-прежнему как изображение Александра Владимировича. Разобраться в этой запутанной истории можно лишь с помощью изучения наград изображенных генералов.

Генерал-майор Александр Владимирович Розен
Генерал-майор
Александр Владимирович Розен 2-й

(ГЭ 8115)
 В период создания Военной галереи список российских наград у А.В. и Ф.Ф.Розенов был одинаков: ордена Св.Анны 1-й степени, Св.Владимира 3-го класса, Св.Георгия 4-й степени, командорский крест Св.Иоанна Иерусалимского, серебряная и бронзовая медали в память Отечественной войны 1812 г. (у А.В.Розена была еще золотая сабля «За храбрость», но на портрете ее не видно). Однако, набор иностранных орденов двух генералов сильно отличался. Ф.Ф.Розен имел лишь прусский «Pour le merite» («За достоинство»). В отличие от него А.В.Розен удостоился многих наград: австрийского военного ордена Марии Терезии, прусского Красного Орла 2-й степени и сардинского Св.Маврикия и Лазаря. Последний орден имели в русской армии преимущественно участники Итальянского похода 1799 г. Как вспоминал Е.Ф.Комаровский: «…король Сардинский прислал генералиссимусу цепь военного ордена св.Лазаря и Маврикия, несколько орденов на шею и в петлицу; …Удостоение сими орденами предоставлено было… на произвол князя Суворова, за освобождение Пиемонта от неприятеля, как провинции, принадлежащей королю Сардинскому… Князь Суворов поступил при раздаче орденов более пристрастно, нежели справедливо, ибо получили оные или родственники его, бывшие в армии, или находящиеся при нем чиновники; из отличившихся же действительно в армии никто почти оных не был удостоен».[6] А.В.Розен участвовал в Итальянском походе, отличился в сражениях и с 14 июля 1799 г. находился адъютантом при А.В.Суворове. Так что его награждение (официально – за взятие Турина 14 мая 1799 г.) было вполне закономерным. Ф.Ф.Розен в походах 1799 – 1800 гг. не был и ордена Св.Маврикия и Лазаря, а равно Марии Терезии и Красного Орла не получал.

Генерал-майор Федор Федорович Розен
Генерал-майор
Федор Федорович Розен 3-й

(ГЭ 7987)
 Теперь, снова обратившись к Военной галерее, мы можем обнаружить, что на портрете «Александра Владимировича Розена» вышеназванные ордена отсутствуют. Зато у «Федора Федоровича Розена» есть и орден Красного Орла 2-й степени, и орден Марии Терезии, и даже орден Св.Маврикия и Лазаря. Столь явное взаимное противоречие позволяет утверждать, что прав был А.И.Михайловский-Данилевский. Подписи под портретами перепутаны. Портрет ГЭ 7987 следует действительно считать изображением Федора Федоровича Розена. Соответственно, на портрете ГЭ 8115 запечатлен Александр Владимирович Розен.

 Приведенные примеры далеко не исчерпывают всех загадок Военной галереи Зимнего дворца. Если читателей заинтересовала эта тема, то рассказ можно будет продолжить. Лишь в лакированных буклетах, да официальных альбомах Эрмитажа Военная галерея предстает как давно известное и проштудированное собрание. Но стоит повнимательнее присмотреться – и со стен улыбаются и сожалеют, ухмыляются и скорбят сотни исторических лиц, скрывающих еще многие тайны прошлого. Однако, чтобы проникнуть по ту сторону живописного полотна нужен ключ совершенно особого рода. Изучение портретов Зассов, Аргамаковых, Розенов лишний раз показывает, какое важное практическое значение имеет для атрибуции произведений искусства историко-предметный метод. Лежащее в его основе знание мундиров, наградных знаков, исторических реалий прошлого позволяет пересмотреть многие, иногда достаточно устоявшиеся стереотипы отечественного искусствоведения. В некоторых случаях, подобных приведенным выше, этот метод является единственным научно обоснованным и незаменимым способом идентификации портретного персонажа.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Военный сборник. 1909. №8. с.252.

[2] Волконский С.Г. Записки. Иркутск, 1991. с.151-152.

[3] Список генералам с означением имен, знаков отличия и старшинства в чинах. Напечатан по 19 июня 1825 г. Спб., 1825. с.205.

[4] «Словарь русских генералов, участников боевых действий против армии Наполеона Бонапарта в 1812-1815 гг.» // Российский архив. Т.VII – М.: студия «ТРИТЭ» Н.Михалкова, 1996, с.399-400.

[5] Геништа В.И., Борисевич А.Т. История 30-го драгунского Ингерманландского полка. 1704 -1904. Ч.I. Спб., 1904. с.79-87.

[6] Комаровский Е.Ф. Записки. М., 1990. с.58.

 

(Цейхгауз, М., 2001, №1/13, с.18-21.)

Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора.
Подготовлено к публикации Подмазо А.А., 2003.