Вернуться РУССКИЕ БИОГРАФИИ
Иван Семенович Дорохов
(1762 – 1815)
Генерал-лейтенант


Художник Д.Доу. 1820-е гг.

Дорохов был сыном секунд-майора, вышедшего в отставку «за ранами», полученными в первую турецкую войну. Воспитывался он в Артиллерийском и инженерном корпусе и по окончании его в 1787 году был выпущен в Смоленский пехотный полк, входивший в состав действовавшей против турок армии Потемкина. В 1788 году Смоленский полк был включен в корпус Суворова, и под командованием великого полководца Дорохов участвовал в бою под Фокшанами. Во время знаменитого сражения при Рымнике он состоял при Суворове, исполняя обязанности офицера «квартермистерской», то есть оперативной части штаба корпуса. В донесении о Рымникской победе Суворов особо отметил среди «полезных» ему офицеров «поручика Смоленского полка Ивана Дорохова, который по знанию своему при обер-квартермистере особо нужен был». В представлении Потемкину о награждении отличившихся при Фокшанах и Рымнике офицеров Суворов писал об «обретавшемся» при нем Дорохове, что он «ревностен к службе, проворен и неустрашим». За отличие в этих сражениях Дорохов был произведен в капитаны и вскоре переведен в любимый полководцем Фанагорийский гренадерский полк.

В 1794 году Дорохов принимал участие в боевых действиях в Польше – в сражении при Мацейовицах и, под командованием Суворова, в штурме Праги (предместье Варшавы), где, «вызвавшись охотником», он первым с командой егерей вскочил на бруствер неприятельской батареи. В эту кампанию Дорохов был дважды ранен, произведен в секунд-майоры и награжден золотым крестом за взятие Праги. В следующем году его перевели в один из гусарских полков, где он проявил себя как отличный кавалерийский офицер. Следуя заветам своего учителя Суворова, Дорохов в мирное время не мучил солдат бессмысленной плац-парадной муштрой, а неустанно готовил их к войне, приучая к несению дозорной службы, к стремительным атакам и выносливости в походах.

В 1803 году Дорохов был произведен в генерал-майоры и назначен шефом Изюмского гусарского полка, с которым и выступил в 1806 году на театр военных действий, к границам Восточной Пруссии. В бою 11 декабря под Чарновым он командовал конницей отряда Остермана-Толстого, прославившегося в этот день стойким сопротивлением атакам французских войск, предводительствуемых самим Наполеоном. Участвуя затем в многочисленных авангардных и арьергардных стычках и боях с французской кавалерией, Дорохов был тяжело контужен. Он получил несколько боевых наград, а изюмские гусары заслужили славу одного из лучших кавалерийских полков и были награждены серебряными Георгиевскими трубами.

В начале Отечественной войны Дорохов командовал авангардом 4-го пехотного корпуса в армии Барклая де Толли. При отходе армии от западной границы отряду Дорохова, состоявшему из трех кавалерийских и двух егерских полков и роты легкой артиллерии, забыли послать приказ об отступлении. Когда же он наконец был получен, отряд, стоявший на полпути между Гродно и Вильной, оказался отрезанным от 1-й армии, и Дорохов пошел на соединение со 2-й армией Багратиона. Выслав во все стороны дозоры и уничтожая разъезды противника, Дорохов, искусно маневрируя, избегал столкновения с основными силами французской армии. Этот трудный марш длился почти две недели. Часть кавалеристов шла пешком, отдав своих лошадей под ранцы изнемогавших от форсированных переходов пехотинцев, наиболее сильные егеря – солдаты и офицеры – несли на себе ружья ослабевших товарищей. Наконец 26 июня отряд Дорохова «открыл сообщение» с армией Багратиона и примкнул к ее арьергарду, сохранив всю свою артиллерию, обоз и потеряв в стычках и отставшими не более шестидесяти человек.

В боях под Смоленском Дорохов был ранен, но остался в строю. Затем, вплоть до Бородина, он командовал кавалерией арьергарда, которым руководил Коновницын, являясь его ближайшим помощником. Дорохов почти ежедневно участвовал в схватках с французским авангардом, нередко перераставших в ожесточенные бои.

В Бородинском сражении Дорохов во главе кавалерийской дивизии в разгар боя был направлен на помощь Багратиону. Смелой контратакой, действуя, по свидетельству Кутузова, «с отличной храбростью», он отбросил от Багратионовых флешей французскую конницу. За отличие под Бородином Дорохов был произведен в генерал-лейтенанты.

Во время движения от Бородина до Москвы Дорохов бессменно находился в арьергарде, прикрывавшем отход русской армии. Сразу же после оставления Москвы, еще до прибытия армии в Тарутино, Кутузов выделил Дорохову для партизанских действий отдельный отряд, состоявший из драгунского, гусарского и трех казачьих полков при двух конных орудиях. Отделившись от армии, Дорохов вышел со своим отрядом к Смоленской дороге и с 6 по 15 сентября нанес французам ряд чувствительных ударов – разбил четыре кавалерийских полка, захватил несколько обозов, взорвал артиллерийский парк из восьмидесяти зарядных ящиков. Когда по приказу Наполеона против Дорохова были высланы из Москвы сильные отряды, он уклонился от неравного боя и 15 сентября возвратился к армии, приведя с собою тысячу пятьсот пленных, в том числе сорок восемь офицеров.

Одна из наиболее прославленных операций Дорохова – захват города Вереи. Лежащий в ста десяти километрах от Москвы, между Калужской и Смоленской дорогами, этот уездный город был занят неприятельским гарнизоном. Верея, древний подмосковный город-крепость, расположен на высоком холме, который французы обнесли земляным валом с палисадом. Неприятельские войска, находившиеся в Верее, сильно затрудняли действия партизанских отрядов к юго-западу от Москвы. Овладеть городом Кутузов поручил Дорохову, предоставив в его распоряжение два батальона пехоты, четыре эскадрона гусар и несколько сотен казаков.

26 сентября Дорохов выступил из Тарутинского лагеря. Приблизившись к Верее, он выставил конные отряды на дорогих, ведущих в Москву и Можайск, а сам в ночь на 29 сентября скрытно, с помощью местных жителей, подошел к городу с пехотой. Дорохов приказал штурмовать его без единого выстрела и криков «ура», и перед рассветом батальоны, бесшумно сняв неприятельские пикеты, ворвались в Верею. Противник пытался сопротивляться, на улицах затрещала ружейная пальба, но через полчаса все было кончено. Отряд Дорохова захватил в плен около четырехсот рядовых, пятнадцать офицеров, в том числе коменданта гарнизона, знамя, свыше пятисот ружей и запасы муки, реквизированной в близлежащих деревнях. Неприятельское оружие было тут же роздано жителям Вереи и крестьянам, к которым Дорохов обратился с воззванием, призывая их «вооружаться на истребление злодеев».

Донесение Дорохова Кутузову было кратко: «По предписанию Вашей светлости город Верея взят сего числа штурмом». Кутузов объявил об этом «отличном и храбром подвиге» в приказе по армии. Позднее Дорохов был награжден золотой шпагой, украшенной алмазами, с надписью: «За освобождение Вереи».

По возвращении в Тарутинский лагерь он получил задание действовать в районе Новой Калужской дороги, оберегая левое крыло русской армии, и 9 октября донес Кутузову о появлении на этой дороге неприятельских отрядов. Наперерез им был выдвинут корпус Дохтурова. В последовавшем через несколько дней сражении под Малоярославцем, когда бой уже затихал, Дорохов был ранен пулей в ногу. Рана оказалась настолько тяжелой, что в строй он больше не вернулся.

В начале 1815 года Дорохов скончался в Туле и, по его завещанию, был похоронен в Верее, на площади которой ему поставлен памятник.


* Текст биографии взят из 3-го издания альбома «Военная галерея Зимнего дворца» (Ленинград, «Искусство», 1981 г.)
1999, Проект «1812 год». Подготовлено к публикации Поляковым О.