Вернуться РУССКИЕ БИОГРАФИИ
Чернышев Александр Иванович
(30.12.1785 – 8.06.1857)
генерал-адъютант, генерал от кавалерии
светлейший князь

Он был сыном генерал-поручика и сенатора Ивана Львовича Чернышева и приходился родным племянником известному любимцу императрицы Екатерины II, флигель-адьютанту Александру Дмитриевичу Ланскому. Рано лишившись отца, Чернышев по обычаям того времени был записан на военную службу и числился вахмистром в лейб-гвардии конном полку. В 1802 году 20 сентября был произведен в корнеты кавалергардского полка и усердно отдался военной службе.

В 1805 г. принял участие в походах против Наполеона, причем, оставаясь в должности адъютанта генерала Уварова, в первый раз попал 16 ноября под огонь в авангардном деле под Вишау. Начиная с этого, Чернышев участвовал в целом ряде сражений и стычек, находясь всегда в авангарде армии. В сражении под Аустерлицем он находился в трех кавалерийских атаках, из которых последняя была неудачна, и с донесением о них он был отправлен к государю, который оставил его при себе для разных поручений. За Аустерлицкое сражение был награжден орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом, что получали только полковники. В том же году был произведен в штаб-ротмистры, продолжая исполнять обязанности адъютанта при генерал-лейтенанте Уварове.

Во втором походе против Наполеона в 1807 г., Чернышев участвовал в пределах Пруссии в сражениях 19.02. при селении Линау, против фельдмаршала Нея, 24 мая при селении Шарник и 25 мая при Акендорфе и Депене, причем за два последних боя он получил золотую шпагу с надписью «за храбрость». Далее, за отличие в сражениях 26 мая при Вольфсдорфе, 29-го при Гейльсберге и, главным образом, 2 июня при Фридланде. Где он при беспорядочном и гибельном отступлении наших войск по горевшим мостам на реке Алле, нашел брод и тем дал возможность переправиться и спастись значительной части армии, получил 20 мая 1808 года орден св. Георгия 4 ст.

25 июня при подписании Тильзитского мира Чернышев впервые увидал Наполеона, и с этого времени ему приходилось очень часто сталкиваться с ним вплоть до самого 12-го года. В конце января 1808 года Чернышев отправился с письмом Императора Александра I к Наполеону и получил аудиенцию императора, которому был представлен русским послом. Наполеон долго разговаривал с ним, причем Чернышев очень ему понравился непринужденностью и смелостью своих рассуждений о сражениях при Аустерлице и Фридланде. В течение 1808-1810 гг. он неоднократно выполнял различные государственные поручения, очень удачно находя выходы из весьма щекотливых положений. Александр I оценил дипломатические способности молодого офицера и стал питать к нему еще большее доверие.

За участие в Ваграмском сражении выказанное в том, что он ни на шаг не отлучился от Наполеона во время боя, Чернышев был награжден Крестом Почетного Легиона.

9.10 1809 г. Чернышев произведен был в ротмистры, а в январе 1810 года был отправлен в Париж, с приказанием находиться в распоряжении Наполеона. Несмотря на охлаждение отношений между Россией и Францией, Чернышев был очень любезно принят как самим императором, так и самыми близкими к Наполеону лицами.

К 1810 году разрыв между Францией и Россией становился неизбежным. Однако стороны еще не были готовы к войне, требовавшей огромных людских и материальных ресурсов. И Россия и Франция стремились выиграть время. В январе 1810 года военным министром России был назначен Барклай де Толли, который с первых дней пребывания на этом посту приступил к подготовке вооруженных сил к войне с Францией. Анализ разведывательных сведений об армии Наполеона и ее потенциальных союзниках дал неутешительные выводы. В этой связи он предложил активизировать деятельность посольств России по добыванию разведывательных сведений, так и в «назначении к миссиям нашим при иностранных дворах военных чиновников». Предлагалось Чернышева назначить подобным военным агентом под начальством посла, однако назначение не состоялось и Чернышев остался адъютантом Александра I при Наполеоне, в распоряжении которого он находился с февраля 1810 года. Уже в начале августа от него поступили первые интересующие военное ведомство сведения.

Источники разведывательной информации Чернышева были многообразны. В первую очередь сам Наполеон. Так как Чернышев многократно передавал корреспонденцию из Парижа в Петербург и обратно, и французский император, в ходе многочасовых аудиенций высказывался по поводу основных положений, как своих, так и писем Александра, излагал и всесторонне комментировал содержание своих ответных посланий. Затем флигель-адъютант на многих десятках листов излагал императору России суть этих бесед.

Во время пребывания в Париже Чернышев завел широкий круг знакомств, в придворных, правительственных и военных кругах, чему не мало способствовало благосклонное отношение Наполеона к русскому офицеру. Для него были открыты двери кабинетов многих сановников и видных государственных деятелей. Своим человеком Чернышев стал у сестер Наполеона, королевы Неаполитанской и принцессы Полины Боргезе. Он близко знал французского маршала Бернадота. Поэтому, когда последний был избран шведским наследным принцем, Александр послал в Стокгольм именно Чернышева. Ему предстояло выяснить намерения Швеции. И будущий шведский король заверил русского посланника в том, что «Швеция не двинется, в каких бы обстоятельствах ни находилась Россия, и ничего не сделает, что могло бы быть ей неприятно».

Помимо добывания разведывательных сведений на доверительной основе Чернышев использовал и платную негласную (тайную) агентуру. От него поступала многоплановая и всеобъемлющая информация. Чернышеву удалось предугадать основные контуры стратегического замысла. Не ошибся Чернышев и в определении направления главного удара французских войск и о численном составе Первого эшелона Великой армии. Он выдвинул идею отступления: «Затягивать продолжительное время войну, умножать затруднения, иметь всегда достаточные армии в резерв. Этим можно совершенно спутать ту систему войны, которой держится Наполеон, заставить отказаться от первоначальных своих планов и привести к разрушению его войска вследствие недостатка продовольствия или невозможности получать подкрепления, и вынудить к ложным операциям, которые будут для него гибельны».

Выводы Чернышева сыграли не последнюю роль в принятии весной 1812 г. в России оборонительной стратегии, предусматривающей ведение боевых действий в течение нескольких лет – сначала на территории России, а затем в Европе.

С начала войны были реализованы предложения Чернышева о формировании в России немецкого легиона.

Уже весной 1812 года Чернышев почувствовал повышенный интерес со стороны французской полиции к своей персоне. Вокруг Чернышева была соткана целая шпионская сеть. Одновременно были предприняты меры по предотвращению утечки секретной информации. Так, в военное министерство поступил подписанный Наполеоном грозный циркуляр следующего содержания: «Министр полиции меня информирует, что краткая ведомость о дислокации войск империи – та, что направляется посольством каждые три месяца, – оказывается у русских, как только она выходит в свет. Эта ведомость дошла даже до их войск и штабов. Горе тому, кто виновен в этом презренном предательстве, я смогу навести порядок, разоблачить преступника и заставить его понести наказание, которое он заслуживает». «Циркуляр, по словам Чернышева, – посеял такой ужас среди сотрудников, что первым их побуждением было прекратить всякое сношение со мной». Ему пришлось употребить все свое влияние, чтобы не потерять негласную агентуру.

Приближался роковой 1812 год, кольцо сужалось, а Чернышев все еще находился в Париже. Сознавая, что его деятельность может быть пресечена каждый день и желая быть в первых рядах защитников своей родины, он выразил настойчивое желание быть отозванным в Россию. Избавление пришло неожиданно от самого Наполеона, который принял решение отправить Чернышева с письмом к Александру.

На следующий день после отъезда Чернышева на его квартиру нагрянула парижская полиция. И после обыска были обнаружены компрометирующие документы (подброшенные самой полицией), неопровержимо рассказывающие о шпионской деятельности русского полковника.

Сам Чернышев благополучно добирается до России, его же, небескорыстные помощники были выслежены и казнены.

С началом военных действий Чернышев находиться в распоряжении Императора Александра, он в составе делегации добивается Шведского расположения к России в период военных действий с Наполеоном. По возвращении отправляется в армию Чичагова с сообщением о направлении армии к Березине, для проведения большой стратегической операции по отсечению путей отхода французской армии.

После этого Чернышев принимал активное участие в партизанской войне. Причем один из эпизодов освобождения из плена генералов русской армии Винцингероде Ф.Ф., ярко описан в воспоминаниях С.Г.Волконского. По мнению Волконского С.Г., может быть из ревнивых побуждений, (Чернышев возглавлял следственную комиссию о декабрьских волнениях 1825 года), Чернышев представлен не в очень красивом свете «незаслуженным баловнем судьбы, собиравшем все ее блага и прикладывая при этом минимум усилий». Вместе с освобожденным Винцингероде он предстал пред императором и был награжден генеральским чином.

Участвуя в изгнании отступающего неприятеля, Чернышев совместно с Платовым преследовал деморализованные войска Великой армии. 31 декабря под Мариевердером разбил вице-короля италийского, в феврале 1813 года одержал блистательную победу под Берлином, за это был награжден орденом св. Георгия 3 ст. и св. Анны 1-й ст.

В Берлине он, однако, не остался и продолжил свои самостоятельные партизанские действия на полях Европейских государств. В течение года все его военные действия сопровождались победами и взятием большого количества пленных.

В 1814 году, он присоединятся к регулярной армии, и его отряд ставится в авангард. Ему приходиться постоянно выдерживать первый натиск неприятеля. Что конечно, при всех трудностях похода и удачных действиях выдвигало его среди многих равных. 4-го марта он произведен в генерал-лейтенанты за отличие при взятии штурмом города Соасона. За все подвиги 1814 года Чернышев получил ордена: Австрийский – Марии Терезии 3-й ст. и два французских – Св.Людовика (командорский крест) и Почетного Легиона (Золотой крест).

После падения Парижа император Александр имел намерение назначить Чернышева, сопровождать Наполеона на остров Эльбу, от чего вскоре отказался, решив, что Наполеону в несчастии тяжело будет видеть того, кто был при нем во время величия.

По окончании войны сопровождал императора в Англию, находился при нем во время Венского и Веронского конгрессов. С 10 марта 1819 года Чернышева назначили членом комитета об устройстве Донского войска. На этом поприще он собрал также большой «урожай» наград и благоволений, что свидетельствует об умелой и усердной службе. С апреля 1821 года Чернышев был сделан начальником легкой гвардейской дивизии.

В 1825 году он находится в Новочеркасске, но оттуда срочно вызывается в Таганрог в связи со скоропостижной смертью императора Александра I. Во главе комиссии, куда вошли кн. Волконский, Дибич, духовник, и лейб-медики он составляет государственный акт о кончине государя, и при нем происходит бальзамирование тела, для отправки в столицу.

С первых дней царствования, Николая I, которое началось восстанием декабристов, ему было поручено произвести следствие о декабрьском возмущении. На этом поприще он проявил себя самым безжалостным и строгим судьей.

6 декабря 1827 г. он становиться сенатором, и ему поручено управлять военным министерством. Со 2-го октября ему присвоено звание генерала от кавалерии.

С началом военных действий в Турции 1828-1830 гг., он участвует в этих событиях, как начальник штаба всей армии и одновременно продолжает руководить военным министерством, эпоха его правления продлиться 25 лет.

Из войн, предпринятых в это время, следует отметить походы в Персию, Турцию, Царство польское и Венгерскую кампанию. Перечислять все реформы, проведенные при нем, как и все звания и награды, полученные в это время не представляет интереса, т.к. это далеко от событий 1812 года.

В апреле 1856 года Чернышев оставляет службу и уезжает за границу на лечение. 8 июня 1857 года он скончался в Кастеламаре.

Оценка деятельности Чернышева на различных военных и государственных постах диаметрально противоположны – от восторженных до резко отрицательных. Бесспорно одно: на протяжении всей своей жизни Чернышев преданно служил Отечеству, проявив в различных областях деятельности – военной, разведывательной, дипломатической и государственной – недюжинные способности.

Использованные источники:
Большой биографический словарь Половцева;
Российский исторический журнал «Родина» №6 1996 г. М.Алексеев «Наш человек в Париже».

Подготовлено к публикации Сергеем Николаевичем Плетнёвым.
1999-2001, Интернет-проект «1812 год».