Вернуться РУССКИЕ БИОГРАФИИ
Александр Павлович (Александр I)
(1777 – 1825)
Император России


Художник Жерар.

Император Александр I, 1777—1825, любимый внук Екатерины II, ученик Лагарпа, вступил на престол всероссийский 12 марта 1801 г., двадцати четырех лет, при радостных надеждах всего населения после пятилетнего гнета царствования Павла. Первые четыре года прошли в живой работе переустройства всех высших учреждений, при деятельном участии таких людей, как Кочубей, Строганов, Чарторижский, Новосильцов, Мордвинов, Сперанский и др. Казалось, настала новая эра великих реформ и мирного развития обширного государства. Но надежды эти не вполне оправдались. Война с Наполеоном поглотила все внимание Александра, борьба с ним и дела внешней политики стали на первую очередь.

Так прошло время с 1805 по 1815 г. Наконец, третий период, или последнее десятилетие, был полон колебаний, разочаровании и стремления вернуться к реакции под влиянием Аракчеева на почве неопределенного мистицизма. Неожиданная смерть в Таганроге 19 ноября 1825 г. закончила четверть-вековое царствование, столь обильное событиями, результаты которых стали ощущаться только впоследствии.

Личность Александра I еще далеко не уяснена, и черты его сложного характера составляют задачу изучения историков. Имея все качества, чтобы привлечь людей и массы, Александр I обворожал быстро, но и разочарования следовали столь же скоро; какое-то недоверие ко всем проявлялось на каждом шагу: дружбой с одним лицом он пользовался для поверки других, казалось столь же к нему приближенных.

Стоит только сопоставить таких личностей, как Аракчеев и Сперанский, Чарторижский и П.П.Долгорукий, князь А.Н.Голицын и Армфельдт, князь П.М.Волконский и Паулуччи, чтобы удивляться, как могли такие противоположные элементы работать на общую пользу. Словом, при лучших стремлениях своего сердца Александр всю жизнь был в открытой борьбе со своим умом, проявляя при большом самолюбии полнейшее недоверие к самому же себе. Его натура, богато одаренная, не могла, однако, примирить такие разнородные до противоположности явления, как, с одной стороны, традиции века Екатерины II на Руси и, с другой, идеи, порожденные великой революцией и засевшие ему в голову благодаря урокам Лагарпа. В результате явился тот характер, который хотя и ярко блестел, но под завесой какой-то непроницаемой мглы.

Император Александр I, от природы был награжден блестящими способностями, пленительными качествами и хорошим характером. «Он был красив и добр, – пишет графиня Головина, близко его знавшая, – но хорошие его качества, которые могли обратиться в добродетели, никогда не развились вполне. Его воспитатель граф Салтыков, человек коварный, хитрый, склонный к интригам, постоянно внушал ему поведение, разрушавшее всякую искренность в его характере, заставляя его обдумывать каждое свое слово и действие». Конечно, не столько этот коварный воспитатель, сколько несчастное стечение обстоятельств, поставившее молодого Александра в трагическое положение между отцом, который подозрительно к нему относился, и бабкой, горячо любившей внука, людьми, далеко не симпатизировавшими друг другу, между которыми давно уже лежала целая пропасть, эти причины были виной того, что великий князь «с его добрым и прекрасным сердцем привык к вечному притворству и испытывал постоянную борьбу со своим сердцем. Но, несмотря на все эти обстоятельства, которые легко могли отозваться на человеке самого твердого характера, я должна отдать справедливость моему повелителю, – говорит графиня, – его сердцу всепрощение так же близко, как далека от него тирания; его нрав кроткий и обходительный, в его разговоре чувствуется легкость и изящество, в его стиле много красноречия, а во всех прекрасных поступках замечается полная скромность». По словам Виже-Лебрен, писавшей портреты Александра Павловича очень юным, он был высок, красив, приятен в обращении; многое, по ее мнению, он заимствовал от матери, тогда как Константин напоминал отца. Вообще отзывов о наружности Александра I вполне достаточно не только потому, что он стоял во главе событий, имевших всемирное значение, но и потому, что своей наружностью производил впечатление. Больше всего отзывов, как и следовало ожидать, оставили женщины: он был чересчур обаятельный мужчина. Не говоря о множестве известных и неизвестных мимолетно промелькнувших женщин, довольно упомянуть, что Жозефина, легкомысленная красавица Гортензия и королева Луиза[1] отдали дань восхищения первому очарователю своего времени. Александр Павлович был изысканно любезен с женщинами и, по словам графини Шуазёль-Гуфье, очень влюбчив, зато сравнительно рано он стал склоняться к мистицизму и искать духовного общения с женщинами. Он далеко не был красавцем, но был ловок и грациозен, очень высок, глаза были голубые, с ласковым выражением, волосы светлые, золотисто-рыжеватого оттенка, лицо и вся фигура имели приятную округлость; в 35 лет он казался еще моложавым, но был уже сильно лыс и глух на левое ухо. Далеко не понятны для нас те восторги и похвалы, которые расточаются пленительной наружности Александра I. Надо быть современником, чтобы вполне понять обаяние таких личностей, как Екатерина II или Александр Павлович. Необыкновенное выражение подвижного лица, особая улыбка на красивых губах, голубые очаровывающие, несколько прищуренные глаза, звук голоса, простота и изящество обращения – все, взятое вместе, играло тут роль; даже самая сутуловатость фигуры, безобразившая подражателей ему, у Александра увеличивала благоприятное впечатление. Ни один портрет не передает всего этого. Поэтому понятно, что Александр I, часто рисовавшийся в жизни, не любил, чтобы с него рисовали портреты... Тем не менее портретов сохранилась целая масса. Существует несколько портретов Александра Павловича в детстве, в 1797 г. его писал Лампи, затем Вуаль, Виже-Лебрен, с 1801 по 1803 г. несколько портретов написал Кюгельхен, Боровиковский, затем в шляпе, в профиль, писал Нигри; в нескольких видах – Сент-Обен, известно 2 портрета кисти С.Щукина. В 1814 г. Александр I нашел портрет Волкова «сходнее прочих». В 1815 г. в Париже Александра написал неудачно Жерар, затем – Изабе в Вене, наконец, в Лондоне – Лоренц (в Оружейной палате). Не перечисляя массы других портретов, миниатюр, силуэтов и картин, изображающих Александра I, последним его портретом можно считать писанный Дж.Доу (в Зимнем дворце) и относящийся к 1825 году.


[1] Имеются в виду: Жозефина, Мария-Роза (1763-1814), первая жена Наполеона Бонапарта; ее дочь от первого мужа генерала Александра Богарне – Гортензия Богарне (1783-1837) и прусская королева Луиза Августа Вильгельмина Амалия (1776-1810), супруга Фридриха Вильгельма III.


* Биография воспроизводится по тексту издания великого князя Николая Михайловича «Русские портреты XVIII и XIX столетий».
1999, Проект «1812 год». Подготовлено к публикации Поляковым О.