Вернуться Смоктий Виктор Петрович
Васильев Евгений Николаевич

НАПОЛЕОН И СЕВЕРНЫЙ СФИНКС


Заявка на создание оригинального художественно- документального романа на CD-ROM, название условное

Вашему вниманию предлагается проект сценария оригинального интерактивного романа. Этот жанр пока отсутствует на российском рынке мультимедиа и игр. Вначале авторы замышляли создание прозаического произведения, но в процессе работы над темой выяснилось, что личности Наполеона и Александра I столь противоречивы и многоплановы, история из дружбы-вражды обросла столькими легендами, а история их жизни и смерти столь таинственна, что рамки традиционного романа оказались тесны для выбранной темы. С другой стороны, современные компьютерные технологии предоставляют возможность по иному сформулировать основную идею произведения - не как линейное развитие сюжета - а как некое единое исторически-психологическое пространство не имеющее вектора предпочтительного развития. Компьютер в руках пользователя выступает в роли Судьбы, а сам пользователь становится Создателем и творцом виртуальной истории. Но все, даже самые фантастические повороты сюжета будут основаны на реальных фактах. Роман должен быть реализован в лучших традициях мультимедиа культуры - содержать, по замыслу авторов, графические, анимационные, видео- и аудиоматериалы.

Произведите простой психологический опыт: подойдя к книжному развалу, обратите внимание, к какой первой книге тянутся руки людей. Мы уверены, что это будет книга (разумеется. если она есть на прилавке) о Наполеоне или Александре I.
Фильмы о перипетиях этого исторического периода тоже пользуются устойчивым интересом у “широкого” зрителя.
Вероятно, в этих событиях и людях (Наполеоне и Александре) сконцентрирована такая историческая информация, актуальность которой многие, даже неспециалисты-историки, ощущают, что называется, кожей.
Так, например, в русской и советской историографии сложилась определенная, довольно жестко проводимая в жизнь версия событий 1812 года, в соответствии с которой эта война считалась Отечественной, но тогда непонятно, почему сам Наполеон называл ее Второй польской? Это ведь не просто разные названия одной и той же войны- это разные причины войны. Мы, как русские люди, гордимся победой России над Наполеоном, но должны все-таки знать, а чего он, собственно, приходил и чего хотел?

Где бы я ни воевал, я воевал с Англией”- не раз повторит Наполеон на Святой Елене, вспоминая о походе в Россию.
Континентальная блокада, участия в которой требовал Наполеон от Александра I , станет той самой миной, на которой подорвется подложивший ее “сапер”.

В этом основная концептуальная позиция авторов при рассмотрении вопросов войны и мира между Александром и Наполеоном, и шире- между империей Наполеона и Российской империей. Она значительно отличается от сложившихся в советской историографии стереотипов, так как нет более необходимости умалчивать факты, которые умолчал Е. Тарле, находясь под бдительным оком сталинской цензуры, что недоговорил до конца его ученик академик А. Манфред, находясь под строгим контролем идеологического отдела ЦК КПСС, и, естественно, опускали в своих книгах авторы, вынужденные придерживаться определенного Партией курса.
Образ врага-захватчика в лице Наполеона, который был необходим Сталину перед войной с фашистской Германией, и отсутствие какой бы то ни было руководящей роли в разгроме Наполеона со стороны российского самодержавия в лице императора Александра I, теперь, пожалуй, можно сдать в музей и вернуться к более объективной точке зрения, высказанной в своих работах до революции 1917 года тем же Е.Тарле ( см. отечественная война и русское общество”), а также ранее С. Соловьевым, Н. Шильдером, А. Брикнером и многими другими учеными.

Книги и документы, в которых рассматриваются подобные “нюансы”, лежали долгие годы в спецхране и выдавались только по письмам, подписанными начальниками 1-х отделов. Авторы сами столкнулись с этим явлением при работе в советское время над этой темой.
И это несмотря на утверждение классика: ”Нам признавать его гениальность, чтобы скрыть свой стыд, слава Богу, нет причины” - писал Лев Толстой.- Мы заплатили за то, чтобы иметь право просто и прямо смотреть на вещи, и мы не уступим этого права.

Авторы, разумеется, далеки от утверждения, что они знают какую-то абсолютную правду, которую до них никто не ведал и не говорил, но дело в том, что при существовании исторических концепций, обусловленных довольно жесткими идеологическими требованиями момента, некоторые существенные факты остались за рамками исследований. Скорей всего потому, что намекали на какую-то иную причинно-следственную связь событий или говорили о других мотивах поступков, не укладывающихся в официально принятое клише.
В основе настоящей работы лежит попытка авторов в рамках художественно-документального произведения взглянуть на события тех лет с максимальным учетом всех этих, новых для читателя, хотя и старых, фактов, способных обогатить его знания о любимом предмете. Всегда приятно узнавать что-то новое о том, что кажется давным-давно знакомым.
Обилия дневниковых записей, мемуаров (Талейрана, Сегюра, Коленкура, Миттернихта , дипломатическая. военная и личная переписка Александра I, воспоминания Наполеона, продиктованные на острове Св. Елена и многое другое), изобразительного материала, хроникально достоверных дат и мест событий делают, на наш взгляд, возможным и органичным существование этого произведения в виде CD-романа, как художественного произведения, созданного с учетом технических и эстетических возможностей этого современного способа передачи информации.
Такая форма позволит органично включить в ткань произведения не только печатный текст и иллюстративный материал, но и живой диалог, и даже кино и видеофрагменты, музыку, пейзаж с естественными шумами природы. Все это, безусловно, придаст произведению некую чувственную осязаемость, которая, на взгляд авторов, будет присуща новой интерактивной литературе.
Но главное, что у обладателя CD появится возможность рассмотреть тему, как с русской, так и с французской стороны. Для этого достаточно будет ответить на первый вопрос компьютера - “С чьей стороны - Наполеона или Александра I - хотели бы Вы увидеть события?”. А при желании напрямую сопоставить факты - заглянуть по ходу повествования по другую сторону баррикады.
Кроме того, при желании можно попросить компьютер проанализировать как бы все произошло, если бы полностью осуществились чьи- либо планы, или были исключены некоторые роковые случайности. В этом случае компьютер примет заказ на историческую версию, и с определенного авторами места сюжет незаметно пойдет по новому историческому руслу, причем вполне аргументировано, исходя из исторического материала. Этот прием будет использован авторами с целью ярче выразить узловые моменты реальных событий и подвести читателя к самостоятельным выводам, разбудив в нем исследовательский азарт. Но в каждой из версий (якобы удавшийся совместный план Павла I и Наполеона о сухопутном походе в Индию, возможный арест заговорщиков в Михайловском замке, в том числе и цесаревича Александра, неудавшееся покушение на Бонапарта 3 нивоза IХ года по пути в Гранд-Опера, убийство Александра I в момент подписания Московского мира с Наполеоном в Кремле в ночь с третьего на четвертое октября 1812 году, вероятное применение воздушного шара для бомбардировки русскими французских позиций при Бородино, а французами для воздушного нападения на Москву, удавшееся самоубийство Наполеона при вступлении Александра в Париж и т.д.) мы теряем одного главного героя и таким образом мы попадаем в исторический тупик. Или сами главные действующие лица, приняв те решения, которые они приняли в действительности, возвращают нас к исторической реальности. ( Например, история с предлагавшейся Наполеону бомбардировкой русской армии под Москвой с воздушных шаров, может быть остановлена реальной фразой самого Наполеона, возмущенного бесчеловечным предложением : “Какое шарлатанство!”). Это важнейшая особенность данного исторического CD- романа.

Наконец, CD позволит его обладателю расширить рамки предложенные авторами в основной части романа и углубиться в интересующие его темы при помощи дополнительных сцен, проливающих свет на подоплеку поступков героев романа, которые, чтобы не тормозить главное действие романа, выделено авторами в дополнительные тематические “карманы”. Так, например, авторы сочли целесообразным создать не совсем обычную рубрику для романа о Наполеоне и Александре, которую мы условно назвали “Пресс-конференции”. Дело в том, что авторы, пишущие романы на исторические темы, очень часто сталкиваются с проблемой передачи в диалоге фактической информации, касающейся оценки таких событий как заключение Тильзитского мира, встречи в Эрфурте. Это мы сможем узнать на совместных пресс-конференциях Наполеона и Александра, Наполеон сможет ответить на вопросы о его пребывании на острове Св. Елена, Александр I будет уклончиво отвечать о его отношении к Наполеону, даже убийцы Павла I могут на пресс-конференции обосновать свое участие в убийстве (все ответы исторически подлинные). Это одна из интерактивных вставок в роман, которая позволит читателю узнать существенную информацию в форме, не разрушающей, как ни странно, художественной целостности романа. Сохранились многочисленные свидетельства того, что царственные особы и государственные деятели того времени давали интервью журналистам (одно из таких интервью, данное Павлом I обозревателю гамбургского еженедельника по вопросу мира в Европе, будет приведено в романе почти полностью). Предполагается, что читающий сможет сам задать вопросы героям романа.

Естественно в ходе повествования будут появляться и дамы, которые придадут политической интриге элемент романтизма - любимая жена Наполеона Жозефина, бывшая одновременно агентом шефа тайной полиции, ее дочь, ставшая впоследствии любовницей Александра I, умнейшая и хитрейшая королева Пруссии Мария Луиза, умершая с портретом Александра под подушкой, и женщина, без которой не обходилась ни одна интрига при европейских царствующих домах, любимая сестра Александра Великая княгиня Екатерина Павловна, в кровосмесительной связи с которой Александра подозревают некоторые историки.
В этой связи нетерпеливому или направленно изучающему тему пользователю будет предоставлена возможность получить в сжатой форме подборку эпизодов, касающихся заданного им аспекта (к примеру, “Женщины и Наполеон”, “Женщины и Александр”, “Жизнь Наполеона на Св.Елене”,” Убийство Павла I” и т.д.), но, разумеется, в рамках романа. Обычная книга не сможет предоставить читателю столь разнообразные возможности, поскольку форма, избранная авторами для раскрытия темы весьма специфична и представляет собой скорее киносценарий, где эпизоды могут монтироваться в различных комбинациях.
 
 
 
 

2
Фрагменты сценария “Святая Елена”
 

Остров Св. Елена. 1816 год.
Наполеону дают капли. Он полулежит. Сюртук и рубашка расстегнуты. Доктор О, Мейра измеряет давление золотым кольцом на шерстяной нитке. Кольцо крутится, сверкает...
Эрфурт.1808 год.
... Тысячами искр рассыпается фейерверк. Горят вензеля “А” и “N”. Слышатся восторженные возгласы солдат:” Да здравствует, Наполеон!”

... Перед больным, с ввалившимися глазами Наполеоном на острове Св. Елена стоит добродушный веселый доктор О, Мейра. Вероятно, он уже давно что- то говорит, Наполеон смотрит сквозь него.
- ... вам надо чаще бывать на свежем воздухе, Ваше Величество.
 Наполеон, наконец обратив на него внимание:
- Свежий воздух? На этом острове? А не кажется ли вам, доктор, что его давно отравил мистер Лоу.

Утром Наполеон проснулся в хорошем расположении духа.
- Ну, что нового, Мортье?- спросил он, не вставая с постели.- Кажется, я избавился от этой дьявольской простуды. Этот проклятый насморк мучил меня от самой битвы под Москвой. Ну, так что же вы молчите, Мортье, я слушаю вас!
- Вокруг Кремля распространились пожары, сир.
- Чепуха. Это неосторожность солдат, они, вероятно. разложили огонь слишком близко к деревянным домам,- потягиваясь. произнес Наполеон.- Как вы думаете, Мортье, теперь-то уж, когда я в Москве, этот хитрый византиец сумеет объяснить своим боярам, как была ему нужна дружба императора Наполеона,- он опустил ноги с кровати, предоставив подбежавшему лакею обувать и одевать себя.- Александр будет просить у меня мира. А вы готовы, Мортье, к встрече его послов в Кремле?
- Второго дня пожар разразился на Солянке, в Китай- городе, в москательных рядах, сгорел Гостиный двор,- пытался вернуть императора к действительности Мортье.
- Я буду диктовать свои условия здесь. в Кремле,- не слушая Мортье, продолжал Наполеон, расхаживая по комнате, так что лакею с трудом удавалось одевать и застегивать его.- Россия навсегда закроет дорогу англичанам в свои моря. Я доказал, как плохо не слушаться меня, Мортье,- с улыбкой сказал Наполеон, ухватив Мортье за мочку уха и погрозив пальцем у него под носом.
Вдруг улыбка исчезла с лица Наполеона, он нечаянно взглянул в окно...
Не дослушав Мортье, он отстранив лакея, бросился к окну. Страшная картина открылась его взору. Он бросился к другому окну, но, приложив руку к стеклу, тут же отдернул ее...
- Не прикасайтесь к стеклам, Ваше Величество, все раскалилось.
- Так вот почему... у меня прошел насморк...Какое ужасное зрелище! Это они сами поджигают свои дома!? Какая отчаянная решимость, что за люди? Это скифы! То, для чего я столько принес в жертву, исчезло в облаках. Москва испарилась, Мортье! Этот сказочный город растаял в облаках дыма и пламени, как только я прикоснулся к нему!
  Наполеон бросился к другому окну, третьему..
 - Какое ужасное зрелище!
 - Посмотрите на расстояние между пожарами и правильность их расположения, сир. Полуцивилизованные варвары задумали этот пожар, приготовили план, распоряжались им с изощренной предусмотрительностью и привели, как видите, его в исполнение!- Бертье факелом указал на пожар, развернувшийся за окнами Кремля.- Они не увезли с собой ружья арсенала и порох, но увезли все пожарные трубы, чтобы мы не могли помешать распространению огня. Извольте обратить ваше внимание на это, сир, - Бертье поднес Наполеону свежеизготовленный факел.
 - Ну и что?- спросил Наполеон.
 - Мне удалось обнаружить целый склад зажигательных средств. Полагаю, такие склады есть и в других частях города,- заключил Бертье и бросил факел в камин.
 Факел вспыхнул неожиданно ярко, разбрасывая жадные искры. Все с ужасом смотрели на горящий факел, хотя за окном пылал город...
- Смотрите, сир, что я еще принес.- Бертье поставил принесенное полено на чугунную плиту у камина и, взяв у стоявшего в дверях мамелюка кривую саблю, разрубил это полено вдоль.
Подняв с пола половинку полена, он понюхал ее сам и поднес Наполеону.
- Что это еще?- брезгливо отстранился Наполеон.
- Порох, Ваше Величество.- Бертье провел пальцем по сердцевине полена, растирая порох.- Даже в вязанках дров и печных трубах установлены такие маленькие “адские машины”.
Бертье отшвырнул в сердцах полено.
За окном, раскаленный диск солнца тусклым красным оком смотрел сквозь черное от сажи небо и черные облака дыма, несущиеся низко, над самой землей. Наступавший над Москвой день больше походил на кошмарную ночь, какую способно нарисовать лишь больное воображение. Свинцовый небосклон, казалось, держится на высоких огненных столбах и готов в любую минуту рухнуть на землю всей тяжестью. Порой солнце совсем исчезало в черных клубах дыма и оранжевых сполохах огня, город представал светящимся изнутри островом, словно мираж, среди необъятной огненной пустыни.
На Спасской башне Кремля пробило девять часов утра.
Наполеон стоял перед окном, спиной ко всем.
- Сир, вы встречали что-нибудь подобное? Всего двадцать пять тысяч обывателей, оставшихся в городе на тридцать пять верст в окружности, способном вместить миллион человек! Эта цифра уже сама говорит за себя!
Наполеон молчал.

Государь,- нарушил молчание Дюронель,- я предлагаю вам, временно, переехать в Петровский дворец под Москву. Я отвечаю за вашу жизнь перед Францией.
- Я отвечаю перед Францией за всю кампанию в России, Дюронель!- воскликнул Наполеон, ударив кулаком по столу.- Еще вчера вечером я считал войну законченной, а теперь откуда прикажете мне вести переговоры с Александром? Из Петровского дворца, что ли? Кремль- это звучит для Европы; а тут, что скажут в Париже: император Наполеон занял Петровское.
- Ваше Величество...-попытался вставить Дюронель.
Наполеон нетерпеливо перебил его:
- Меня не только лишили моего главного козыря, но теперь найдутся те, кто попытается навсегда рассорить меня с императором Александром, представить меня варваром в его глазах. Я не хочу ссориться с Александром. Он мне еще нужен! Бертье, где этот русский старик, что просился отпустить его в Петербург?
- Здесь Ваше Величество.
- Дайте ему пропуск для наших постов, он отвезет мое письмо Александру. Пишите, Бертье.
Бертье садится за стол. Наполеон диктует, шагая вдоль стен палаты Кремля, иногда останавливаясь у окон, за которыми разливается пламя пожара:
- Государь, брат мой. Мне остается сожалеть об участи, постигшей столь прекраснейший, великолепнейший город. Я уверен...- голос Наполеона замещается голосом диктора. Сам же Наполеон мечется по залу, жестикулирует, диктуя Бертье.
Голос диктора:
- Я уверен, что это печальное событие произошло не вследствие повеления императора Александра, ибо такие неистовства недостойны ни великого монарха, ни великого народа, и были бы не согласны с вашими правилами, сердцем и вашим светлым образом мыслей. Я предпринял со своей стороны все силы для тушения пожаров, но, видит Бог, их оказалось недостаточно.
Дюронель оборачивается к Мортье:
- Прикажите всем быть готовыми покинуть Кремль.
Мортье уходит на цыпочках.
- Ежели бы я знал, что мое присутствие в Москве вызовет подобный патриотизм черни, то из любви и уважения к вам, я пожертвовал бы выгодой вступить в Москву,- продолжал диктовать Наполеон.- Я веду войну без всякого озлобления. Простая записочка от Вас после или прежде последнего сражения остановила бы мое движение.
 Москва - Кремль, Наполеон
Наполеон, закончив диктовать письмо, подписал его. Бертье собирался встать, но Наполеон жестом посадил его.
- Это еще не все, Бертье. Мне нужно, чтобы и Париж знал, что я в Кремле. Пусть посмеют сказать, что это не так. Пишите, мой двадцать второй бюллетень французам.
Вбежал испуганный Мортье:
- Сир, положение чрезвычайно опасно! Загорелась Троицкая башня, вблизи самого арсенала.
- Я занят, Мортье, приготовьте графа Филиппа к немедленному отъезду в Париж. Мне нужно, чтобы мои враги не смогли и пикнуть. Пишите, Бертье:-... Хотя пожар убавил средства для содержания армии, их найдено и открывается очень много, Огонь не коснулся погребов...
Бертье удивленно посмотрел на Наполеона.
- Пишите. Бертье, пишите... Огонь не коснулся погребов. Войска отдыхают. Они имеют в изобилии: хлеб, картофель. капусту и другое. Свежую говядину, соленую провизию, вино, водку, сахар, кофе и вообще всякого рода продовольствие...
Снова вбегает Мортье:
- Я умоляю вас! Почти все ворота объяты пламенем. Выхода из Кремля, наверное, уже нет.
- Ну, так что же вы не сказали нам раньше, Мортье? Конечно, мы идем,- и, обернувшись к Бертье, серьезно добавил:
- Вы отвечаете головой, чтобы эти обе бумаги были отправлены по назначению немедленно, и только - из Кремля!
Застегивая сюртук Наполеон приказал:
- Дюронель, кстати, сожгите дом этого фанатика Растопчина!
- Это невозможно, сир, он уже сгорел.
- Жаль!
Наполеон вышел вместе с маршалами на Кремлевскую стену. Он еще раз оглядел пожар. Вдоль кремлевской стены стояла стена из пламени. Дым сдавливал дыхание. Наполеон закашлялся..
- Ваше величество, сюда.- крикнул Бертье..
... Чьи- то сильные руки подхватили Наполеона и потащили через огонь к неведомому ему подземному ходу. Он закрыл лицо от пламени руками...
Появляется титр”До 30 июля 1815 года оставалось 1058 дней”
Когда Наполеон открыл глаза, перед ним расстилалась река с горящими на ней барками.
Замоскворечье пылало вдоль всего противоположного берега. Солдаты под руки подвели Наполеона к плоту, на котором уже толпились его приближенные. Среди них были Бертье, Коленкур, Мортье, Багарне и даже его мамелюк Рустам со всем штатом прислуги разместились на этом импровизированном плоту.
- Императором овладел сон,- шепнул кто- то за его спиной.
Сумерки сгущались. Наполеон очнулся уже на берегу и, среди кладбищенских оград, увидел Бертье, перепачканного сажей.
- Где мы, Бертье?
Воспользовавшись возможностью остановиться и перевести дух, Бертье достал карту Москвы и, расстелив ее на надгробной плите, поводил пальцем:
- Ваганьково, сир.
- Ваганьковское кладбище,- уточнил Коленкур.- До “Петровского” мы дойдем отсюда за час.
.................

Лакей, стоя в тени пальмы, лил воду из медного кувшина на спину Наполеона. Наполеон умывался в саду Лонгвудского дома . По тропе от калитки шел доктор О,Мейра. Он был в мундире английского морского офицера...
 
 
 

 3
Таким образом, сюжет строится как параллельное “движение “ Наполеона во времени - медленное угасание обывателя Бонапарта на острове Св. Елена, в постоянных унизительных перепалках по всяким бытовым поводам с губернатором острова, - и яркая жизнь императора Наполеона, которая стремительно несется вперед, к катастрофе, подгоняемая роковыми заблуждениями гения.
Москва, которая займет центральное место в повествовании, явилась переломным моментом в его судьбе. В огне ее пожара сгорела декларативная логика Наполеона, которой он оправдывал все свои деяния, и осталась голая кровавая правда.
Ибо русскому мужику понятия “Континентальная блокада” или “Тильзитский мир” ровным счетом ничего не говорили. Он видел только, что его деревня сгорела в пожаре войны, урожай потоптан конницей неприятеля, а последнюю корову увели наполеоновские солдаты (французы, немцы, итальянцы. поляки и несть им числа). Естественно, русский мужик воспринимал это как нашествие иноземной Орды. И Наполеон был для него только враг, главный захватчик.
В отличие от европейских стран, где Наполеона встречали цветами и аплодисментами, где после его парадов Победы в Берлине, Риме, Вене никто не ожидал от него жестокой оккупации, и военная кампания завершалась ритуально-традиционным заключением мира.
Переступив границу России, Наполеон оказался в совершенно иных условиях, которых он, при всей своей гениальности, не предвидел - это касается практически всех аспектов пребывания в России Великой французской армии - в том числе, военных, стратегических, экономических, психологических, климатических, в конце концов. Даже заполучив Москву в качестве военного трофея, Наполеон не нашел никого, кому он мог бы продиктовать условия своего мира.
Неудивительно, что посол Наполеона Лористон выразил Кутузову претензии, что война с российской стороны ведется не по правилам. После пожара Москвы война действительно приобрела беспощадный характер Отечественной войны, масштабы и формы которой вызывали опасения и русского царя.
Но, самое удивительное, что верный своему пониманию природы этой войны, даже будучи в отчаянном положении в Кремле, в отрыве от своих стратегических европейских тылов, Наполеон не воспользовался довольно тонким и коварным советом своих приближенных объявить из Кремля отмену крепостного права в России и этой декларацией вызвать смуту и раскол между властью и народом. На эти предложения он неизменно отвечал: ”Это внутреннее дело русских, это дело императора Александра и его правительства. Все мои дела касаются только Англии”.
В данном случае, при создании киноромана на CD, где одновременно “раскручивается” вторая сюжетная линия - судьба Александра I, Москва явится узловым моментом всех хитросплетений европейской политики в этот исторический период.
Отдавал ли себе отчет император Наполеон в невозможности поступить по прихоти своей, когда он написал русскому царю, что простая записочка Александра “после или прежде последнего сражения“ остановила бы его движение, и он бы отказался от выгоды вступления в Москву. Сознавал ли он, что воины его, подошедшие к этому, обещанному за долгий поход вознаграждению, смогли бы простить его за этот отказ. Или он хотел просто позлить Александра, упустившего возможность заключить мир в начале войны или до него на условиях строгого соблюдения континентальной блокады. Не был ли он сам заложником ситуации, когда все поздравляли его с победой в Кремле, а он не знал, что с этой победой собственно делать. И не был ли заложником этой же ситуации император Александр, который не только не решился написать какую-нибудь записочку Наполеону “после или прежде последнего сражения”, но даже в официальной форме, по дипломатическим каналам, не осмеливался ответить Наполеону на его письмо из Кремля.
Душевные страдания Александра и противоречивые советы “партий” войны и мира, семейные ссоры со сторонниками той и другой партии, в которые входил его брат, сестры и мать, придерживающиеся противоположных точек зрения, кабинет министров, куда входили и сторонники Бонапарта и люди, настроенные проанглийски, сплетни. козни, заговоры... Такая атмосфера царила в Петербурге, когда Александр был поставлен перед дилеммой, отвечать или не отвечать Наполеону, а если отвечать, то что он может написать после их традиционного обращения друг к другу “Государь, брат мой...”? В таком смятенном состоянии застает русского императора читатель (зритель), если в этот момент захочет перенестись из пылающей Москвы в северную столицу:

“... Александр взял перо и умакнул его в чернильницу. Часы на камине пробили два пополуночи. Александр бросил перо и дернул массивную парчовую кисть над письменным столом. Раздался перезвон колокольчика, и в двери вырос дежурный генерал- адьютант Волконский.
- Князь Петр, Ваши чернила опять высохли! Где Вы их берете?
Волконский молча достал пузырек из шкафчика и наполнил янтарную чернильницу, нечаянно взглянув в бумагу, лежащую на столе царя. Александр скомкал бумагу и бросил ее на угли камина. Бумага почернела и занялась. Волконский почтительно поклонился и направился к выходу.
- Можете ложиться спать, князь Петр. Надеюсь, до утра я Вас не побеспокою,- потирая щеки, чтобы не заснуть, сказал Александр.
Волконский вышел. Александр взял новый лист гербовой бумаги, умакнул перо и вывел:”Государь, брат мой..”, отодвинул лист, взял другой и написал то же самое по-французски... Затем в задумчивости принялся рисовать чертиков. Росчерк его пера, предлагающий Наполеону мир в какой угодно обтекаемой форме, был равносилен для него смертному приговору самому себе. И потому ли в эту ночь, и в другие ночи, он так ничего и не напишет и не ответит своему недавнему другу императору Наполеону. Вероятно, Александр чуть задремал краем глаза уловил, как одна из рожиц на листе превратилась в профиль покойного императора Павла. Рожица показала ему язык. Александр вздрогнул, открыл глаза и замазал кривлявшуюся рожицу так быстро высыхающими чернилами князя Петра.”

Он был таким же заложником ситуации, как и тот, что сидел в Кремле, возмущаясь пожаром и обвиняя Александра в упрямстве.
Все мои дела касаются только Англии, мне нечего желать в России как только исполнения договора о континентальной блокаде. Я давно бы уже уехал отсюда, если бы ответил Александр. Хитрый византиец. Он боится своих русских!” - кричал Наполеон, бегая по палатам Кремля.

Тут любопытный зритель, возможно, захочет узнать, какие злоключения могли бы приключиться с российским государем. если бы он все- таки ответил положительно на предложения мира, или хотя бы просто допустил миссию французского посла Лористона в Санкт-Петербург, и он узнает, что в результате этого Александр последует по пути своего отца, убитого заговорщиками. Ибо союз с Наполеоном был в этих условиях еще менее возможен, чем ранее у Павла, когда он начал совместно с Наполеоном грандиозный поход к английским владениям в Индии, до безумия напугавший Англию.
Идея франко-русского союза против британского владычества в мире погубила отца императора Павла I. Внимательный читатель (зритель), который захочет заглянуть в корень подробней ознакомиться с историей этого удивительного похода, сможет ознакомиться с этими документами, которые долгое время были скрыты в архивах МИДа СССР ( “Проект сухопутного похода в Индию русских казаков под предводительством атамана графа Орлова-Денисова, карты. направленные атаману самим Павлом с приписками “.. уверяя всех в дружбе идти на англичан к предгорьям Гималаев, по пути захватив Бухарию, чтоб китайцам не досталась...”)
Дотошный читатель, доискиваясь подоплеки опасений Александра за свою жизнь, скоро обнаружит неопровержимые доказательства того, что убийство Павла I в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в его новом Михайловском замке, был не просто очередной дворцовый переворот, как до сего дня всем внушали, а крупная международная акция в момент острейшего кризиса англо-русских отношений и фактического заключения прямого военного союза Павла I с Бонапартом. Этот союз предусматривал взаимные повсеместные действия Франции и России против Англии. Павел узнает, что заговорщики в Санкт- Петербурге демонстративно оплачивали даже свои карточные долги золотыми гинеями и вдохновлялись с берегов туманного Альбиона.
Схема построения сюжета в целом такова: и в истории, которая рассматривается с точки зрения Наполеона и его союзников, и в противоположном лагере, отраженной сюжетной линией с участием Александра I - действие как бы закольцовано, опираясь на множество сходных, скрыто синхронизированных авторами, моментов. В первом Наполеон на острове Св. Елена мысленно проходит свой путь с вершины славы и могущества до момента падения. Его память вызывает людей и события, а “таймер” романа неуклонно отсчитывает день за днем до последнего дня императора Наполеона, которым станет день 30 июля 1815 года (день ареста на борту корабля “Белерофонт”), последний- в цепи роковых ошибок императора Наполеона.

... - Я торжественно протестую перед лицом неба и перед людьми против нарушения самых священных моих прав, прав человека! Я протестую против насильственного обращения с моей особою и моей свободой,- кричал Наполеон людям, собравшимся на пристани.
Капитан корабля по знаку лорда Кита отдал команду: “ С якоря сниматься, по местам стоять!”.
Огромная толпа собралась на причале в порту Рошфор. Туман рассеивался. Корабль спешно готовился уйти от берегов Франции.
- Я по своей воле пришел на борт “Белерофонта”,- продолжал Наполеон.- Я не пленник. Я- гость Англии. Очутившись на борту “Белерофонта”, я был у очага британского народа.
Его слова заглушал лязг поднимаемых цепей, на мачте развевался флаг Великобритании.
- Если правительство, приказав командиру “Белерофонта” принять меня и мою свиту, хотело устроить мне ловушку, оно преступило против чести, оно запятнало британский флаг. Если этот акт свершится, англичане тщетно будут утверждать о своей лояльности, о своих законах, о своей свободе. Британская верность найдет себе могилу в гостеприимстве “Белерофонта”. Я апеллирую к истории!
Ширилась полоска воды, отделявшая корабль от берега. От толпы отделилась женщина со слепым юношей в потертом солдатском мундире.
- Мама, здесь император?- спросил слепой парень, очевидно услышав последние возгласы Наполеона.
- Да, он здесь,- ответила мать.
Слепой ветеран сорвал с себя шляпу:
- Да здравствует император!- радостно закричал он.
Причал уже скрылся в тумане, а Наполеона еще преследовал крик слепого человека...
 

В этот день император Наполеон превратился из ”возмутителя европейского спокойствия“ в мирного обывателя, выращивающего редис на маленьком острове в Атлантике по ту сторону экватора.
Вторая сюжетная линия (Александр I) развивается по тем же законам, но только точкой отсчета для Александра будет 14 декабря 1825 года (как ни покажется странно!) день восстания декабристов на Сенатской площади.
Два императора пройдут как бы в противоположных направлениях сквозь чуждую им среду. Один, начавший свою карьеру с призыва “Свобода, равенство, братство!” и взятия Тулона для французской революционной Республики, вскоре “завершит роман с революцией” собственной диктатурой. Другой, в условиях российского рабства, воспитанный на руках царственной бабки Екатерины Великой “приемля наследственно императорский Всероссийский престол”, питает надежду на либеральные реформы в России и явится освободителем Европы от военной диктатуры Наполеона Бонапарта.
Оба пришли к власти в результате государственного переворота. В первом у Наполеона - 19 брюмера (1799) года разгон Парламента - Консулат. Во втором - убийство в Михайловском замке. Спустя менее трех лет со дня прихода к власти единоличной диктатуры Бонапарта на смену республиканскому правлению во Франции в России приходит к власти монарх - убежденный республиканец и демократ, напичканный идеями швейцарца Лагарпа.
Один прошел из Парижа до Москвы, другой - из Москвы до Парижа.
Ситуация во Франции и России, как бы зеркально переворачивается.

В России опять бродят идеи революции сверху, так как сам самодержец возглавляет комиссию по разработке законов и положений, призванных ограничить самодержавие.
Современник Александра I так и написал:”У нас в России сейчас под председательством самодержавного монарха стремятся избавить нас от деспотизма и прихотей самодержавия”.
В то же время Наполеон, воцарившийся в бывшей республиканской Франции озабочен приданием своей власти элементов монархии для защиты от случайностей демократии.
Но, если в первом случае речь пойдет о ссылке на Святую Елену побежденного генерала, во втором - о добровольном уходе от активной политики царя, одержавшего одну из самых блестящих побед в истории всех времен. “Старец Федор Кузьмич”, уходящий от пальбы на Сенатской площади в народ (такова очень убедительная легенда) - первое появление Александра I на экране. Он будет пойман и наказан плетьми за бродяжничество, после чего сослан в Сибирь. Отсюда он взглянет на свою жизнь победоносного царя царей.
Зоркий взгляд Талейрана отметил эту зеркальность двух императоров, когда вывел формулу: ”Русский государь цивилизован, а русский народ нецивилизован, французский народ цивилизован, но французский государь нецивилизован, следовательно русский государь должен быть союзником французского народа”. И русский государь стал действительно союзником европейских народов - он не стал мстить за Москву, вступив в Париж, чего многие опасались . Он восхищался Французской декларацией прав и статьями Кодекса Наполеона, восторгался английским парламентом и, беседуя с лидером оппозиции лордом Грэем, горячо сожалел, что в России нет никакой парламентской оппозиции, он дал конституцию полякам, но в России он только разводил руками.
В беседе с героем войны 1812 года будущим декабристом Волконским он сказал, что списки всех членов тайных обществ в России ему неоднократно докладывались и, между прочим, заметил: ”Вы ничего не смыслите в таких делах, князь. И все, что вы там говорите, пустое ребячество. Если бы это было не так, завтра же я вступил бы сам в ваше общество”.
В этих словах звучат нотки человека уставшего от бремени неограниченной власти. Он много раз и по разным поводам касался темы добровольного отказа от этой власти. И это породило достаточно убедительную на взгляд авторов легенду о его добровольном уходе из власти и появлении в народе в образе старца Федора Кузьмича.

При жизни он убежденно утверждал всюду, что “наследственная власть по сути своей несправедлива”. Эти слова не только приводили в замешательство европейских дипломатов и русских вельмож, но и порождали семена освободительного движения в душах просвещенных людей России. И в том, что эти семена взошли сразу же после его “ухода из жизни”, нет ничего удивительного. Ибо еще в первые дни своего царствования он писал своему наставнику Лагарпу, что ” ... вместо добровольного изгнания себя я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустив ее сделаться игрушкой в руках каких- либо безумцев. Мне кажется. что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властию, которая перестала бы существовать, как только Конституция была бы закончена и нация избрала бы своих представителей.
Даровать России свободу и предохранить ее от поползновения деспотизма и тирании - вот единственное мое желание.
 Александр

Что же помешало императору Александру I ”даровать России свободу”? Война с Наполеоном или еще что-то, с чем он столкнулся в Европе, где уже зрели ростки демократии? Почему, чем глубже он погружался в европейские дела, тем более проблематичным ему казалось осуществление собственной идеи? Очевидно, размышления над путями развития российского общества и сделали его одиноким и таинственным Северным сфинксом, каким он и вошел в мировую историю.
 
 

     © Смоктий Виктор Петрович
     946-4831
      Москва, пр. Жукова, 14 кор 2, кв. 45

     © Васильев Евгений Николаевич
      947-0114
      Москва, ул. Живописная 30-3, кв. 17