Интернет-проект «1812 год»

Вернуться в Библиотеку

представитель Международного наполеоновского общества в России

«ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ КОРОЛЯ РИМСКОГО»

Франсуа Шарль Жозеф Бонапарт, Король Римский родился 20 марта 1811 г. на радость своему отцу – великому Наполеону. И, хотя роды были трудными, жизни Марии Луизы и наследника были спасены. У Наполеона появился долгожданный сын, а вместе с ним - надежды на продолжение династии.

Король Римский рядом с Тюильри - местом своего рождения. Художник Пьер Филипп Дютерм.
Король Римский рядом с Тюильри - местом своего рождения. Художник Пьер Филипп Дютерм.
Наполеон II герцог Рейхштадский. Эстамп. Музей Фонтенбло.
Наполеон II герцог Рейхштадский. Эстамп. Музей Фонтенбло.
Сын Наполеона в униформе гренадёра. Художник Шарле (Charlet) Николя Туссен. Мальмезон.
Сын Наполеона в униформе гренадёра. Художник Шарле (Charlet) Николя Туссен. Мальмезон.
Портрет герцога Рейхштадского в форме подполковника принца Густава Ваза. Художник Леопольд Бюшер. Мальмезон.
Портрет герцога Рейхштадского в форме подполковника принца Густава Ваза. Художник Леопольд Бюшер. Мальмезон.
Наполеон с сыном играют в солдатиков, расставленных на карте в кабинете императора во дворце Тюильри. Художник Йоган Лейболд. Мальмезон.
Наполеон с сыном играют в солдатиков, расставленных на карте в кабинете императора во дворце Тюильри. Художник Йоган Лейболд. Мальмезон.
Король Римский спит на коленях отца в его рабочем кабинете в Тюильри. Раскрашенная литография. Мальмезон.
Король Римский спит на коленях отца в его рабочем кабинете в Тюильри. Раскрашенная литография. Мальмезон.
Наполеон после завтрака играет со своим сыном и племянницами в замке Сен-Клу. Художник Луи Дюси.
Наполеон после завтрака играет со своим сыном и племянницами в замке Сен-Клу. Художник Луи Дюси.
15 августа на св. Елене. День рождения Наполеона. Граф Бертран в окружении семьи преподносят императору портрет сына. Мальмезон.
15 августа на св. Елене. День рождения Наполеона. Граф Бертран в окружении семьи преподносят императору портрет сына. Мальмезон.
Перезахоронение останков Короля Римского немецкими солдатами в Доме Инвалидов 15 декабря 1940 г. ровно через 100 лет после перезахоронения Наполеона. С тех пор прах отца и сына вместе.
Перезахоронение останков Короля Римского немецкими солдатами в Доме Инвалидов 15 декабря 1940 г. ровно через 100 лет после перезахоронения Наполеона. С тех пор прах отца и сына вместе.

К сожалению, счастье отцовства у Наполеона оказалось слишком коротким, а надежды на создание династии – призрачными. После первого отречения императора в апреле 1814 г. трехлетнего малыша забрали в Австрию, к дедушке, назначив мальчику титул принца Пармского, а в 1818 г. – герцога Рейхштадского. Совет пятисот лишь на короткое время провозгласил его Наполеоном II (23 июня 1815 г.), но вскоре отозвал свое решение. Король Римский жил в Австрии и умер 22 июля 1832 года от скоротечной чахотки, простудившись на параде.

Его останки были переданы Франции Адольфом Гитлером в декабре 1940 г. в знак укрепления дружбы и сотрудничества между Францией и Германией.

Увы, такой короткой оказалась жизнь и столь незавидной - судьба несчастного Орленка.

Британская королевская конная артиллерия (изготовлено между 1893 и 1946 гг.). Париж, музей Армии.
Британская королевская конная артиллерия (изготовлено между 1893 и 1946 гг.). Париж, музей Армии.
Игрушечная кукла. Париж. Музей Европейской и Средиземноморской цивилизации.
Игрушечная кукла. Париж. Музей Европейской и Средиземноморской цивилизации.

Все мы в детстве когда-то играли в игрушки. Девочки – в куклы и «дочки-матери», а мальчики – в машинки, солдатики и в войну. У современных детей иные игрушки – трансформеры, радиоуправляемые автомобили и корабли, компьютерные игры. А во что играл сын Наполеона, да и не только он, но и другие отпрыски сильных мира сего – дети королей, царей и императоров? Во что играли они и какие у них были игрушки? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Игрушки Королю Римскому в основном доставлялись как из Франции, Австрии, так и из Германии, где в то время зарождалось промышленное производство оловянных солдатиков. Многие из читающих эти строки, вероятно, помнят фильм «Патриот» – сенсацию 2000 г. – потрясающий исторический боевик Роланда Эммериха, создателя «Дня независимости» и «Годзиллы» с непревзойденным Мелом Гибсоном в главной роли. Так вот там есть сцена, в которой главный герой, уходя сражаться, берет с собой оловянных солдатиков своего среднего сына, убитого англичанами. Он отливает из них пули, а последнего солдатика оставляет про запас, чтобы пуля, отлитая из него, настигла убийцу сына.

Деревянные и глиняные солдатики известны уже более 4200 лет со времен египетских фараонов. В средние века принцы и короли играли солдатиками из драгоценных металлов и камней, и они являлись предметами ювелирного искусства. Известен случай, когда в 1610 году Людовик XIII получил в подарок 300 серебряных фигурок работы немецкого ювелира Н. Рогера. На картине французской художницы Мари Беланже (1809-1882) запечатлен момент игры в эти серебряные солдатики будущего короля Франции Людовика XIII с отцом и братом.

Маленький Людовик XIII играет с отцом и братом в сражение при Иври. Художница Мари Буланже. Париж. Лувр.
Маленький Людовик XIII играет с отцом и братом в сражение при Иври. Художница Мари Буланже. Париж. Лувр.
Маленький Людовик XIII - победитель турнира в Лувре. Художница Мари Буланже. Лувр.
Маленький Людовик XIII - победитель турнира в Лувре. Художница Мари Буланже. Лувр.

Наполеон тоже играл со своим сыном и с племянниками в такие солдатики, более того, он играл с ними в войну и для этой цели заказывал специальные игрушки у известных мастеров. Такие игрушки изготавливались из ценных пород дерева и благородных металлов и стоили очень дорого. Кроме того, у маленького короля Римского была своя униформа, модель-копия ружья образца 1777 г. со специальным чехольчиком на штык, сабля, барабан и многие другие атрибуты настоящего солдата папиной Великой армии.

Игрушки Короля Римского

Детская труба Короля Римского (длина 275 мм). Музей Армии. Париж.
Детская труба Короля Римского (длина 275 мм). Музей Армии. Париж.
Детский барабан, принадлежавший Королю Римскому.
Детский барабан, принадлежавший Королю Римскому.
Игрушечная пушка сына Наполеона (сталь, дерево, слоновая кость). Начало 19 века. Музей Фонтенбло.
Игрушечная пушка сына Наполеона (сталь, дерево, слоновая кость). Начало 19 века. Музей Фонтенбло.
Игрушечная сабля Короля Римского. Мальмезон.
Игрушечная сабля Короля Римского. Мальмезон.
Игрушечное ружье сына Наполеона со штыком и твердым чехлом на штык. Париж. Музей Армии.
Игрушечное ружье сына Наполеона со штыком и твердым чехлом на штык. Париж. Музей Армии.
Игрушечный солдатик Короля Римского (высота 335 мм). Музей Армии. Париж.
Игрушечный солдатик Короля Римского (высота 335 мм). Музей Армии. Париж.
Игрушка-мамелюк принадлежавшая сыну Наполеона (высота 175 мм). Музей Армии. Париж.
Игрушка-мамелюк принадлежавшая сыну Наполеона (высота 175 мм). Музей Армии. Париж.
Лядунка Короля Римского. Музей Армии. Париж.
Лядунка Короля Римского. Музей Армии. Париж.
Маленькая пушечка - игрушка Короля Римского (серебро, металл). Ок. 1815 г. Мальмезон.
Маленькая пушечка - игрушка Короля Римского (серебро, металл). Ок. 1815 г. Мальмезон.
Игровая комната Короля Римского в Компьене. Художник Е. Бурделен.
Игровая комната Короля Римского в Компьене. Художник Е. Бурделен.
Счет на оплату игрушек, заказанных фирме Митту. Фонтенбло, Франция.
Счет на оплату игрушек, заказанных фирме Митту. Фонтенбло, Франция.

Наполеон очень любил своего сына и, заказывая для него очередную игрушку или партию солдатиков, не останавливался ни перед какими расходами, чем пользовались не всегда чистоплотные на руку дельцы от мира игрушек. Известная в то время фирма «Митту» не стеснялась выставлять счета на астрономические суммы. Наполеон оплачивал все, не глядя. Для него это была капля в море по сравнению с расходами и долгами, которые делали его бывшая супруга Жозефина и теперешняя Мария-Луиза; но даже не это было главным – увидеть неподдельную радость в глазах сына, почувствовать его благодарные объятия и поцелуи – делало Наполеона счастливейшим из отцов.

Да, император был по настоящему счастлив в эти относительно спокойные годы 1810-1811, о чем свидетельствуют столь безмятежные картины великих художников того времени. Император с гордостью показывал портрет своего сына солдатам Старой гвардии накануне Бородинского сражения, но со слезами на глазах смотрел на другой его портрет и в другом месте – на о. св. Елены.

Детская механическая заводная игрушка. Музей транспорта в Компьене, Франция.
Детская механическая заводная игрушка. Музей транспорта в Компьене, Франция.
Детский игрушечный сервиз из 40 предметов. Конец 18 - начало 19 века. Замок Фонтенбло, Франция.
Детский игрушечный сервиз из 40 предметов. Конец 18 - начало 19 века. Замок Фонтенбло, Франция.
Игрушка «Карнавальная карета». Музей транспорта в Компьене.
Игрушка «Карнавальная карета». Музей транспорта в Компьене.
Кукла в костюме бретонской девочки. Париж. Музей Европейской и Средиземноморской цивилизации.
Кукла в костюме бретонской девочки. Париж. Музей Европейской и Средиземноморской цивилизации.
Модель 12-ти фунтовой пушки на лафете из коллекции великого князя Павла Петровича.
Модель 12-ти фунтовой пушки на лафете из коллекции великого князя Павла Петровича.
По состоянию запального отверстия в этой игрушечной пушке Павла Петровича хорошо видно, что из нее неоднократно стреляли.
По состоянию запального отверстия в этой игрушечной пушке Павла Петровича хорошо видно, что из нее неоднократно стреляли.
Русская игрушка «Казак и Наполеон». Россия, 1912 г.
Русская игрушка «Казак и Наполеон». Россия, 1912 г.
Набор деревянных игрушек, выпущенный к 100-летию Отечественной войны 1812 г.
Набор деревянных игрушек, выпущенный к 100-летию Отечественной войны 1812 г.

Следует заметить, что у Наполеона было много племянниц и других родственниц женского пола и эти маленькие принцессы, графини, баронессы играли в куклы, домики, столовые сервизы, причем очень красивые и весьма высокого качества.

Оловянными солдатиками увлекался не только Король Римский вместе с Наполеоном, их любили и другие великие люди.

Так, немецкий композитор Иоганес Брамс (1833-1897) просто обожал это занятие. Друзья в недоумении спрашивали его, что, мол, это за увлечение такое, отнимающее столько бесценного времени?!

– Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках, – отвечал композитор. – Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей: «Вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю.

Наш знаменитый соотечественник А.В. Суворов – тоже очень любил эту игру, а последний русский царь Николай II, чтобы отвлечь сына, страдавшего гемофилией, от активных игр на воздухе, где он мог упасть и поцарапаться, играл с ним в плоские оловянные солдатики во дворце. Но это уже были не те фигурки из драгметалов – это был так называемый ширпотреб, но все равно выполненный весьма искусно.

Следует признать, что производство оловянных солдатиков началось не в России, а в Германии. Олово как материал стал применяться для игрушек «простых смертных» именно на рубеже XVIII-XIX веков. Столетиями посуда и столовые приборы из олова служили большинству населения Европы. Но в конце XVIII века появилась дешевая фаянсовая посуда, более изящная и гигиеничная. Многие литейщики, лишившись массовых заказов, переключались на производство оловянной миниатюры: в начале XIX века уже не только в Нюрнберге (этот город и по сей день остается мировой столицей игрушек) и Аугсбурге, но и в Берлине, Потсдаме, Лейпциге, Фрайбурге, Майнце, Дрездене, Бремене и других германских городах стали возникать «фабрики оловянных фигур». Позднее и Россия подхватила эту модную тенденцию и вскоре могла похвастаться своим собственным уникальным стилем в изготовлении оловянных игрушек. Так, например, уже в начале XX века вплоть до 1917 гг. таких солдатиков можно было купить в любом табачном киоске в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ростове, Одессе, Владивостоке и стоили они недорого.

Что случилось с Россией потом – все прекрасно знают. Вот почему наш легендарный комдив В.И.Чапаев в одноименном фильме режиссеров Г. и С. Васильевых (Ленфильм, 1934 г.) играет уже не солдатиками, а картошинами, причем большими и малыми.

С тех далёких времен изменились только материалы (исключая картофель, конечно), из которых делают игрушечных солдатиков, а смысл игры и разновидности игрушечных воинов почти не изменились: оловянные солдатики носят военную форму разных времён, и бывают как самыми простыми – плоскими так и сложными объёмными.

Павел Первый тоже играл в «цинк» – так назывались тогда оловянные солдатики (от слова zinnfiguren - нем.). Эти фигурки у него были привозные, т.е. импортные, но кто делал для него стреляющие пушки и модели военных кораблей? К сожалению, история почти не сохранила для нас имен этих прекрасных мастеров, кроме, пожалуй, К.В.Данилова – автора знаменитой игрушечной «Павловской батареи». И если русский левша смог подковать блоху, то изготовить действующую пушку в 1/18 или 1/24 натуральной величины русском мастеру было что называется «раз плюнуть».

Такая пушка была точной копией настоящей и могла стрелять как маленькими ядрами (для этого использовались самые мелкие картечные пули), так и производить холостые выстрелы, т.е. стрелять обычным порохом. Естественно, что эти забавы маленького цесаревича проходили под зорким оком как воспитателей, так и специально назначенного денщика из артиллерийской команды. Павел был в восторге!

Кстати, известный сейчас метод «обучение через игру» в отношении наследника цесаревича Павла Петровича впервые применил его воспитатель – Бехтеев Федор Дмитриевич (1716-1761), который успешно соединял забаву с учением, и быстро научил великого князя чтению и арифметике при помощи игрушечных солдатиков и складной крепости.

В пасмурные и дождливые дни, каких немало в Санкт-Петербурге в любой год, великий князь играл во дворце. Он выстраивал на столе или на полу ровные шеренги солдатиков и горько плакал, когда вся шеренга заваливалась на бок и падала, как в эффекте домино, когда один упавший солдат увлекает за собой падение всех остальных. Эту привычку к стройным линиям, шеренгам, ровным батальонным каре и правильным построениям Павел со свойственной ему любовью к прусскому порядку, точности и пунктуальности усвоил на всю жизнь. Его оловянная армия ожила в Гатчине в виде реальных батальонов, кавалерии, конной и пешей артиллерии, а модели кораблей в виде флотилии из 24 судов.

В 1786 году в распоряжении Павла Петровича имелось три роты солдат. В 1796 году он сформировал 6 пехотных батальонов, одну роту егерей, 4 кавалерийских полка – жандармский, драгунский, гусарский и казачий. Артиллерия в гатчинских войсках появилась тоже в 1786 году в составе всего одного орудия и прислуги к нему. Через десять лет это был уже настоящий артиллерийский полк, состоявший из роты конной артиллерии и трех рот пешей артиллерии – всего 16 орудий.

Эта маленькая армия Павла Петровича в полном составе вошла в действующую русскую армию и участвовала в войне с Наполеоном. Но это было уже при Александре I и об этом, возможно, я расскажу в следующий раз.

 

Публикуется в Библиотеке интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора.