К оглавлению
И.Н. Скобелев
«Рассказы русского инвалида»


Дружеский совет инвалида юным воинам

Кто вступает в военную службу по расчету, чтоб дослужиться знатного чина, разбогатеть и сделаться со временем вельможею, тот, торжественно говорю, никогда не будет у цели!.. И невозможно это: по такому расчету в первом же боевом деле придется или спрятаться, или попятиться... «Трус!» – гаркнут товарищи. «Трус», – шепотом повторят солдаты и – довольно! Заслуживший неавантажный титул этот дело свое кончил; смело, приятель, отправляйся на подножный корм! Напротив того, кто, возложа упование на Господа, безусловно пожертвовал собою службе, не думая о возвышении и помышляя исключительно о том только, чтоб священные права службы не страдали в его обязанностях, тот, в смысле простонародной сказки, на ковре-самолете перепорхнет в такие высокие терема, в которые даже и ворон костей пустого мечтателя и труса не донесет вечно. А чтоб более и более благоговеть к уставам службы, матери и постоянной благодетельницы всех с чистою совестью служащих, надобно понять высокое значение оной. Вот оно.

Служба есть величественнейший и священнейший храм веры, чести и славы русского народа. Он сооружен веками, скреплен силою христианской религии и огражден непреложною волею Всемогущего Творца! Сам монарх, помазанник Божий, в храме этом первый блюститель порядка. Божественное это здание при точном исполнении всех законами определенных условий верными сынами отечества как вечность прочно и как Кавказ непоколебимо. Чтоб обозреть громадный, исполинский этот храм, чтоб поразиться его красотою, его неподражаемою архитектурою и чтоб ознакомиться с постепенным его устройством, неизбежно надобно прочесть родную нашу русскую историю, но прочесть с сердцем, с чувством, с толком и – без сомнения – со слезами... Фундамент этого удивительного храма основан на костях предков наших; материал на усовершенствование его употреблен – чистая, пламенная любовь к Богу и государю, искренняя, детская приверженность к отечеству, слепое, безусловное повиновение к властям и мгновенная готовность к смерти; ремонт на поддержание оного требуется – честь, покорность, вежливость, благородное самоотвержение, храбрость, кровь и – жизнь!

Вот, друзья сердечные, как должно разуметь службу! Убедясь в этом справедливом и долговременным опытом оправданном мнении, на пути служебной жизни вы озаритесь светом Божиим, при котором далеко увидите сладкие плоды усердного труда своего, созревающие исключительно под влиянием постоянного стремления к пользам службы. После чего искренно желаю, чтоб известное и весьма частое в настоящий век выражение бабушек и тетушек: «Какую славную карьеру сделал племянничек! Как счастливо втерся в адъютанты внучок!» – не соблазняли доброго солдата, верного слугу царского. На галоп этот должно смотреть равнодушно; конец дело венчает: кто и тихо, но без остановки едет, тот далеко будет.

Человек благородного происхождения, в жилах коего течет кровь победителей Батыя, освободителей Москвы, истребителей внутренних беспорядков и спасителей отечества, без труда поймет совет мой, сердце его скоро вникнет в святые артикулы чести, славы и мгновенно вопьет оные. Но этого мало: рожденный быть начальником простого воина, должен он уметь развернуть понятие солдата, украсить ум и сердце его военными добродетелями, утвердить в нем святую веру, внушить важность присяги и приучить в мирное время к труду, в военное – к мужеству и славной смерти. Но чтоб производить все это с желаемым успехом, нужна полная доверенность товарищей; а чтоб счастливо приобресть оную, надобно самому быть примером в поведении и во всех возможных достоинствах, служить честно и верно... Если начальник коснулся пылинки, солдату принадлежащей, это значит, что он святотатственною рукою поразил утробу службы: солдаты тотчас измерили низость души его, и корыстолюбец навсегда лишился драгоценных прав, хотя бы он обладал мудростью Соломона и красноречием Давида. Соблюдая же образцовую чистоту в собственной своей особе и врачуя моральные повреждения в солдате, беречь его здоровье; за счет жизни ближнего не выслуживаться; в эпоху славы, в бою с врагом за грибами не ходить и не разнюхивать, где жарко, где холодно, где сытно, где голодно, где скудно, где роскошно, но идти с удовольствием и с доброю волею, куда позовут обязанности службы – и исполнять их свято.

Тяп-ляп клетки не сделаешь: везде нужно терпение, терпение и терпение! Превознесясь же выше оного и поборов все препятствия силою благородного самоотвержения, приведя себя с сей похвальной стороны в известность, будь уверен, что если отрады, награды и почести не догонят тебя на пути, так явятся на привале; но без воздания добрые дела никогда не меркнут, и «за Богом молитва, а за царем служба никогда не пропадают!»


Назад Вперед

Сканирование, оцифровка и редактирование – Вера Крюкова, 2005. Электронная версия выполнена по изданию «1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников». – М.: Воениздат, 2001. – 295 с., илл. Текст приводится с сохранением стилистики и грамматики оригинала.

2005, Библиотека интернет-проекта «1812 год».