РАПОРТЫ РУССКИХ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ О БОРОДИНСКОМ СРАЖЕНИИ

Ген.-м. гр. Сиверс ген.-фельдм. кн. Кутузову, 26 сентября 1812 г.

(Д. В.-У. А., отд. II, № 1925, л. 21).

№ 276

Вашей светлости имею честь донести, что с вверенным мне ариергардом 2-й Западной армии, 24 числа прибыл на левый фланг позиции 2-й армии, явясь к его сиятельству Главнокомандующему. По приказанию его сиятельства г.-л. кн. Горчакова, устроена была на высоте с левой стороны большого редута батарея из 8 ор. кон. артил. № 9 при мне состоявшей, и другая из 4 ор. на другой высоте с правой стороны большого редута; при каждой батарее оставлено кавалерии для прикрытия, между тем, что егерские полки заняли деревню и лес впереди всех оных батарей. Вслед за сим казаки известили о приближении неприятеля по Ельнинской дороге, в сборе он появился в больших колоннах кавалерии, пехоты и артиллерии и явно обнаружил свое намерение атаковать левый фланг армии. Полк. Эмануель, с вверенным ему Киевским драг. полком, дважды атаковал неприятельских фланкеров и колонны подкрепляющие и оные опрокинул.

Неприятельские тиралеры и наши стрелки, так же батареи с обеих сторон начали действовать; 2 эск. Ахтырского гус. полка, находяшиеся у прикрытия легкой батареи под командой ротм. Александровича, ударили на одну приближающуюся к батарее пехотную колонну, опрокинул оную, ротм. Бибиков, с фланкерами, остановил неприятельских фланкеров, намеревающихся обойти фланг, все покушения неприятеля по Ельнинской дороге были тщетны. Тогда неприятель, переправясь сильными колоннами чрез р. Колоцку с правого своего фланга позиции по Смоленской дороге следовал на деревню и лес, впереди наших егерей лежащую; дабы подкрепить наших егерей из лесу и деревни уже отступающих, я приказал Новороссийскому драг. полку под командою командира того полка майора Теренина, пройти интервал между лесом и деревней и атаковать неприятельские пехотные колонны, которые подкрепляли тиралеров. С отличной храбростью сей полк одушевлен усердием к службе и желанием отличиться исполнил cиe повеление. 1-й эск. под командой кап. гр. Сиверса атаковал 1 пешую колонну, 2-й — под командой пор. Станюковича — другую; третий — под командой майора Борграфа подкрепляющей оные эскадроны неприятельскую кавалерию, четвертый — под командою майора Мильфельда, взял неприятельских тиральеров в тыл; каждый эскадрон имел лучший успех.

Быв свидетелем сего геройского подвига, получил я пять пуль в левый бок и в ногу, но только от одной сильную контузию и лошадь моя была ранена. Новороссийский драг. полк опрокинул неприятеля при первом его устремлении; после атаки майор Теренин устроил полк, быстро и мужественно вторично атаковал наступающую неприятельскую кавалерию, оную опрокинул, преследовал, истреблял, но встретя из лесу со всех сторон наступающую пехоту и не будучи подкреплен нашей пехотой, которая вся из лесу и деревни к редуту отступила, — успев ceй атакой прикрыть отступление нашей пехоты и отвоз орудия с ближайшей высоты. Урон оного полка при обеих сих атаках был весьма значителен в шт. и об.-оф. и нижних чинах.

Под командой его сият-ства г.-л. Голицына, вся кавалерия 2-й армии была устроена в боевом порядке, позади батарей и редута на левом фланге; по усиленному неприятельскому наступлению, не взирая на действия артиллерии, редут был нашей батарейной артиллерией оставлен вместе с оной, часть пехоты у прикрытия находящаяся, отступила, между тем, что легкая артиллерия с правой стороны редута продолжала действие. Артиллерии г.-м. Левенштерн, усмотрев отступление батарейных орудий, без замедления возвратил оные в редут, так же и отступившие пехотные батальоны. Неприятель был остановлен еще на некоторое время в его наступлении, но получив подкрепление, завладел редутом, хотя защищение оного не мне было препоручено, и хотя пехота не состояла в моей команде, но я старался убеждениями моими и ободряя собственным примером понудить пехотные батальоны взять редут обратно; дважды я сам у рва на брустверe находился, подвергаясь в самые большие опасности, но тщетны были мои усилия. Атакующие подкреплялись несколько гренадерскими полками 2-й див., которых сам г.-л. кн. Горчаков вел на неприятеля. В сем положении усмотрел я отважное предприятие неприятеля в виду нашей кавалерии, взять нашу пехоту, атакующую редут, во фланг и тыл двумя сильными колоннами между редутом и деревней быстро наступающего, я бросился к правому флангу кавалерийской линии, под моею командой состоящая, два прибывшие кирасирские полка выстраивались впереди линии, является ко мне командующими: храбрый полк. Толбузин 1-й, указываю ему наступающие в близком уже расстоянии колонны неприятельской пехоты; довольно для него, в первой линии Малороссийский кирасирский полк, он с оным полком ударил на одну колонну, Глуховской полк — на другую колонну, мгновенно опрокинуты и преследуемы за неприятельскую батарею, которой храбрые сии полки овладели, взятые пушки представлены им к своей команде. Харьковскому и Черниговскому драг. полкам приказано было от меня подкрепить кирасир, тем прикрыть был их правый фланг, которым угрожали 2 пех. колонны, с другой стороны деревни показывающиеся 2 эск. Харьковского драг. полка, под командой майора Жбиновского, 2 эск. Черниговского драг. полка, под командой Мусина-Пушкина, ударили на оные колонны и, опрокинув, овладели 2 пушками, которыми неприятель начал устраивать батарею в подкрепление его пехоты, но не успел сделать ни одного выстрела. Остановившие кирасирские и драгунские эск., преследовав неприятеля, выстроились в порядок, неприятель не осмелился сделать малейшего покушения на сии полки. Ночь была уже наступивши, еще действие пехоты около редута несколько продолжалось, гренадерские полки, овладевшие редутом, оставили оный в ночи и отведены как и вся пехота на позиции, а кавалерия, выстроенная в две линии, оставалась на месте, вытянули цепь и до рассвета, оставя часть на месте, так же отошла на прежнюю позицию.

По отсутствию командовавшего атакованным левым флангом 2-й армии, г.-л. кн. Горчакова, который 26 августа ранен, я во исполнение последовавшего повеления от бывшего главнокомандующего 2-й Западной армией покойного кн. Багратиона, имея честь вашей светлости представить cиe мое донесение о действии полков, вверенного мне 4-го кавалерийского корпуса в сражении 24 числа, и список отличившимся штаб и обер-офицерам и нижним чинам, всепокорнейше испрашиваю за оказанную ими ревность и отличную храбрость каждому по заслугам достойного награждения.

[Воспроизводится по книге: Отечественная война 1812 года. Материалы Военно-Ученаго Архива. С.-П.: типография "Бережливость", 1911. Том XVIII. Документ № 163. С.140-142.]


Библиотека интернет-проекта «1812 год».