Назад В начало Вперед
КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ «1799 ГОД»

Отступление Журдана и Бернадотта за Рейн

26 марта Журдан оставил район поля сражения при Штокахе и начал свой отход к Шварцвальду. Он намеревался, если его к этому принудят обстоятельства, двигаться тремя колоннами через (долины) Гёлленталь, Кинцигталь и Ренхталь. Отступление за Рейн между Базелем и Боденским озером было для него более невозможно, так как дивизия Сен-Сира из-за этого подверглась бы опасности полной гибели.

Генералы Сен-Сир и Вандам полагали, что они не смогут более со своих позиций между Мескирхом и Штокахом безопасно отступить к тем пунктам на Дунае, из которых они пришли, т. е. к Тутлингену, Мюльгейму и Фридингену; поэтому они решили идти на Зигмаринген, овладеть там мостами, слабо обороняемыми австрийцами, и переправиться через Дунай. Им следовало пройти около 3 миль, и они совершили этот марш в течение 26 марта без всяких препятствий.

Сульт и д'Опу 26 марта оставались у Липтингена и Эммингена.

Суан отошел на Аах, Ферино — на Зинген и выслал оттуда бригаду Руби к Шафгаузену и Штейну.

27 марта Сен-Сир был в пути на Ротвейль. Д'Опу направился за Дунай к Тутлингену, Сульт и Суан — на Гайзинген на Дунае, Ферино — на Блумберг. 28 марта Журдан занял позицию перед Шварцвальдом, имея правый фланг у Лёффингена на дороге к Нейштадту, а левый — у Ротвейля на дороге к Фрейденштадту, протяжением на 6 миль. На этой позиции он оставался три дня, т. е. до 31 марта.

Австрийский авангард следовал за французами только 27 марта до Зингена, Энгена и Тутлингена.

Эрцгерцог с главными силами армии оставался на месте, так как имел намерение направиться в Швейцарию, но, узнав, что французы вместо того, чтобы продолжать свой марш через Шварцвальд, остановились на указанной выше позиции, он решил выступить к Дунаю с целью совершенно оттеснить Журдана за Рейн. Поэтому, послав 5 1/2 батальонов и 18 эскадронов к Рейну и усилив свой авангард, он сосредоточил свою армию 29 марта у Липтингена в Эммингена. Впрочем, эрцгерцог еще не выступал в поход, ожидая подхода генерала Старрая, который был вызван им к себе, и 27 марта прошел только через Ульм. Лишь 3 апреля эрцгерцог, как мы видим, вступил в Донауэшинген.

Когда австрийские передовые части стали приближаться к французскому расположению, Журдан стал опасаться, что они смогут овладеть одним или несколькими проходами у него в тылу. Поэтому 31 марта он отступил в Шварцвальд. Ферино занял выходы Гёлленталя, центр — Кинцигталя и левый фланг — Ренхталя.

На этой позиции Журдан оставался четыре дня; когда австрийские передовые части начали прорывать линию французского расположения то в одном, то в другом пункте и больной Журдан покинул армию, временно командовавший армией генерал Эрнуф решил отойти за Рейн. Дивизия Ферино перешла Рейн у Альт-Брейзаха 5 апреля, остальные части — у Келя 6 апреля. Эрцгерцог 3 апреля остановился в Донауэшингене, но, узнав, что французская армия перешла Рейн, он приказал генералу Старрай остаться для наблюдения с 18 батальонами и 64 эскадронами, всего с 30 000 чел., имея намерение с главными силами армии направиться в Швейцарию.

Следует отметить, что генерал Старрай с этими войсками не имел задачи идти в долину Рейна; он должен был с 8 батальонами, 36 эскадронами занять проходы Шварцвальда, с резервом из 10 батальонов и 28 эскадронов оставаться в области Виллинген. Первые совместно с вооруженными жителями Шварцвальда вели непрерывную малую войну с французскими партизанскими отрядами, действовавшими на правом берегу Рейна и доходившими де Шварцвальда.

Этим актом эрцгерцог, по-видимому, в последний момент отказывался от своих прав победителя. Если эрцгерцог вполне основательно не придавал важного значения упорной обороне Рейна, то вполне заслуживает одобрения то, что он предоставил свободу действий противнику и удалился со всей своей армией, оставив только в Шварцвальде наблюдательный корпус в несколько тысяч человек. Однако, никоим образом нельзя извинить того, что 30 000 чел., находившихся там, могли допустить действия французских партизанских отрядов по эту сторону Рейна. Это было большим ущербом для воинской чести и поэтому являлось стратегической ошибкой.

В результате отступления Дунайской армии за Рейн генерал Бернадотт снял осаду Филиппсбурга и отступил за Рейн, так что у французов на правом берегу Рейна остались гарнизоны только в двух пунктах — в Мангейме и Гейдельберге.



2001, Библиотека интернет-проекта «1812 год».
Назад В начало Вперед