Интернет-проект «1812 год»

Вернуться

Зотов А.В.

Обувь Великой армии

Ворчуны (гвардейцы императора) говорили, что Наполеон одерживал победы ногами своих солдат. И это правда! Вот почему маленький капрал придавал большое значение солдатской обуви. Он считал, что у пехотинца в ранце должно лежать две пары сменной обуви. Считалось, что пара башмаков изнашивалась через тысячу километров.

13-й кирасирский полк
13-й кирасирский полк.
Планшет №83 из альбома Этьена Александра Бардена «Проект регламента на униформу майора Бардена».
 
Драгуны 15-го полка
Драгуны 15-го полка.
Планшет №115 из альбома Этьена-Александра Бардена.
 
Леклерк Шарль Эммануэль
Леклерк Шарль Эммануэль,
дивизионный генерал в 1799 г., командующий фр. экспедиционным корпусом в Сан-Доминго в 1802 г. Худ Фр-Жозеф Кинсон, Версаль.
 
Пара сапог
Пара сапог.
XIX век. Музей Фонтенбло.
 
Пара утепленных сапожек, принадлежавших Жозефине
Пара утепленных сапожек, принадлежавших Жозефине.
Мальмезон.
 
Статуэтка члена Конвента в сапогах а ля Суворов
Статуэтка члена Конвента в сапогах а ля Суворов.
Псевдо-керамика. Работа Жюля Армана Лё Вееля. Лимож, музей Адриена Дюбуше.
 
Укороченные гусарские сапоги, принадлежавшие королю Римскому
Укороченные гусарские сапоги, принадлежавшие королю Римскому.
Париж, музей Армии.
 

Многие уже посмотрели новый фильм Федора Бондарчука «Девятая рота», который критики, уверен, назовут русским историческим блокбастером начала XXI века.

Этим же термином можно охарактеризовать, но применительно к XX веку, четырех серийную эпопею его отца – Сергея Бондарчука – «Война и мир», вышедшую на экраны страны в конце 1960-х.; а в 1970 г. появился очередной фильм – «Ватерлоо», снятый С. Бондарчуком совместно с итальянским кинорежиссером Дино де Лаурентисом. Эта двухсерийная лента менее известна российскому зрителю в связи с ее негласным запретом, вероятно из-за Олега Видова, сыгравшего в ней эпизодическую роль, и вскоре эмигрировавшего из СССР.

Обе картины поражают зрителя не только остротой сюжета, но и грандиозной масштабностью батальных сцен, пышным великолепием костюмов, головных уборов, оружия и т.п., за исключением одного – обуви.

Вся массовка, выражаясь «киношным» языком, а это, прежде всего солдаты русской, французской, английской и прусской армий, были обуты в обыкновенные советские кирзовые сапоги образца 1965 г. В фильме «Ватерлоо» после гибели британского капрала, роль которого сыграл Олег Видов, камера несколько секунд держит в кадре кирзовый сапог убитого, да так, что можно различить строчки на заднике и голенище.

Но простим режиссерам эти мелкие огрехи. Давайте перенесемся на некоторое время в начало XIX века и посмотрим, какой же на самом деле была обувь солдат и офицеров, участников многочисленных наполеоновских войн и рассмотрим ее на примере французской армии.

Прежде всего, и это самое главное – простые солдаты-пехотинцы не носили сапог. У них были невысокие башмаки из вывороченной телячьей кожи, берцы которых завязывались на один шнурок и в верхней части закрывались гетрами, а в нижней – поддерживались штрипкой. Подошва прибивалась обыкновенными сапожными гвоздями.

Сапоги же были прерогативой офицеров и унтер-офицеров и стоили дорого. Следует заметить, что до января 1812 г. во французской армии не существовало строго регламента на униформу, в том числе на обувь. Обмундирование регламентировалось временными ордонансами, распоряжениями, министерскими постановлениями, циркулярами и прочими документами. Лейтенант французской армии Бургуэн писал: «В покрое и аксессуарах мундиров солдат… царило огромное разнообразие. Полковники имели склонность изменять регламентированную униформу, что приводило к пестроте, с которой с трудом уживалась административная скрупулезность, но которая придавала каждой части свое лицо, сразу запоминавшееся и помогавшее узнать ее издалека». Новый регламент практически стал применяться только в 1813 г., так что французская армия пришла в Россию в 1812 г. в мундирах старого образца.

Что касается сапог, то здесь четкого регламента тоже не существовало. Тем не менее, попытаемся их классифицировать.

Армейские сапоги подразделялись на следующие категории:

  • ботфорты: с гладким и жестким голенищем, составляющим одно целое с наколенником;
  • полуботфорты: с мягким голенищем и жестким наколенником;
  • сапоги для верховой езды: с мягкими голенищем и наколенником;
  • сапоги драгунские: с мягким голенищем и мягким наколенником, удерживаемые кожаным язычком, крепящимся на пуговице к лосинам.

Вышеуказанные четыре разновидности сапог всегда изготовлялись из кожи черного цвета и были выше колена, а внутри имелись тканевые манжеты для предохранения лосин. Шпоры – съемные, закрепляемые на заднике при помощи скобы и ремешка с застежкой.

Сапоги гусарского типа: или венгерские – ниже колена, голенище с фигурным вырезом в виде сердца, обшитого сутажом и с кисточкой на лицевой части. Голенище в районе щиколотки сжато в гармошку из 12-18 складок. Шпоры закреплены на кожаном заднике. Эти сапоги были, как правило, черного цвета, однако некоторые офицеры предпочитали сафьяновые гусарские сапоги других цветов.

Сапоги с отворотами. Их носили пехотные офицеры. Это короткие черные сапоги с высокими отворотами из мягкой кожи желтого цвета. Лямки для одевания сапог свисают наружу и видны.

Сапоги «а ля Суворов»: нерегламентированные с мягким голенищем без наколенников; верхняя часть имеет фигурный вырез как у гусарских сапог, но без орнамента. Их носили только офицеры. Французы впервые увидели такие сапоги на нашем знаменитом соотечественнике А.В.Суворове во время швейцарского похода 1799 г. и переняли его моду.

Короткие сапоги: с прямым срезом голенища. Носились под брюками в некоторых частях кавалерии, например шеволежерами-уланами.

Отметим также, что существовали сапоги de luxe «а ля Мюрат», расшитые золотом и с помпонами на синем бархате. Это и понятно, ведь Мюрат – король Неаполитанский и шурин Наполеона, был законодателем мод во французской армии. Сапоги же самого Наполеона были не столь изысканными, как у Мюрата, но отличались удобством и практичностью. Так как император всегда спешил, он часто надевал сапоги прямо на белые чулки, а, вернувшись после сражения или смотра войскам, сбрасывал сапоги и надевал туфли с пряжками для того, чтобы, не теряя ни минуты, сразу приступить к дипломатическим переговорам или к приемам важных особ.

Говоря об армейской обуви нельзя не упомянуть о гетрах. Этот предмет обмундирования, который мы здесь условно отнесем к обуви, носился только в пехоте. Гетры закрывали верхнюю часть башмака, снизу поддерживались штрипкой и по всей своей высоте застегивались на длинный ряд пуговиц. Гетры поднимались чуть выше колена и так носились во всех пеших подразделениях, за исключением легкой пехоты, которая носила полу гетры. Регламентом 1812 г. полу гетры были введены во всех пеших частях французской армии. Гетры изготавливались из сурового полотна или шерстяного сукна и окрашивались в черный, белый или серый цвет.

В заключение отметим, что в пылу сражения солдат не думал о своих башмаках, и с ними могли происходить различные метаморфозы. Так, накануне Ватерлоо прошел сильный дождь, и во время битвы многие солдаты сражались босиком, потеряв свои башмаки в грязи, а части прусского ополчения пришли на поле боя в галошах. Много интересных историй, связанных с обувью, относится к периоду пребывания французов в Москве в 1812 г. Но об этом в следующий раз.



© 2009, Зотов А.В.
Иллюстрации журнала «Tradition» c. 20, 21, 24.
Статья публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год» с любезного разрешения автора.