Российская музейная энциклопедия
Музеи
России
Люди
музейного мира
Наука
о музее
Направления
музейной деятельности
История
музейного дела
Коллекционирование Указатели


УКАЗАТЕЛИ




СЛОВАРЬ
музейных терминов*


Сфрагистика (греч. "сфрагис" — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати, а также пломбы, цилиндры, буллы, геммы, скарабеи, керамические и гончарные клейма, знаки — штампы, кустодии и т.д. Сфрагистика изучает как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на твердых предметах, так и их оттиски, т.е. отпечатки. Основная функция печатей — удостоверение предметов и документов.
Сфрагистические материалы составляют важную часть музейных коллекций Новгородского музея-заповедника, Эрмитажа, Исторического музея и др. Новгородский музей-заповедник владеет богатым собранием печатей — около 1500 единиц, из которых 1000 — актовые печати Древней Руси. Эрмитаж — около 2000 единиц русских и западноевропейских печатей. Печати, гербовые и должностные знаки (более 8000 единиц) находятся в отделе Нумизматики ГИМ.


История печатей
Считается, что печатями начали пользоваться на Востоке — в Вавилонии и Древнем Египте. На Руси печати были известны с 10 века. Ими подтверждались княжеские договора. Об этом свидетельствуют и летописи, и археологические раскопки. Так, в Новгороде в 1953 г. была найдена печать князя Изяслава Владимировича, относящаяся к рубежу 10 — 11 вв. Старые печати до 15 в. в основном были вислыми, т.е. привешивались к документу. Позже появились прикладные печати, которые прикладывались к нему. Для печатей использовался самый разнообразный материал — глина, металл, воск, воско-мастика, сургуч, бумага.


Печать первой четв. 19 века.
В Западной Европе печати стали самостоятельной областью исследования в конце 17 в. В 18-19 вв. сфрагистика начинает превращаться в научную дисциплину. Одним из первых исследователей отечественной сфрагистики являлся коллекционер древнерусских летописей Е. Болховитинов. Именно ему принадлежит краткий обзор отечественных сфрагистических памятников с древних времен до 18 в. Сфрагистика выросла из дипломатики, поскольку для источниковедческой критики источников важными являются внешние признаки печатей. Например, Болховитинов проанализировал жалованную грамоту кн. Мстислава Владимировича и Всеволода Мстиславича, данную в 12 в. Новгородскому Юрьеву монастырю с точки зрения сфрагистики и дипломатики.


Печать с гербом Слеповрон кон.18 - нач. 19 в.
Описаниям печатей уделил внимание и Н.М. Карамзин в "Истории государства Российского". Фундаментальный труд А.Б. Лакиера "Русская геральдика" также содержит исследование по сфрагистике, в котором акцентируется внимание на княжеских печатях, рассматриваемых в их связи с денежными знаками и дворянскими гербами.

* Термины, выделенные красным цветом, вошли в "Словарь актуальных музейных терминов". Опубликован в журнале "Музей", 5/2009.


 
Copyright © 2002 Сектор Российской музейной энциклопедии
при участии Сети Культурного Наследия
дизайн и программирование ЗАО "Интернет"