МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Билл Виола. Путешествие души

c 2 марта по 30 мая 2021Москва
Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России персональную выставку Билла Виолы - одного из самых влиятельных из ныне живущих американских мастеров видеоарта. Пушкинский музей впервые посвящает свои главные залы такой масштабной выставке медиаискусства. Более 20 видеоработ, представленных в экспозиции, созданы в период с 2000 по 2014 год. Они демонстрируют, как художник исследовал возможности видеоарта и совершенствовал свое владение медиатехнологиями при создании работ, ставших знаковыми для его творчества. В главных выставочных залах музея посетители впервые увидят такие масштабные произведения, как "Огненная женщина" (2005), "Квинтет изумленных" (2000) и четыре работы из серии "Мученики" (2014).

Билл Виола - признанный классик видеоарта, стоявший у его истоков в 1970-е годы. Более четырех десятилетий он создает аудио- и видеоинсталляции, фильмы, видео, звуковые среды, а также медиаработы, сопровождающие масштабные концертные и оперные постановки. Виола представлял США на 46-й Венецианской биеннале в 1995 году; его персональные выставки проходили в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке (1997), Музее Гетти в Лос-Анджелесе (2003), Художественном музее Мори в Токио (2006), Гран-Пале в Париже (2014), Палаццо Строцци во Флоренции (2017), Музее Гуггенхайма в Бильбао (2017), Королевской академии художеств в Лондоне (2019), Пусанском художественном музее в Южной Корее (2020); в 2014 году в соборе Святого Павла в Лондоне в качестве постоянной инсталляции была установлена сериия "Мученики", с 2016 года там же располагается видеотриптих "Mary".

Первая персональная выставка Билла Виолы в России охватывает четырнадцать лет его творчества. Это не отдельный изолированный этап художественной практики, а продолжение исследования тем, волнующих художника с самого начала. В этих работах суммируются его творческие поиски, главный предмет которых - состояние человека, его путешествие в этом мире от рождения до смерти и трансформации, происходящие с его душой. Интерес к человеку привел Виолу к исследованию мирового духовного наследия - христианского мистицизма, исламского суфизма и дзен-буддизма. Путешествуя по миру, он фиксировал визуальные образы, записывал традиционную музыку, наблюдал за влиянием религии на искусство и культуру. С технической точки зрения его поиски касаются постоянного исследования возможностей технологии видео. Создавая свои работы, Виола протестировал все возможные модификации используемого им оборудования. Его творчество развивалось вместе с усовершенствованием медиатехнологий.

Настоящий проект представлен музеем в рамках направления "Пушкинский XXI", специфика которого - стремление связать классическую художественную традицию и современность, открыть для зрителя новый опыт восприятия искусства через эмоции и сопереживание. Творчество Виолы - это ставший уже образцовым пример переосмысления традиционной западной художественной культуры, религиозных образов и метафор в контексте современной повседневности средствами медиаискусства. Кураторы выставки не делают прямых сопоставлений и предлагают зрителям самостоятельно найти иконографические отсылки и мигрирующие образы, пройдя в том числе по залам искусства старых мастеров в музее.

Работы серии "Мираж" (2012) - "Хождение по краю" и "Встреча" - представляют собой созерцательное погружение во "внутренний ландшафт" человеческой души. Две женские фигуры в одной работе и две мужские фигуры в другой движутся навстречу друг другу и затем расходятся на фоне пейзажа пустыни Мохаве в Калифорнии. В этих визуальных повествованиях соединяются восточный спиритуализм и европейская духовная традиция, притчи о передаче женской мудрости от старости к молодости и о мужской инициации как о поиске собственного пути. Одновременно работы отражают величие вечного природного ландшафта, в котором человек соединяется со Вселенной. Впервые образ пустыни появляется у Виолы в работе "Шотт-эль-Джерид: Портрет в тепле и свете" (1979), где художник стремился не только перешагнуть границы восприятия реальности, но также превратить сам акт ви?дения в интеллектуальный опыт.

В серии "Страсти" (2000-2002) Виола показывает, как внутренняя работа человеческой души находит свое внешнее выражение. Иконографически эти произведения отсылают к классике позднего Ренессанса и барокко с их интересом к эмоциям человека, выраженным в световых решениях. Художник здесь работает с понятием возвышенного, которое, по словам французского философа Жана-Люка Нанси, является "не просто чувством в банальном смысле, а эмоцией субъекта на пределе". Благодаря использованию медиатехнологий образы простых людей обретают сакральность: замедленное воспроизведение человеческих эмоций приближает их к барочной живописи, а расположение кадров отсылает к традиционным алтарным композициям. Как и религиозная живопись, произведения Виолы нацелены на восприятие не интеллектуальное, а чувственное. Одна из работ серии, "Покорность" (2001), изображает мужскую и женскую фигуры, которые склоняют головы, печально покоряясь своей участи, все ниже и ниже - до тех пор, пока их лица не коснутся воды. Их образы все время искажаются и деформируются, и в какой-то момент мы понимаем, что это - отражения, а не реальные лица. Две другие работы серии, "Квинтет изумленных" (2000) и "Церемония" (2002), раскрывают человеческие эмоции, предлагая их замедленное детальное воспроизведение. С помощью этого приема Виола выявляет множество микростадий между отдельными узнаваемыми эмоциональными состояниями. Работа "Комната Катерины" (2001) отсылает к религиозной традиции на тему жития святых. Источником вдохновения для нее послужила серия пределл работы мастера сиенской школы Андреа ди Бартоло. Виола сравнивает эту средневековую форму искусства и язык современных медиа - с современной точки зрения они выглядят как раскадровка, а в своих крупномасштабных версиях (фресковых циклах) напоминают художнику тот вид современного искусства, который прямо им наследует, - кино. Главными инструментами и приемами, использованными во всей серии "Страсти", выступают свет, движение, построение композиции - как у старых мастеров.

Лаконичный художественный язык медиаработ Билла Виолы передает весь драматизм человеческих переживаний посредством обращения к стихиям. Этот подход сближает художника с творцами эпохи барокко. Серия "Мученики" (2014), созданная специально для собора Святого Павла в Лондоне, показывает четырех персонажей, проходящих через испытания четырьмя стихиями. Художник трансформирует идею возвышенного, делая ее понятной и эмоционально близкой современной светской аудитории. Виола строит свое художественное высказывание вокруг первоначального значения древнегреческого слова martus (от которого происходит латинское martyr) - "свидетель": по мнению художника, средства массовой информации превращают нас в пассивных свидетелей чужих страданий.

Серия "Водные портреты" (2013) отсылает к теме воды как границы между нашим и потусторонним мирами. Три героя представленных работ - Глеб, Мэдисон и Шэрон - лежат на дне ручья, под водой, с закрытыми глазами, ни разу не вдохнув. Несмотря на общее спокойствие, работы вызывают противоречивые чувства, так как непонятно, возродятся персонажи к жизни после этого погружения или нет, явь это или сон, и каков предел человеческих возможностей.

Видеоработы серии "Трансфигурации" (2007-2008) - "Невинные" (2007), "Возвращение" (2007) и "Три женщины" (2008) - были сняты при содействии студии Джорджа Лукаса. Герои этих работ выступают из сумеречной зоны и, преодолевая толщу воды, вновь предстающую метафорой границ бытия и небытия, приходят к свету, наполняющему серые размытые силуэты красками и четкостью, - но затем возвращаются назад. Порог между этими двумя мирами - стена воды, которая невидима, пока ее не коснутся или не осветят прожектором. Художник достигает необходимого эффекта благодаря съемке с двух устройств - старой черно-белой камеры слежения и камеры высокой четкости.

Вода и огонь - ключевые образы серии "Тристан" (2005), которая экспонируется в большом пространстве Белого зала, напоминающем своей трехнефной структурой церковное. Работы этой серии выступают своеобразной кульминацией всей выставки, повествуя о самой сильной человеческой эмоции - любви, такой страстной, что она ведет героев к смерти. Обращение к стихии воды является здесь способом передать эту аффектацию: она участвует в ритуале омовения, который готовит героев к перерождению, выступает метафорой удушающей страсти в работе "Обращаясь в свет" и проводником к перерождению в работах "Вознесение Тристана (Звук горы под водопадом)" и "Вознесение Изольды". "Огненная женщина" вводит в повествование другую стихию - разрушительный огонь. Эти работы первоначально являлись частью постановки оперы В.Р. Вагнера "Тристан и Изольда" режиссера Питера Селларса, а затем были перемонтированы в самостоятельные произведения.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: "Работая с современными художниками, мы стремимся найти тех, кто способен помочь приоткрыть завесу времени, вступить в диалог с вечностью, с прошлым - через настоящее. Обращаясь к фундаментальным вопросам жизни - рождению, смерти, трансформации - Билл Виола создает сакральные пространства, в которых угадываются образы прошлого. Произведения Виолы неоднократно демонстрировались в России, в том числе и в Пушкинском музее, но впервые в главных залах разворачивается персональный показ этого современного классика. Знаковые работы наглядно показывают, как совершенствовалась его технология движущегося изображения. Текучая цифровая среда произведений Виолы передает современным образам импульс сакральности, встраивает их в поток истории и отражает собственное духовное путешествие Виолы. Мы рады, что российский зритель теперь имеет возможность присоединиться к художнику в этом путешествии".

Кира Перов, исполнительный директор Студии Билла Виолы, куратор выставки: "В 2020 году пандемия коронавируса необратимо изменила мир и то, как мы его видим. Мы глубоко прочувствовали изоляцию, лишившись возможности встречаться и касаться друг друга, однако проживаемый нами опыт - общий. Эти потрясения стали одновременно пространством новых возможностей. Для общения друг с другом мы обратились к цифровым медиа, тем самым расширив личный и глобальный диалог. В то же время человечество было вынуждено замедлиться, взглянуть на все под иным углом и, надеюсь, прислушаться. В этой ситуации как нельзя более уместной оказывается выставка в Пушкинском музее Билла Виолы, чьи замедленные видеоработы позволяют зрителю смотреть внимательнее, чувствовать глубже и дольше. И главное, эти работы, представляющие глубинное ви́дение художником вечной природы человеческой жизни, оставляют надежду на будущее".

К выставке изданы каталоги на русском и английском языках, разработана образовательная программа, а также подготовлена инклюзивная программа, включающая видеогид на русском жестовом языке, тифлокомментарий к экспозиции и творческие занятия для детей и взрослых.

Кураторы: Кира Перов, исполнительный директор Студии Билла Виолы; Ольга Шишко, заведующая отделом кино- и медиаискусства ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Билеты на выставку поступят в продажу 23 февраля.

Даты проведения выставки: 2 марта - 30 мая 2021

Место проведения: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва, Волхонка, 12), центральная выставочная ось

www.museum.ru/N76976
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru