МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка из Сольвычегодска в Котласском музее

c 12 ноября 2020 по 15 января 2021Архангельская область
В Котласском краеведческом музее открылась выставка «Мудрость печатного слова».

Экспонаты передал Сольвычегодский историко-художественный музей. Это не первый опыт сотрудничества Котласа с Сольвычегодским музеем, и это всегда очень интересные и ценные экспонаты. На этот раз Сольвычегодск предоставил 46 старинных книг XVII–XIX вв. В основном это старопечатные книги, есть и рукописные. Основную часть экспозиции составляют церковные книги: это Евангелие, служебники, описания жития святых. Очень интересны нотированные богослужебные сборники 18 века. На бумажных страничках мы видим ноты, выглядят они очень необычно. Дело в том, что это крюковые ноты.

Знаменное или крюковое письмо возникло на Руси в XI-м – начале XII-го веков. Знаменным оно был назван от старославянского слова «знамя», что означало «знак». Второе название письмо получило по названию одного из основных его знаков – «крюка». Знаменное или крюковое письмо использовалось для записи знаменного распева – основного древнерусского церковного пения. Крюковые знаки состояли из чёрточек, точек и запятых. Крюк ставится на силах, т.е. на ударных слогах. Крюками указывалось направление движения мелодии, относительный ритмический рисунок и звуковые акценты. По крюковой записи нельзя было спеть незнакомую мелодию, так как все обозначения были очень условными и предназначались лишь для напоминания уже знакомого напева.

Есть в экспозиции и образцы гражданской печати. Например, Историческое описание Российской коммерции М. Д. Чулкова – русского писателя, этнографа и фольклориста, издателя, историка.

Значительный экспонат на выставке – Соборное уложение – свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году, памятник русского права. Соборное Уложение 1649 г. на два века стало руководящим законодательным актом для Руси.

Кроме духовного наполнения богослужебные книги отличались внешним убранством: переплёт, художественное оформление страниц, дополнительная отделка в виде застёжек, ремешков, накладок и проч.

В XVII–XIX веках обрезы (торцовая часть книги) раскрашивались или обрабатывались специальными инструментами с целью изменения их фактуры. Самые ранние примеры декоративного оформления книжных обрезов обычно представляли собой геральдические орнаменты из позолоты или других красок.

Изображения, которые видны в зависимости от того, приоткрыта книга или плотно закрыта, начали появляться уже в середине XVII века. Тогда же художники обратились к полноценным пейзажам, научились наносить на книжные обрезы портреты и религиозные сюжеты. Расцвет этой декоративной техники пришелся на кон. XIX – нач. XX вв.

Церковные книги печатались особым шрифтом – кириллицей, которая по начертанию букв отличается от современных шрифтов.

В Котласском музее мы предлагаем вам это внимательно рассмотреть на выставке «Мудрость печатного слова».

www.museum.ru/N76422
Ваше мнение »»

»»Котласский краеведческий музей
Адрес:Архангельская область, г. Котлас, ул. Виноградова, 22
Проезд:Музей находится рядом с ж/д-вокзалом "Котлас Южный" и речным портом. Авт. № 14 до ост. "Музей"
Телефоны:(81837) 2-02-88, 2-20-66
URL:kotlasmuzei.ru/
EMail:kmuzey@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru