МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани

c 15 февраля по 1 октября 2020Санкт-Петербург
15 февраля в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Сокровище персидской принцессы: китайское фарфоровое блюдо из коллекции Аль-Тани», на которой представлены образцы керамического искусства Ирана и Китая.

Центральное место в экспозиции занимает китайское фарфоровое блюдо из коллекции Шейха Хамада бин 'Абдаллаха Аль-Тани. Это блюдо с подглазурной росписью кобальтом датируется началом XV века, временем правления Юнлэ (1403–1424), третьего императора династии Мин (1368–1644). Чтобы проиллюстрировать влияние, которое оказал китайский фарфор на иранскую керамику, в состав выставки включены три китайских сосуда XVI века и четыре образца иранского фаянса XVI–XVII веков из собрания Государственного Эрмитажа.

Представленное на выставке блюдо принадлежало принцессе Махин Бану (1519–1562), одной из дочерей Шаха Исма?ила (правил в 1501–1524 годах), первого правителя иранской династии Сефевидов (1501–1736). Владельческая надпись выгравирована на обороте изделия. Рядом находится клеймо, свидетельствующее, что позднее блюдо перешло в собственность могольского падишаха Шах-Джахана (правил в 1628–1658 годах), по чьему повелению был возведен один из красивейших памятников мирового зодчества – Тадж-Махал.

Дальнейшее бытование этого уникального предмета не прослеживается вплоть до 1967 года, когда в Нью-Йорке он был приобретен Аластером Брэдли Мартином (1915–2010), который собрал коллекцию шедевров мирового искусства, известную как The Guennol Collection. В 1968–1991 годах изделие экспонировалось в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, а с 1991 по 2006 год – в Бруклинском музее искусств. В настоящее время блюдо входит в состав коллекции Аль-Тани, предоставившей его для выставки в Государственном Эрмитаже.

Блюдо Махин Бану с изображением винограда – классический образец фарфорового изделия с подглазурной синей росписью периода высшего расцвета этого искусства в Китае. В мире насчитывается не более десятка схожих предметов, датируемых началом XV века. Каждый из них уникален и имеет отличия в декоре.

Можно с уверенностью утверждать, что блюдо из коллекции Аль-Тани было в числе первых предметов из Китая, попавших в поле зрения высшей иранской знати и побудивших иранских мастеров создавать керамику в китайском стиле. Изысканно декорированные фарфоровые изделия из Поднебесной, с белым прочным черепком и синим декором, ценились как настоящие сокровища и становились предметом восхищения и коллекционирования среди высочайших особ.

Экспонирование блюда Махин Бану вместе с изделиями из коллекции Эрмитажа позволяет проследить влияние китайского фарфора на производство керамики в Иране в XVI–XVII веках. Специалисты выделяют две линии в декоре сефевидских фаянсовых изделий в китайском стиле – первая продолжала традиции, начатые при Тимуридах (вдохновлявшиеся образцами китайского фарфора XIV–XV веков), вторая опиралась на современные им китайские прототипы (XVI–XVII веков). Пример иранского изделия XVI века – блюдо из собрания Государственного Эрмитажа с изображением лотоса в центре. Принцип размещения элементов декора здесь идентичен тому, который мы видим на блюде Махин Бану.

Три других китайских фарфоровых предмета, представленные на выставке, созданы во второй трети XVI века во время правления императора Цзяцзина (правил в 1522–1566 годах). В этот период в декоре фарфоровых изделий стали чаще появляться мотивы, связанные с даосизмом, под влиянием вкусов императора, увлекавшегося этим религиозным учением. Декор изделий в гораздо большей степени, чем раньше, насыщается благопожелательной символикой. Помимо растений включаются изображения фантастического зверя цилиня (символ добра и счастья, а позже и богатства), рыбы (символ успехов в служебных делах и достатка), журавля (символ долголетия), феникса и т. д. Экспортная продукция, расписанная подобными мотивами, попав в Иран, повлияла на местную керамику и дополнила арсенал декоративных элементов, что видно в росписи иранских сосудов.

К выставке издан каталог (СПб: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2020), предваряемый вступительным словом Его Высочества Шейха Хамада бин’Абдаллаха Аль-Тани.

Куратор выставки – Лидия Викторовна Поточкина, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N75073
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru