МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия на выставке в Царицине

c 18 декабря 2019 по 12 апреля 2020Москва
18 декабря в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка, посвященная модам, интерьеру, прикладному искусству и стилю жизни в 1760–1780-х годах.

Центральный экспонат новой выставки – гравюры серии Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitieme siecle, ou Tableaux de la vie («Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни»), изображающие сцены великосветского быта последней трети XVIII столетия. В них – весь обиход знатного парижанина той эпохи, от утреннего туалета до ужина в кругу друзей, от домашнего музицирования до посещения Оперы, от воспитания детей до придворных церемоний. Не только ситуации, но и весь их антураж представлены совершенно исчерпывающе. Наибольшее внимание уделено костюмам: домашние и вечерние платья, придворные одеяния, театральные костюмы, наряды для прогулок и верховой езды, одежда лакеев и служанок. Искусство одеваться не отделено здесь от искусства создавать интерьер или искусства держать себя – от стиля жизни, facon de vivre. Внимательно и даже несколько педантично авторы Monument du costume стараются запечатлеть все составляющие bon ton – хорошего тона: самую модную мебель, фарфор, бронзу, музыкальные инструменты, породы собак, места для прогулок, виды карточных игр, типы рукоделия, разновидности охоты и способы воспитания детей. Все они четко регламентированы и неслучайны: определенной ситуации соответствует определенное место, костюм, набор аксессуаров, манеры. Каждой сцене придана особая значительность, своеобразная монументальность, выражающая стремление увековечить элегантную красоту жизни аристократов второй половины XVIII века. Гравюры серии создавались между 1775 и 1783, но под одной обложкой были изданы лишь в 1789 – в год начала Великой французской революции, что положила конец эпохе, запечатленной в Monument du costume.

Разнообразие сцен, точность в передаче мельчайших деталей светского обихода, безупречная стилистическая выверенность делают серию визуальной энциклопедией своей эпохи. Подготовительные рисунки, переведенные в гравюру шестнадцатью мастерами, были созданы Жаном-Мишелем Моро Младшим (1741-1814), великолепным рисовальщиком, служившим при дворе, вхожим в высший свет и потому хорошо знавшим образ его жизни.

Листы Monument du costume представлены на выставке вместе с произведениями прикладного искусства, аналогичными тем, что изображены на гравюрах. Они служат наглядными комментариями к композициям Моро Младшего, погружая зрителя в атмосферу эпохи.

Гравюры и платья, севрский фарфор и парижская бронза, мебель и скульптура, веера и табакерки, строго отобранные в соответствии со вкусами 1770–1780-х годов, составляют единый ансамбль, дающий представление о элегантном, сдержанном, но и роскошном стиле Людовика XVI. Выставка в Царицыне – первая в России, специально посвященная этому художественному феномену.

Стиль Людовика XVI часто смешивают с предшествовавшим ему рококо (1710–1760-е) или последующим классицизмом (1790–1800-е). У стиля Людовика XVI много с ними общего, но он, тем не менее, имеет собственное лицо. Его девиз – «золотая середина», любимая форма – овал, цветовое сочетание – белый с золотом, орнамент – грациозная цветочная гирлянда. Простота сочетается с роскошью, но и здесь блюдется баланс, мера – важнейшие характеристики стиля. Роскошь проявляется не через обилие декора, но через его утонченность. Акцент делается не на форме, а на отделке. Изысканность, искусность, обаяние, великолепие стиля Людовика XVI в сочетании с мрачной тенью гильотины, нависшей над этой пышно отцветающей эпохой, придает ему особое значение навсегда потерянного рая.

Влияние стиля Людовика XVI распространилось по всему континенту достигнув и России, так что русских аристократов екатерининской эпохи нетрудно представить в качестве персонажей Monument du costume. И сегодня произведения в стиле Людовика XVI служат источником вдохновения для современных дизайнеров – от Филиппа Старка до Вивьен Вествуд.

Партнеры проекта – Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Среди участников выставки Государственный исторический музей, музеи-заповедники «Петергоф», «Останкино», «Кусково» и «Архангельское», Музеи Московского Кремля, Государственный музей А.С. Пушкина, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, а также частные коллекционеры – Н.С. Мустафаев, А.В. Руденцов, С.А. и Т.А. Подстаницкие, И.Б. Баженова, А.И. Васютинский.

Куратор выставки – Василий Успенский, научный сотрудник, хранитель отделения гравюр Государственного Эрмитажа. Это его третий кураторский проект в Царицыне: в 2015 году он был одним из двух кураторов выставки «Палладио в России», а в 2016 году – автором выставки «Анатомия смеха. Английская карикатура XVIII–первой трети XIX века» в Хлебном доме.

Архитектор выставки – Агния Стерлигова.

К выставке выпущен каталог, содержащий шесть статей, перевод оригинального сопроводительного текста к серии, подробные комментарии к каждой гравюре (автор-составитель Василий Успенский, дизайнер Евгений Корнеев).

Выставка «Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия» работает в Хлебном доме с 18 декабря 2019 по 12 апреля 2020 года.

www.museum.ru/N74624
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:tsaritsynomuseum@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru