МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Художники Омска. Избранное»

c 8 ноября 2019 по 28 марта 2020Омская область
Выставка «Художники Омска. Избранное» включает живописные произведения из фондов Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, созданные художниками нашего города в 1920–2010-е годы.

Обилие ярких индивидуальностей, невероятная творческая активность конца 1910--1920-х годов отмечались не только в обеих столицах, но было характерным и для искусства провинции. Волна миграций интеллигенции, бежавшей от Гражданской войны и голода, прокатилась по Сибири от Омска до Иркутска. Некоторые художники оставались здесь надолго, как, например, талантливый живописец и педагог С.Я. Фельдман, работавший в нашем городе вплоть до своей трагической гибели в 1937 году.

В Омске формировалось раннее творчество В.И. Уфимцева, вместе с художниками Н.А. Мамонтовым и Б.С. Шабль-Табулевичем организовавшим единственное в Сибири молодежное объединение «Червонная тройка» (1921). В 1932 году перед окончательным отъездом в Туркестан Уфимцев подарил музею кубофутуристическое полотно «Карская экспедиция» (1931), на котором воспроизведено реальное событие: в устье реки Омь снаряжались суда с продовольствием для севера.

В 1920 году по распоряжению Сибирского отдела народного образования открылась художественно-промышленная школа (Худпром), без которой нельзя представить развитие изобразительного искусства в Омске, многие выпускники которой впоследствии стали известными художниками в Сибири и в России. Из стен Худпрома вышли К.П. Белов, В.Р. Волков, Т.П. Козлов, П.С. Мухин, А.Е. Оськин, К.Н. Щёкотов, чьи произведения представлены на выставке.

В январе 1937 года в картинной галерее Западно-Сибирского Краевого музея состоялась Первая областная выставка живописи и графики. Она стала знаменательным событием в художественной жизни города. Наиболее значительные в профессиональном отношении работы с выставки поступили в фонды областного художественного музея. Среди них – пейзажи Казахстана и Омска С.Я. Фельдмана. Пейзаж Казахстана (1929) в его исполнении отличается выразительным колоритом, передающим синеющие дали гор, красоту вечернего освещения, приметы быта кочевого народа.

Первая областная выставка стала творческим дебютом для худпромовца В.Р. Волкова. Вневременной сюжет материнства художник поставил в свою эпоху, изобразив молодую жену с ребенком на руках («Материнство», 1936). Картина полна очарования цветущей весенней природы и материнского счастья.

На Всесоюзной выставке в Москве в 1947 году Т.П. Козлов представил картину «У карты Великой Отечественной войны», удостоенную Диплома Комитета по делам искусств при СМ РСФСР. В основу ее легли реальные события, происходившие в далеком от фронта сибирском городе. Проходя мимо площади Дзержинского в мастерскую по выпуску агитплакатов «Окна ТАСС», которую Козлов возглавлял с осени 1941 года, художник наблюдал за людьми, собиравшимися у огромной карты, где ежедневно отмечалось флажками продвижение советских войск.

Определяющей чертой искусства первых военных десятилетий был мажорный, оптимистический настрой, призванный выражать глубокую веру советского народа в «конечное торжество защищаемых им принципов, в несокрушимость социалистического строя». Художники утверждали и множили этот пафос идейного подъема, в большинстве случаев одержимые искренним чувством. Единое восприятие современной темы, ее жизнеутверждающая тональность звучит и в картинах В.Р. Волкова, Т.П. Козлова, П.С. Мухина, К.Н. Щекотова, и в пейзажах К.П. Белова и А.Н. Либерова.

В картине П.С. Мухина «На новые земли» (1957) пафос труда и борьбы сливался в один эмоциональный образ. Осознание своей миссии ощутимо в фигуре и во взгляде А. Авдониной – свинарки совхоза «Победитель», передовика социалистического сельского хозяйства – на портрете К.Н. Щекотова, выполненном в 1960 году для участия в республиканской выставке «Советская Россия».

В конце 1940-х годов омские художники старшего поколения все чаще обращлись к портретному жанру. На одном из лучших произведений К.Н. Щекотова изображен искусствовед А.Н. Гольденблюм, возглавлявший омский музей в течение 20 лет (1947–1967).

В конце сталинского периода появились жанровые сцены, повествующие о «советском образе жизни». Теме «счастливого советского детства» посвящали свои произведения выдающиеся писатели, композиторы и художники. Произведения , связанные с этой тематикой, успешно создавались и омскими художниками. Образы пытливого отрочества отражены на картине Т.П. Козлова «Юные художники» (1957).

Своими истоками и традициями омский пейзаж в творчестве художников старшего поколения тесно связан с традициями реалистической пейзажной живописи XIX века, которая во многом и определила его развитие.

К.П. Белов был покорен Сибирью, в которой видел величественное спокойствие, монументальную основательность природных форм. Эпический пейзаж «Над Иртышскими просторами» (1966) написан с большой наблюдательностью, ему присуще чувство простора и широкое дыхание.

Дарование другого известного омского живописца – А.Н. Либерова также наиболее полно проявилось в пейзажной живописи, признанным мастером которой он становится в 1960-е годы. В этом жанре художник проявил себя глубоким лириком («Полдень. На реке Таре», 1967).

На протяжении 1960-х годов сформировался определенный круг образов омского пейзажа, мотивами которого становятся иртышские просторы, деревеньки, небольшие районные городки, неброские поля и перелески.

Верность жанру и преемственность лучших традиций отечественного пейзажа наблюдаются в творчестве В.Н. Белова и А.Б. Сапожникова, обучавшихся в военные годы в городской художественной студии, которой руководил А.Н. Либеров. Работы этих живописцев отличаются близостью колористической гаммы к натурным, природным тонам, оба своеобразно претворили в своих полотнах традиционную линию «пейзажа настроения», берущую начало от пейзажей А.К. Саврасова и Ф.А. Васильева. Они добавили к сибирскому пейзажу свою ностальгическую ноту, навеянную созерцанием родных просторов.

Природа в полотнах В. Н. Белова полна внутреннего движения и трепета, его пейзажи конкретны, окрашены личным переживанием в которых заметно преобладание живописно-пленэрного начала. Вместе с тем очевидно и стремление автора к монументальности и картинным формам пейзажа («Сороки», 1969).

Для А.Б. Сапожникова характерно обостренное тоновое видение живописца, находящего в природе бесконечное многообразие цветовых нюансов, что позволило ему выразить глубокое и сложное эмоциональное состояние природы.

Выставка работает по адресу: Омск, ул. Музейная, 4, здание страхового общества «Саламандра»

Стоимость билетов: взрослые – 300 руб., пенсионеры – 150 руб., студенты – 70 руб., школьники – 50 руб.

www.museum.ru/N74366
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
URL:vrubel.ru/
EMail:vrubel_omsk@mail.ru, museum_vrubelorg@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru