МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Лучо Фонтана. Ретроспектива

c 27 ноября 2019 по 23 февраля 2020Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую в Москве ретроспективную выставку легендарного итальянского художника Лучо Фонтаны (1899-1968), оказавшего огромное влияние на развитие послевоенного европейского искусства. В экспозицию вошли знаковые произведения мастера из крупнейших государственных и частных собраний Италии: Фонда Лучо Фонтаны (Милан), Музея Новеченто (Милан), Фонда Прада (Милан), Национальной галереи современного искусства (Рим), Городской галереи современного искусства (Турин), Музея Новеченто, (Флоренция) и др.

Выставка объединяет работы, иллюстрирующие важнейшие этапы творчества художника: от первых пластических экспериментов 30-х и 40-х годов, включающих как фигуративные («Рыбак с гарпуном» (1933–34), так и абстрактные («Пространственная скульптура» (1947) произведения — до зрелых работ из его знаменитых серий «Разрезы» (‘Tagli’) и «Смерть Провидения» (‘Fine di Dio’), созданных в 50-е и 60-е годы.

Лучо Фонтана родился в Аргентине, в семье эмигрантов из Италии. Его отец был скульптором, и с ранних лет Фонтана помогал ему в мастерской. В 1906 году он уехал учиться в Италию, а когда началась Первая мировая война — ушел добровольцем на фронт. В 1922 году Фонтана вернулся в Аргентину и в мастерской отца начал работать над своими первыми скульптурами, экспериментируя с самыми разными материалами: гипсом, сусальным золотом, терракотой и мозаикой. Первые же работы молодого художника принесли ему победу на нескольких конкурсах.

В 1927 году Лучо Фонтана поступил в миланскую Академию Брера, где учился у известного скульптора Адольфо Вильдта, там, под влиянием работ Ханса Арпа, Александра Архипенко и Осипа Цадкина, он увлекся кубизмом. Фонтана участвовал в выставках и конкурсах в Испании и Аргентине, показывал свои работы на Миланской триеннале, Венецианской биеннале, а также на Квадриеннале в Риме.

В начале 1940-х годов Лучо Фонтана бежал из фашистской Италии в Аргентину, став соучредителем художественной школы Academia de Altamira Буэнос-Айреса, где в 1947 году он написал знаменитый «Белый Манифест» (‘Manifiesto Blanco’), впервые сформулировав идеи спациализма (от итальянского spazio — пространство), художественного движения, в основе которого лежал принцип синтеза искусств. Объединение живописи, скульптуры и света, по замыслу Лучо Фонтаны, позволяло создать принципиально новое, объемное, «живое» произведение.

По окончании Второй мировой войны по всей Европе наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив одну из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого и начать все сначала, опираясь на новые гуманистические ценности и новые средства художественного выражения.

МАММ уже знакомил московских зрителей с творчеством главных действующих лиц европейской арт-сцены конца 50-60-х годов XX века, показав проекты «Арте Повера» (2011), «Современное итальянское искусство середины ХХ века» (2011), в который вошли избранные работы Фонтаны, а также масштабную ретроспективу немецкой арт-группы Зеро (2016), тесно связанной с итальянским авангардом, ярким представителем которого был Лучо Фонтана. Эти выставки продемонстрировали беспрецедентное творческое взаимодействие внутри международного художественного сообщества того времени, выражавшееся в совместных проектах и развитии идей, способствовавших созданию нового свободного искусства, выходящего за рамки академических традиций.

Следуя духу и настроениям той эпохи, Лучо Фонтана начал экспериментировать с самой основой живописного произведения — холстом. Делая на нем разрезы, он уничтожал традиционно установленные границы между живописью и скульптурой. Разрезав холст, Фонтана часто откладывал нож и продолжал работать с разрезами и разрывами руками, как скульптор. «Прорывы» и разрезы позволили художнику обнаружить за пределами двумерной поверхности изображения новое пространство. Опыты Лучо Фонтаны привели к возникновению принципиально нового подхода к живописи.

«Я всегда считал себя первооткрывателем, и поэтому многие не могут понять, о чем говорят мои вещи, для чего они сделаны. Дыры, разрезы, отверстия — это мои открытия. В сущности, я освободил искусство. Вывел живопись из узких рамок картины, дал ей другую глубину, новое измерение. Только дураки думали, что я резал холст, потому что хотел уничтожить картину», — писал Фонтана.

Работе в рамках созданной им концепции спациализма Лучо Фонтана посвятил почти 20 лет. На выставке в МАММ будут представлены работы из знаменитых серий «Отверстия» (‘Buchi’); «Разрезы» (‘Tagli’), позже получившие название «Пространственный концепт, Ожидание» (‘Concetto spaziale, Attesa’); «Пространственная среда» (‘Ambiente spaziale’), в которой в качестве художественного материала впервые был использован неон; «Природа» (‘Natura’); «Маленькие театры» (‘Teatrini’) и др.

Работы Лучо Фонтаны находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду, Париж; Музея современного искусства, Нью-Йорк; Музея Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; Галереи Тейт, Лондон; Национального музея Центра искусств королевы Софии, Мадрид и др.

Персональные выставки художника проходили в Центре Жоржа Помпиду, Париж (1987); Музее современного искусства Фонда Людвига, Вена (1996–1997 годы); Коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция, и Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (2006); Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (2006); Национальной галерее современного искусства, Рим (2008); Музее современного искусства Парижа, Париж (2014 год), Метрополитен Музее, Нью-Йорк (2019), Музее современного искусства Соломона Гуггенхайма, Бильбао (2019), Галерее Боргезе, Рим (2019).

27 ноября 2019 — 23 февраля 2020

Кураторы: Елена Джеуна и Ольга Свиблова в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны

При поддержке: Посольства Италии в России и Итальянского института культуры в Москве

www.museum.ru/N74314
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru