|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Лучо Фонтана. Ретроспектива
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет первую в Москве ретроспективную выставку легендарного итальянского художника Лучо Фонтаны (1899-1968), оказавшего огромное влияние на развитие послевоенного европейского искусства. В экспозицию вошли знаковые произведения мастера из крупнейших государственных и частных собраний Италии: Фонда Лучо Фонтаны (Милан), Музея Новеченто (Милан), Фонда Прада (Милан), Национальной галереи современного искусства (Рим), Городской галереи современного искусства (Турин), Музея Новеченто, (Флоренция) и др.
Выставка объединяет работы, иллюстрирующие важнейшие этапы творчества художника: от первых пластических экспериментов 30-х и 40-х годов, включающих как фигуративные («Рыбак с гарпуном» (1933–34), так и абстрактные («Пространственная скульптура» (1947) произведения — до зрелых работ из его знаменитых серий «Разрезы» (‘Tagli’) и «Смерть Провидения» (‘Fine di Dio’), созданных в 50-е и 60-е годы.
Лучо Фонтана родился в Аргентине, в семье эмигрантов из Италии. Его отец был скульптором, и с ранних лет Фонтана помогал ему в мастерской. В 1906 году он уехал учиться в Италию, а когда началась Первая мировая война — ушел добровольцем на фронт. В 1922 году Фонтана вернулся в Аргентину и в мастерской отца начал работать над своими первыми скульптурами, экспериментируя с самыми разными материалами: гипсом, сусальным золотом, терракотой и мозаикой. Первые же работы молодого художника принесли ему победу на нескольких конкурсах.
В 1927 году Лучо Фонтана поступил в миланскую Академию Брера, где учился у известного скульптора Адольфо Вильдта, там, под влиянием работ Ханса Арпа, Александра Архипенко и Осипа Цадкина, он увлекся кубизмом. Фонтана участвовал в выставках и конкурсах в Испании и Аргентине, показывал свои работы на Миланской триеннале, Венецианской биеннале, а также на Квадриеннале в Риме.
В начале 1940-х годов Лучо Фонтана бежал из фашистской Италии в Аргентину, став соучредителем художественной школы Academia de Altamira Буэнос-Айреса, где в 1947 году он написал знаменитый «Белый Манифест» (‘Manifiesto Blanco’), впервые сформулировав идеи спациализма (от итальянского spazio — пространство), художественного движения, в основе которого лежал принцип синтеза искусств. Объединение живописи, скульптуры и света, по замыслу Лучо Фонтаны, позволяло создать принципиально новое, объемное, «живое» произведение.
По окончании Второй мировой войны по всей Европе наблюдался небывалый всплеск художественной активности. Пережив одну из самых страшных в истории человечества войн, художники, писатели, философы чувствовали необходимость переосмыслить трагедию, освободиться от наследия прошлого и начать все сначала, опираясь на новые гуманистические ценности и новые средства художественного выражения.
МАММ уже знакомил московских зрителей с творчеством главных действующих лиц европейской арт-сцены конца 50-60-х годов XX века, показав проекты «Арте Повера» (2011), «Современное итальянское искусство середины ХХ века» (2011), в который вошли избранные работы Фонтаны, а также масштабную ретроспективу немецкой арт-группы Зеро (2016), тесно связанной с итальянским авангардом, ярким представителем которого был Лучо Фонтана. Эти выставки продемонстрировали беспрецедентное творческое взаимодействие внутри международного художественного сообщества того времени, выражавшееся в совместных проектах и развитии идей, способствовавших созданию нового свободного искусства, выходящего за рамки академических традиций.
Следуя духу и настроениям той эпохи, Лучо Фонтана начал экспериментировать с самой основой живописного произведения — холстом. Делая на нем разрезы, он уничтожал традиционно установленные границы между живописью и скульптурой. Разрезав холст, Фонтана часто откладывал нож и продолжал работать с разрезами и разрывами руками, как скульптор. «Прорывы» и разрезы позволили художнику обнаружить за пределами двумерной поверхности изображения новое пространство. Опыты Лучо Фонтаны привели к возникновению принципиально нового подхода к живописи.
«Я всегда считал себя первооткрывателем, и поэтому многие не могут понять, о чем говорят мои вещи, для чего они сделаны. Дыры, разрезы, отверстия — это мои открытия. В сущности, я освободил искусство. Вывел живопись из узких рамок картины, дал ей другую глубину, новое измерение. Только дураки думали, что я резал холст, потому что хотел уничтожить картину», — писал Фонтана.
Работе в рамках созданной им концепции спациализма Лучо Фонтана посвятил почти 20 лет. На выставке в МАММ будут представлены работы из знаменитых серий «Отверстия» (‘Buchi’); «Разрезы» (‘Tagli’), позже получившие название «Пространственный концепт, Ожидание» (‘Concetto spaziale, Attesa’); «Пространственная среда» (‘Ambiente spaziale’), в которой в качестве художественного материала впервые был использован неон; «Природа» (‘Natura’); «Маленькие театры» (‘Teatrini’) и др.
Работы Лучо Фонтаны находятся в коллекциях Центра Жоржа Помпиду, Париж; Музея современного искусства, Нью-Йорк; Музея Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк; Галереи Тейт, Лондон; Национального музея Центра искусств королевы Софии, Мадрид и др.
Персональные выставки художника проходили в Центре Жоржа Помпиду, Париж (1987); Музее современного искусства Фонда Людвига, Вена (1996–1997 годы); Коллекции Пегги Гуггенхайм, Венеция, и Музее Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк (2006); Государственном Русском музее, Санкт-Петербург (2006); Национальной галерее современного искусства, Рим (2008); Музее современного искусства Парижа, Париж (2014 год), Метрополитен Музее, Нью-Йорк (2019), Музее современного искусства Соломона Гуггенхайма, Бильбао (2019), Галерее Боргезе, Рим (2019). 27 ноября 2019 — 23 февраля 2020 Кураторы: Елена Джеуна и Ольга Свиблова в коллаборации с Фондом Лучо Фонтаны При поддержке: Посольства Италии в России и Итальянского института культуры в Москве www.museum.ru/N74314 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |