МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

К 290-летию со дня рождения Екатерины II. Два выставочных проекта в музее-заповеднике "Царицыно"

c 18 августа 2019 по 12 января 2020Москва
В День истории Царицына, 18 августа 2019 года, в Большом дворце открываются сразу два необычных выставочных проекта, посвященных 290-летию со дня рождения Екатерины II

Музей-заповедник "Царицыно" продолжает чествовать императрицу, благодаря которой возник его архитектурно-парковый ансамбль. В 1775 году Екатерина II, пораженная красотой усадьбы Черная Грязь и ее окрестностей, выкупает имение у молдавского князя Кантемира и дает ему новое имя - Царицыно. Этот момент традиционно и отмечает музей-заповедник в свой праздник - День истории Царицына.

В 2019 году это будет тройной праздник: кроме программы для посетителей парка (с ней можно ознакомиться на официальном сайте http://tsaritsyno-museum.ru) к 290-летнему юбилею императрицы Царицыно открывает два новых выставочных проекта.

Первый из них - необычного формата выставка "Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения". На время ее работы в залах обновленной постоянной екатерининской экспозиции в Большом дворце будут размещены произведения искусства из других российских собраний. Живопись и скульптура, предоставленная Эрмитажем, Русским музеем, Третьяковской галереей, Историческим музеем и Рыбинским музеем-заповедником, дополнят рассказ о разных сторонах правления Екатерины II. Так, в зале, посвященном коронационным торжествами 1762 года в Москве, можно увидеть единственное в своем роде произведение - "Аллегорию на воцарение Екатерины II" работы неизвестного русского мастера (Государственный исторический музей). В основе сюжета - русская народная картинка. Екатерина II крепко сжимает руку маленького сына и указывает на фигуры Христа и ангелов, парящих в небесах. Таким образом подчеркивается ее роль хранительницы прав наследника престола, Павла Петровича, и божественное происхождение ее власти. Тема военных побед дополнена уникальным изображением Чесменской битвы кисти голландского художника Теодора Роде (Государственная Третьяковская галерея). Аллегория символизирует морской триумф России, укрепившейся в Средиземноморье.

По свидетельствам современников Екатерина II не была наделена особой красотой, но отличалась огромным обаянием. Важное место на выставке уделено иконографии императрицы. В обширном наследии выбраны наиболее редкие изображения. Один из шедевров - коронационный портрет Екатерины II во всех регалиях царской власти (Государственная Третьяковская галерея), написанный в 1763 году Федором Рокотовым.

Особое место в экспозиции уделено скульптурным изображениям императрицы. Государственный Эрмитаж предоставил мраморный бюст Екатерины II в вуали (1769) работы Мари-Анн Колло (ученица Этьена Фальконе; она была автором головы Петра I для его Медного всадника). Гипсовый эскиз этой работы Колло итальянский скульптор Бартоломео Кавачеппи использовал как образец для создания еще одного бюста императрицы (ГТГ). У посетителей выставки есть редкая возможность сопоставить эти два произведения.

Подлинной жемчужиной выставки стал детский портрет Алексея Бобринского (1770), внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова, предоставленный Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. В трактовке образа маленького графа русский художник немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек успешно преодолевает парадную условность. Алексей Бобринский, грустно взирающий на зрителя, исполнен пленительной непосредственности и выразительности. По словам современника, мальчик был "телосложения слабого, боязлив, робок и застенчив, однако кроток и послушен". На портрете его образ соответствует этому описанию.

Одновременно открывается "Выставка одной картины. Портрет Екатерины II с георгиевской лентой", которая станет кульминацией празднования в Царицыне 290-летия со дня рождения императрицы. Это будет настоящая премьера: портрет, написанный в 1787 году Дмитрием Левицким, до сих пор ни разу не бывал в России. Он был заказан в качестве ответного подарка Великому магистру Мальтийского ордена Эммануэлю де Рогану, приславшему русской императрице в числе других даров пальмовую ветвь - символ славы и бессмертия. Задачей художника было представить Екатерину II в образе российской Минервы, достойной покровительницы русского воинства. Императрица изображена "в войсковом одеянии" - в кирасе и шлеме с пышным плюмажем. На шее - золотая цепь ордена Андрея Первозванного. Через правое плечо проходит чёрно-коричневая лента, на груди - ромбовидная звезда ордена Святого Георгия I степени. Кстати, этот орден был учрежден Екатериной II ровно 250 лет назад и, таким образом, тоже отмечает юбилей.

Сейчас картина украшает Посольский зал президентского дворца (Дворец гроссмейстеров) в столице Мальты Валлетте; с конца XVIII века она ни разу не покидала остров.

В 2019 году при поддержке посла Мальты Пьера Клайва Аджуса было принято решение показать полотно в Москве, что стало возможным благодаря объединённым усилиям музея-заповедника "Царицыно" и Национального агентства по музеям, охране природы и культурному наследию Мальты (Heritage Malta). Специально для выставки в Царицыне мальтийские коллеги при щедрой поддержке международной компании Corinthia Hotels тщательно отреставрировали картину - и теперь зрители смогут увидеть портрет таким, каким его видели современники Екатерины II.

Удивительную историю создания и путешествия картины расскажет книга "Мальтийская Екатерина", изданная при поддержке почётного консула Республики Мальта Олега Зайцева. Ее автор - куратор обеих выставок, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи XVIII - первой половины XIX века Третьяковской галереи Людмила Маркина.

Выставки "Екатерина Великая. К 290-летию со дня рождения" и "Выставка одной картины. Портрет Екатерины II с георгиевской лентой" работают в Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" с 18 августа 2019 года по 12 января 2020 года.

www.museum.ru/N73515
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:tsaritsynomuseum@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru