МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Михаил Шемякин. Семья художника

c 17 мая по 30 июня 2019Тверская область
Выставка из цикла «Страницы реставрации» в Тверской областной картинной галерее

Творчество Михаила Федоровича Шемякина, замечательного мастера русского импрессионизма, до недавнего времени было мало изучено специалистами и почти неизвестно широкому кругу зрителей. Между тем он прожил долгую творческую жизнь: его наследие составляют десятки портретов, сюжетные картины, натюрморты, рисунки, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее и Русском музее, региональных музеях и частных собраниях России, Чехии и других стран. На протяжении 40 лет он успешно участвовал в выставках Товарищества передвижников и Союза русских художников, показывал свои работы на всемирных выставках в Риме и Венеции, не прекращал выставочной деятельности и после революции. Так в 1938 г. в залах «Всекохудожника» на Кузнецком мосту прошла его юбилейная персональная выставка. Ученик В. Серова и К. Коровина, Шемякин впоследствии сам много преподавал, сначала в собственной студии в Москве, в Строгановском училище, после революции – во ВХУТЕМАСе, где он заведовал изоотделением и вел живопись и рисунок; позднее - в Московском полиграфическом институте. Шемякин стал учителем поколений советских художников, таких как Ю. Пименов, Ю. Кугач, В. Нечитайло и другие. Он также был автором теоретических работ, методических пособий и воспоминаний.

Михаил Федорович Шемякин (1875 -1944) происходил из московской купеческой семьи. Тяга к рисованию проявилась у него в детстве, в годы учения в гимназии, а в 15 лет (1890 г.) он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его преподавателями стали В.Д. Поленов, И.М. Прянишников, А.Е. Архипов, К.А. Савицкий. Впоследствии художник с благодарностью вспоминал их уроки, но любимым учителем, оказавшим решающее влияние на сложение его художественного видения, Шемякин считал Валентина Серова.

В. Серов, руководивший портретной мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества с 1897 г., следовал собственной системе преподавания. Ученики не просто писали с натуры модель, но создавали образ. Серов развивал умение обобщать форму и схватить главное, рисуя модель по памяти; усложнял ракурсы учебных постановок и освещение; ограничивал палитру тремя цветами – белилами, светлой охрой и жженой костью нужно было передать все оттенки живого тела во взаимодействии с воздушной средой. Впоследствии художник вспоминал: « …Когда мы сошлись в мастерской – Серов, я, Сарьян, Половинкин…, Петров-Водкин, Туржанский, то мы все писали тремя красками». Тогда же были написаны несколько этюдов, где черным цветом передано голубое. Приверженность к «трехцветке» Шемякин сохранил на всю жизнь.

В 1899 г. Михаил Шемякин получил звание неклассного художника. По совету Серова он провел два года в Мюнхене, крупном центре художественной жизни, изучая живопись старых мастеров и успешно совершенствуясь в рисунке в известной школе Антона Ажбе (1901 -1902 гг.). Однако в январе 1903 г. художник снова вернулся в мастерскую Серова, где в эти годы преподавал также К. Коровин. Ранние работы Шемякина были близки к живописи передвижников. Благодаря общению с Коровиным, в картинах, написанных в эти годы, Шемякин делает решительный шаг к импрессионизму. Художник достигает свободы выражения: он использует фрагментарные композиции, неожиданные ракурсы, наполняет картины воздухом и светом, пишет смелым, широким, пастозным мазком.

Обретение себя в творчестве совпало со знаменательным событием в жизни художника: в 1900 г. Шемякин женился на Людмиле Ивановне Гржимали (1875 – 1932), дочери профессора Московской консерватории И.В.Гржимали. После свадьбы супруги жили в квартире И.В. Гржимали, в здании консерватории. Здесь постоянно звучала музыка. Завсегдатаями дома Гржимали были С. Рахманинов и А. Скрябин, С. Танеев, Ф. Шаляпин, К. Игумнов и многие другие музыканты. Как вспоминал впоследствии Шемякин, он был воспитан музыкальной средой. В эти годы создается ряд вдохновенных портретов музыкантов и артистов. «…У Михаила Федоровича есть то душевное «сфумато», которое обязан создать у своих слушателей музыкант. Это касается и очень точных живописных решений, характера письма, полета кисти – да-да, не удивляйтесь, именно полета. Он, кажется, пишет, затаив дыхание, и отрывает кисть от холста, только когда иссякает это взволнованное дыхание». Так охарактеризовал творчество Шемякина И.Э. Грабарь.

В собрании Тверской картинной галереи творчество Шемякина представлено полотном «Семья художника», написанным в 1909 г. На картине изображены жена художника и сыновья Федор и Михаил. Тема семьи, образы жены и детей, а позднее и внуков, была необычайно близка мастеру, он снова и снова возвращался к ней на протяжении последующих лет. Среди многих произведений, посвященных этой теме, «Семья художника» относится к наиболее значимым. Шемякин и здесь использует любимую трехцветную гамму, добиваясь предельной выразительности оттенков, лепит форму энергичными фактурными мазками. Картина, пронизанная светом, воплощает трепетную атмосферу семейного тепла, любви, чистоты мира матери и детей.

Произведение поступило в собрание галереи с многочисленными повреждениями и следами грубой домузейной реставрации. Холст провис, образовалась жесткая устойчивая деформация. На обороте находилось несколько заплат. Живопись была повреждена жестким кракелюром с приподнятыми краями. Места утрат красочного слоя были грубо замастикованы и прописаны поверх авторской живописи. Плотный слой поверхностных загрязнений, темные потеки искажали колорит. Для восстановления экспозиционного виды картине требовалась полная реставрация.

В ходе реставрационных работ заплаты и поздние мастиковки были удалены, прорывы соединены встык. После этого реставраторы приступили к укреплению красочного слоя и укладке жесткого кракелюра, соблюдая особую осторожность, чтобы сохранить фактуру мазка. Затем в места утрат был подведен реставрационный грунт, воспроизводящий цвет авторского, удалены поверхностные загрязнения, живопись раскрыта от поздних записей. В завершение работы были выполнены тонировки в местах утрат.

После окончания реставрационных работ картина М.Ф. Шемякина экспонируется впервые.

Адрес: г. Тверь, ул. Советская, д.3.

Телефон для справок: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

www.museum.ru/N73089
Ваше мнение »»

»»Тверская областная картинная галерея
Адрес:Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Проезд:От ж/д вокзала - трамв. №№ 5, 6, 11; маршр. такси № 52
Телефоны:(4822) 34-7168 - спр., 34-6243 - экс.бюро
URL:gallery.tverreg.ru/
EMail:tvergallery@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru