МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«…Поднесено Вашему Императорскому Величеству…»

c 7 декабря 2018 по 31 марта 2019Санкт-Петербург
7 декабря 2018 года, в день Святой Екатерины, в рамках Дней Эрмитажа открывается выставка «"...Поднесено Вашему императорскому Величеству...". Две вазы Императорского фарфорового завода из Зимнего дворца».

В начале XIX столетия, в эпоху стиля ампир, лучшие скульпторы и художники трудились над производством фарфоровых ваз. Наряду с сервизами они являлись главными составляющими многих дипломатических подарков.

До недавнего времени считалось, что фарфоровые вазы, представленные на выставке в Белом зале Зимнего дворца, были подарены императором Наполеоном Бонапартом Александру I, наряду с двумя аналогичными вазами, которые сейчас находятся в Павловском дворце-музее. Предполагалось, что две эрмитажные вазы, как и павловские, были изготовлены на всемирно известной Севрской фарфоровой мануфактуре (Франция). В реестре продаж мануфактуры от 23 сентября 1805 года упоминаются две вазы «в виде яйца», изготовленные для Наполеона и в январе 1806-го года отправленные в императорскую резиденцию Бонапарта во дворец Сен-Клу (в настоящее время в Компьене хранится одна из сохранившихся ваз).

На полной аналогии ваз из Эрмитажа, Павловска и замка в Компьене строилась версия, что на Севрской мануфактуре было изготовлено шесть аналогичных предметов с лазуритовым декором. Однако при изучении архивных данных выяснилось, что павловские вазы уже с 1803 находились в России. Таким образом, версия о возможном подарке от Наполеона, который был провозглашен императором лишь 18 мая 1804 года, отпала. Внимательные исследования эрмитажных ваз показали, что они существенно отличаются от севрских стандартов: форма не идеально яйцевидная, более утолщенная в диаметре, бронзовые ручки длиннее, есть различия в фоне.

Благодаря изучению «Описи вещей, находившихся в Эрмитаже с 1786», составленной камердинером Иваном Лукичом Лукиным, специалисты Эрмитажа узнали, что две вазы, столь похожие на севрские, на самом деле «<…> с казенных фарфоровых заводов поднесены Государю Императору Александру I Действительным тайным Советником и Кавалером Гурьевым. Из комнаты Его Величества принесены в Эрмитаж генваря 2 числа 1805 года».

В начале 1804 года граф Дмитрий Александрович Гурьев, гофмейстер двора, управляющий императорским кабинетом при Александре I, представил государю на высочайшее усмотрение доклад о новом устройстве фарфорового завода. Гурьев и руководство завода стремились сделать отечественный фарфор менее зависимым от иностранного.

В условиях жёсткой конкуренции с Севрской мануфактурой, изготавливающей вазы высочайшего художественного уровня, требовалось доказать, что отечественный завод тоже может производить изделия больших размеров, сложных форм и с трудно выполнимым фоном. За образец были взяты вазы с лазуритовым декором и бронзовой монтировкой, изготовленные в 1802 году на Севрской мануфактуре и украсившие не позднее 1803 года Павловский дворец. Уже в 1804-м достойные реплики севрских ваз были поднесены императору Александру I.

Выставка приурочена к окончанию реставрации ваз, проведённой в этом году в Лаборатории научной реставрации предметов прикладного искусства Государственного Эрмитажа (заведующий А.И. Бантиков) художниками-реставраторами С.А. Кутергиным и А.И. Карпеченковым. Самым сложным оказалось восстановление повреждённого бронзового декора – его воссоздавали по полной аналогии с сохранившимися на вазах оригинальными элементами.

Куратор выставки – Ян Эрвинович Виленский, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель европейского фарфора. К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра (издательство Государственного Эрмитажа, 2018). Авторы текста – Я.Э. Виленский, С.А. Кутергин.

www.museum.ru/N71630
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru