МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”»

c 31 июля по 31 декабря 2018Санкт-Петербург
В Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”». Музей-заповедник «Царское Село» посвятил ее 200-летию со дня рождения императора. На открытии присутствовал Павел Эдуардович Куликовский, потомок Александра II.

В экспозиции представлены живопись, мебель, фарфор, оружие, бронза, одежда (мундиры) – всего около 200 предметов, которые принадлежали императору и его семье и окружали их в царскосельской резиденции. Московский музей-усадьба «Останкино» предоставил для выставки 25 предметов мебели из Кабинета императора в Останкинском дворце.

Хиты экспозиции – оружие из Азиатской комнаты, личные вещи с рабочего стола Александра II (часы, портфель, портреты внуков), а также предметы знаменитого Лионского гарнитура из гостиной императрицы Марии Александровны.

Экспозиция разместилась на первом этаже Зубовского флигеля – там, где располагались апартаменты императора. К сожалению, убранство этих помещений – так же как и залы второго этажа, где проживала императрица Мария Александровна – было утрачено во время Великой Отечественной войны. Музей предпринял попытку «реконструировать» несколько интерьеров, вернув в них предметы обстановки, которые находились там исторически. Личные комнаты Александра II запечатлены на акварелях Луиджи Премацци, Эдуарда Гау, на иллюминированной фотографии Штейнмюллера, а также на фотографиях 1930-х годов.

В состав личных комнат Александра II входили Передняя, Камердинерская, Туалетная, Кабинет, Азиатская, Штандартная (или Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Приемная.

Экспозиция в бывшей Камердинерской посвящена супруге императора Марии Александровне. О комнатах на ее половине напоминают сохранившиеся акварели с видами интерьеров и гарнитур, состоящий из часов и двух канделябров, находившихся в Гостиной императрицы.

При Александре II интерьер Туалетной комнаты менялся, но неизменной оставалась мебель из красного дерева: диван, комод-туалет с откидной крышкой и скромным умывальным прибором, стол, кресла и настенное зеркало со столом-консолью. Из мебельного убранства Туалетной сохранились два полушкафа красного дерева и кресло, обтянутое коричневой кожей, а также люстра золоченой бронзы. Парные вазы-ароматницы, выполненные на Королевском фарфоровом заводе в Берлине, императорская чета получила в 1857 году в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма IV.

О том, как менялся облик Кабинета, можно судить по акварелям Эдуарда Гау, сделанным в 1845 и 1857 годах. На первой из них изображен кабинет великого князя, на второй – уже императора. В годы Великой Отечественной войны мебельное убранство Кабинета полностью погибло. В экспозиции представлена подлинная мебель из Кабинета Александра II во дворце Дмитрия Николаевича Шереметева в московской усадьбе Останкино, где в 1856 году перед началом коронационных торжеств останавливался император и его семья. К приезду высочайшей фамилии был произведен крупнейший за историю дворца ремонт, к нему привлекли лучших зодчих. В соответствии с модными тенденциями того времени комнаты были меблированы в стиле «второго рококо». Предположительно, мебель для новых помещений заказали в Петербурге в мастерской братьев Гамбс. Предметы из этого гарнитура можно увидеть на выставке.

Помимо мебели из останкинского дворца в интерьере представлены многочисленные мемориальные предметы, принадлежавшие императорской чете: портреты их сыновей Николая, Александра, Павла и Сергея, рамка с портретами внуков, подаренная Александру II от детей на 25-летний юбилей восшествия на престол; бювар с изображением кабинета императора в Зимнем дворце, чернильный прибор в форме дорожного сундучка и ряд других предметов, которыми пользовался император.

Один из самых интересных интерьеров – Азиатская (Турецкая) комната или «маленький Турецкий салон» – был создан под влиянием увлечения искусством Востока. Отделка зала привлекала богатым декором, яркостью и экзотичностью решения. Почти все его убранство составили дипломатические дары персидского и бухарского властителей, подношения придворных и вещи, привезенные Николаем I и Александром II из восточных походов. Предметы из коллекции царского оружия были развешены вдоль стен на ярких восточных коврах и собраны в симметричные композиции-трофеи. Интерьер напоминал восточную курительную комнату, исполненную в роскошном «мавританском» стиле.

В помещении бывшей Азиатской комнаты будут представлены подлинные предметы: богато декорированное турецкое холодное оружие, которое когда-то украшало эти стены, кумганы для напитков, благовоний и масел, кофейный столик и костюм Ибрагима-паши.

Стены Арсенальной комнаты на выставке украшают полотна художника Адольфа Гебенса с изображением форм русской армии и картина Ораса Верне «Проклятая погода».

В бывшей Штандартной представлено полотно Иоганна Швабе «Любимцы императорской семьи». В императорской доме всегда держали собак, которые пользовались особой любовью и привилегиями. Император Александр II обожал своих питомцев и заказывал картины с их изображениями известным живописцам.

В помещении, которое когда-то было Приёмной Александра II, представлены предметы убранства Лионского зала: мебельный гарнитур из лазурита и позолоченной бронзы, изготовленный по проекту Ипполита Монигетти на Петергофской гранильной фабрике, мягкая мебель, ширма и живописные полотна «Сибилла Ливийская» неизвестного художника круга Франческо Барбьери и композиция итальянца Феличе Скьявони «Смерть Рафаэля», приобретенная великим князем Александром Николаевичем во время его путешествия по Италии.

СПРАВКА

Александр II, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, родился 17 (29) апреля 1818 года. Александр II вошел в историю как царь-реформатор.

Еще в детстве великий князь со своими родителями проводил в Царском Селе лето и осень, привязанность к которой Александр пронес через всю жизнь. В свое первое заграничное путешествие наследник престола отправился также из Царского Села, и, несмотря на то, что эта поездка произвела на Александра Николаевича большое впечатление, он «горел нетерпением прибыть в Царское Село», и въезжая в него одиннадцатилетний наследник воскликнул: «Наконец я дома, Боже мой!.. какое счастие видеть места и людей, сердцу милых». С этим местом были связаны самые радостные и самые грустные события в его жизни.

Во время путешествия по Германии Александр Николаевич полюбил юную принцессу Марию Гессенскую (Максимилиану Августу Софию Марию), младшую дочь герцога Людвига II. Осенью 1840 года она приехала в Россию как невеста наследника, приняла православную веру и имя Мария Александровна. В 1841 году она стала супругой великого князя, получив титул великой княгини. В Царском Селе прошли счастливые годы их брака, здесь родилась их дочь великая княжна Александра.

Став императором, Александр II также предпочитал проводить часть года в Царском Селе. Он занимал те же покои в Зубовском флигеле дворца, что и будучи наследником престола. Это были небольшие комнаты, сравнительно просто отделанные и обставленные. Исключение составляла Азиатская комната, главным украшением которой стала коллекция оружия, которую начал собирать еще Николай Павлович. Одним из любимых занятий императора в часы досуга было рисование военной формы.

Свободное время Александр II проводил в Екатерининском парке: утром, после завтрака, он гулял пешком по аллеям в сопровождении своей любимой собаки, а вечером часто катался в коляске.

В Царском Селе Александр II пережил трагические события семейной жизни, испытав горечь утраты самых близких людей. Здесь в 1855 году он пережил тяжелые дни после смерти отца, императора Николая I. В октябре 1860 году в Александровском дворце умерла его мать, вдовствующая императрица Александра Федоровна; весной 1865 года император, получив известие из Ниццы о смертельном заболевании наследника цесаревича Николая Александровича, выехал из Царского Села к умирающему сыну. Вернувшись из Ниццы, Александр II провел в Царском Селе скорбные дни до погребения сына в Петербурге.

Но было много и радостных событий, связанных с царскосельской резиденцией. 6 мая 1868 года в Царском Селе произошло одно из таких событий – рождение первого внука Николая, будущего императора Николая II.

Зубовский флигель Екатерининского дворца хранит память о поздней любви Александра II к княжне Екатерине Долгоруковой. После смерти Марии Александровны в 1880 году Александр II узаконил свои отношения с Екатериной Михайловной Долгоруковой (она получила титул светлейшей княгини Юрьевской), вступив с ней в морганатический брак 6 июня 1880 года. Венчание было тайным и происходило в одной из гостиных Большого дворца в Царском Селе.

Император был убит 1 марта 1881 года взрывом бомбы, брошенной террористом на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге.

Выставка открыта ежедневно, кроме вторника, с 11.00 до 18.00.

Выставка работает до конца 2018 года.

www.museum.ru/N70547
Ваше мнение »»

»»Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Адрес:город Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 465-2024 (автоответ.), 465-9424 (экс. бюро)
URL:tzar.ru
EMail:museum@tzar.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru