МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Ивата Накаяма. Модернизм в японской фотографии

c 18 мая по 22 июля 2018Москва
В рамках «Фотобиеннале 2018» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Иваты Накаямы — одного из самых ярких представителей эпохи модернизма в японской фотографии.

Куратор: Ольга Свиблова

Коллекция Фонда Иваты Накаямы. При содействии МЕМ

«Обладая изощренной техникой и тонким чувством формы, он заставлял фотобумагу лучиться невиданным великолепием», — пишет куратор Художественного музея Сёто Юри Мицуда.

Ивата Накаяма родился 3 августа 1895 года в Янагаве (префектура Фукуока). С самого детства он интересовался европейским искусством и даже хотел стать художником. В 1915 году Накаяма поступил на Временное отделение фотографии Токийского художественного училища, открытое незадолго до этого. В мае 1923 года оно было переименовано в Отделение фотографии, а через три года закрыто. За одиннадцать лет существования Отделение фотографии окончило 47 человек; среди девяти первых его выпускников был Ивата Накаяма.

Окончив художественное училище, Накаяма отправился в США на стажировку от Министерства сельского хозяйства и торговли Японии. Некоторое время он изучал историю искусства в Университете Калифорнии, а затем переехал в Нью-Йорк и через некоторое время открыл собственную фотостудию на Пятой авеню. Первые годы фотограф искал клиентов, лично обходя большие загородные дома. Чтобы привлечь покупателей, он даже выпускал специальные купоны. В «американский период» Накаяма занимался в основном коммерческой студийной фотографией, только после переезда во Францию он решил полностью посвятить себя художественной фотографии.

В 1926 году он продал свое нью-йоркское фотоателье и переехал в Париж, который в период между двумя Мировыми войнами, был главным центром художественной жизни Европы. Именно в это время в столице Франции состоялись первая персональная выставка Альберто Джакометти, «Вторая выставка сюрреалистов», а также вышла в свет «Естественная история» Макса Эрнста.

Наиболее значимой работой Иваты Накаямы этого периода стала серия фотографий, посвященная творчеству итальянского художника-футуриста Энрико Прамполини. На снимках Накаямы изображены футуристические композиции из геометрических форм, демонстрирующие радикально авангардную стилистику работ Прамполини. Позднее Накаяма использовал эти фотографии для обложки японского журнала «Кога», а также включал их фрагменты во многие фотомонтажи.

В Париже Накаяма создал и свою первую фотограмму. Хотя к тому моменту эта техника уже получила развитие в работах Ман Рэя и Ласло Мохой-Надя, Накаяма пришел к ней независимо от них, путем собственных экспериментов.

В 1927 году Накаяма вернулся в Японию. Десятилетие, проведенное в США и Франции, оказало огромное влияние на мировоззрение фотографа и формирование его художественного стиля. Познакомившись с американским и европейским искусством, Накаяма решительно отказался ему подражать. Он хотел быть на равных с европейскими и американскими художниками, создавая нечто принципиально новое, не пытаясь имитировать западные образцы.

В Японии начала ХХ века художественная фотография в значительной степени была уделом любителей. В основном публику интересовали предметы, изображенные на фотографии, а не фотография как способ художественного выражения. Накаяма же считал, что фотография может быть чистым искусством. Фотографию создает не камера, уточнял он, а художник, использующий эту камеру.

«Долгое время я считал фотографию и живопись одним видом искусства, поскольку обе работают с плоскостью. Однако, сколько бы я ни совершенствовал свое мастерство, мне бесконечно далеко до Рафаэля... Так что вместо этого я стал вникать в красоту и обаяние фотографии и исследовать возможности ее материалов и инструментов... В результате мне удалось создать художественные фотографии, которые вселяют в меня чувство некоторого удовлетворения», рассказывал Накаяма.

В 1930-е годы Ивата Накаяма был одной из самых ярких звезд японской фотографии, несмотря на то, что в период нарастающего национализма, тот факт, что Накаяма использовал камеру для выражения своего внутреннего мира, вместо того, чтобы отображать объективную реальность, нередко вызывал в его адрес критику. Тем не менее Ивата Накаяма оставался верен своим принципам.

Созданный Иватой Накаямой «Фотоклуб Асии» гордился тем, что «превыше всего ценит индивидуальность» и «не создает подражательных работ». Критерием оценки работы, считал Накаяма, должна быть не ее принадлежность к тому или иному стилю, а то, что она «чужда подражательству и верна концепции данного художника».

www.museum.ru/N69896
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru