|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Выставка "Праздничное оформление города... 1918-1987" в Петропавловской крепости
"Праздничное оформление Петрограда - Ленинграда в дни празднования годовщин Великой Октябрьской революции. 1918-1987"
Инженерный дом
В 1918 году в советской России был введен «Красный календарь», учреждавший новые революционные праздники. Главным торжеством года стала годовщина Октябрьской революции, которая была впервые отмечена в 1918 году. На площадях и улицах города в течение нескольких дней проходили торжественные шествия, митинги, спектакли, концерты. Художниками были выполнены эскизы праздничного убранства Петрограда. Именно в эти дни рождалась новая революционная стилистика городского праздника. Среди почти сотни имен мастеров, украшавших город к 7 ноября, живописцы Н. И. Альтман, В. Д. Баранов-Россине, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, В. В. Лебедев, К. С. Петров-Водкин, В. И. Шухаев; зодчие И. Г. Лангбард, Л. В. Руднев, В. А. Щуко и другие.
На выставке представлены эскизы оформления площади Урицкого (ныне Дворцовая площадь) к первой годовщине Октябрьской революции, выполненные Н. И. Альтманом. В своих воспоминаниях художник так говорил о своей работе: «Я поставил себе задачу изменить исторически создавшийся облик площади. … Не гармонии со старым я искал, а контраст ему».
Гражданская война, трудности послевоенного времени отразились на масштабе празднования последующих годовщин Октября, но, несмотря на это каждый год неизменно разрабатывался план оформления города и проведения праздничных мероприятий. Среди произведений наглядной агитации этого времени встречались и подлинные шедевры. Представленный на выставке плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет. К седьмой годовщине Октябрьской Революции» был выполнен по рисунку А. Н. Самохвалова и удостоен Золотой медали Международной парижской выставки декоративного искусства 1925 года.
С особым размахом отмечался 10-летний юбилей Октябрьской революции в 1927 году. Многие композиции, украсившие центральные площади и улицы города, отличались оригинальностью художественного и объемно-пространственного решения.
Во второй половине 1920 – начале 1930-х годов определенную роль в ленинградском оформительском искусстве сыграл ИЗОРАМ (объединение «ИЗО рабочей молодежи»), занимавшийся разработкой экспериментальных форм декоративно-прикладного искусства. Группой руководил М. С. Бродский. В нее входили художники, не получившие профессионального образования, большинство из них работало на заводах. ИЗОРАМ оформлял клубы, дома культуры, различные мероприятия, в том числе занимался декоративным оформлением города к праздничным датам. Художники ИЗОРАМА ярко заявили о себе в 1931 году. Ими были выполнены грандиозные трибуны на площади Урицкого в дни празднования 7 ноября. Это сложные сюжетные композиции, темой которых была мировая борьба с капитализмом и империализмом. Серия фотографий на выставке дает представление об этой грандиозной работе.
В годы Великой Отечественной войны, в дни блокады в Ленинграде праздничные демонстрации были заменены радиомитингами, но город все равно украшался к 7 ноября красными флагами, лозунгами, транспарантами, плакатами. Мастера, работавшие в Союзе художников (В. А. Серов, И. А. Серебряный, В. М. Конашевич, А. А. Казанцев, Н. А. Павлов, С. М. Мочалов, Н. Х. Рутковский и др.), создали более 60 больших панно-плакатов на тему победы над врагом. Плакаты военных лет, фотографии парада и салюта в октябре победного 1945 года демонстрируются в экспозиции.
В год 30-летия Октября в оформлении города значительное место заняла свето-пиротехническая составляющая. Активно использовались прожекторы, они высвечивали в небе над городом цифру «ХХХ». Светящимся лозунгом из шести тысяч электрических лампочек была украшена Петропавловская крепость. Эти приемы использовались и в последующие годы. Это удивительное зрелище запечатлено на картинах А. А. Казанцева и А. М. Ляндзберга и фотографиях тех лет.
40-летие Октябрьской революции, отмечавшееся в 1957 году в праздничном убранстве не было ознаменовано оригинальными находками и решениями. Популярным стало украшать фонарные столбы флагами-«парусами» — треугольными, прямоугольными и трехъярусными. Улицы украшались «перетяжками». В декоре превалировали красный и голубой цвета. Октябрьское убранство Ленинграда запечатлела в своих тонких, прозрачных цветных литографиях художница М. С. Чернецкая.
Подготовка к празднованию 50-летнего юбилея революции началась более чем за год. Была разработана единая для 14 районов Ленинграда программа праздничного украшения, включавшая в себя более тысячи проектов и более ста макетов. На выставке можно увидеть эскизы оформления центральных площадей и улиц Ленинграда, выполненные А. И. Алымовым, В. А. Петровым и другими.
Апофеозом праздника 1967 года стало карнавальное шествие. 8 ноября карнавальный «автопоезд» (более 200 автомобилей) стартовал на стадионе имени С. М. Кирова и прошел через весь город. Эскизы оформления праздничного автопоезда Г.И. Бермана и Г. П. Сотникова, эскизы ростовых кукол Т. К. Сотниковой, а также многочисленные фотографии можно увидеть в экспозиции.
60-летие Октябрьской революции отмечалось традиционно. Город был украшен в привычные цвета. Стилистику определял минимализм. Оформление главных объектов города доверили тому же мастеру — А. И. Алымову. Но в этот раз праздничное убранство города было выполнено скромно и во многом шаблонно.
Последний всплеск оформительской активности в Октябрьских празднествах пришелся на 1987 год. На выставке представлены эскизы оформления Невского проспекта к 70-летию Октября, выполненные В. А. Гавриловым (на больших установках, собранных в планшеты, у Гостиного двора и Казанского собора демонстрировались крупным планом революционные плакаты, декреты, воззвания, фотографии). В дни праздника на всех электрических столбах на Невском проспекте были установлены выполненные по рисункам В. А. Гаврилова орифламмы – кумачевые «хоругви», расписанные в стилистике рубежа 1910–1920-х годов. Эскизы этих орифламм можно увидеть на выставке, а их реконструкции — в оформлении фасада Инженерного дома.
70-летний путь, пройденный художниками, архитекторами, работавшими над праздничным украшением Петрограда–Ленинграда, оставил заметный след в истории городской культуры. Несмотря на ярко выраженную идеологическую составляющую, на «временный» характер использования, сегодня эти произведения сохранились в музейных фондах, и составляют золотой фонд отечественного декоративно-оформительского искусства. www.museum.ru/N69000 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: исторические, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |