Экскурсия


Назад


Дальше

   Нередко путь в наивное искусство лежит через перерисовки с репродукций, своеобразные копии знаменитых полотен прошлого. К их числу принадлежит, например, полотно А.Куплина "Девятый вал" (по мотивам одноименной картины И.К.Айвазовского). Айвазовский использовал в своем произведении эффекты позднеромантического пейзажа. Знаменитого художника-мариниста волновало не реальное событие кораблекрушения: не единение людей в борьбе со слепыми силами природы и даже не величественная красота разбушевавшегося моря, освещенного блеском встающего солнца. Его интересовала возможность соединить их, создав увлекательное зрелище, привлечь и потрясти воображение зрителя. К этому же стремится и Куплин. Нет сомнения, что в какой-то мере это ему удается.
   Непрофессиональные копии весьма неоднородны. Некоторые из них - подлинные шедевры наивного искусства, другие - просто образцы самодеятельного творчества, третьи - китчевые поделки на потребу невзыскательной публике. Но их роднит одинаковое отношение к объекту изображения. Ведь полотна старых мастеров увидены копиистами не воочию, а через репродукции в "Огоньке". А там все едино. В журнале шедевры существуют вне времени, места и реальных размеров. Какая разница, кто это сделал и в каком веке: русский или итальянец, современник Пушкина или Дмитрия Донского. Есть красивая картинка - клади ее перед собой и твори! И по этим одинаковым репродукциям пишут, режут, рисуют, вышивают не знающие друг друга люди, разделенные тысячами километров. Великие произведения прошлого перестают принадлежать истории искусства, они принадлежат географии. И все же не стоит иронизировать над любительским копированием, равно как не стоит и умиляться его трогательными нелепостями. Эти картинки делаются всерьез, с полной самоотдачей, они имеют своих зрителей и покупателей и не нуждаются ни в наших насмешках, ни в нашем снисхождении.


Куплин А.
Девятый вал. 1980-е
ДВП, масло. 57 х 74
Музей творчества аутсайдеров



На главную страницу Экспозиция Экскурсия Каталог Литература Сотрудники музея Авторы