МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Книга и ксилография» Михаила Верхоланцева в библиотеке Российской академии художеств

c 15 мая по 15 июняМосква
Управление книжными фондами (библиотека) Российской академии художеств представляет выставку произведений заслуженного художника РФ, академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева «Книга и ксилография», где будет представлена продольная и торцовая гравюра на дереве.

Работы художника – своего рода декларация высокой культуры гравера. Сам мастер считает себя формшнайдером – резчиком деревянных форм, но формшнайдеры прошлых эпох чаще всего были безымянными, до нас дошли лишь имена гравёров, работавших для великих – Тициана, Рубенса, и среди них мы знаем Никколо Больдрини, Доменико делле Греке, Кристофа Йегера. Освоив все технические приёмы ксилографов-репродукционеров прошлых эпох, художник соединил их с экспрессивным и искусным рисунком, создав свой неповторимый изобразительный язык, которому близка эстетика позднего Ренессанса и маньеризма. Противник «всякой самонадеянной, нескромной виртуозности», он удачно миновал в своем развитии соцреализм, «суровый стиль», а затем и все разновидности искусства XX века. Будто бы держась от современности в стороне, Михаил Михайлович остается невероятно современным художником, востребованным коллекционерами, издателями, зрителями. Он проиллюстрировал почти всю отечественную классику – Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Чехова, А. Пушкина, М. Горького, И. Бунина, И. Тургенева, А. Куприна и произведения многих других писателей. Из наиболее интересных, по мнению самого мастера, издательских проектов, которые и проиллюстрированы, и оформлены им самим, – книги «Уильям Шекспир. Гамлет. Избранные переводы» (1985), издание «Он и Она» к 100-летию смерти Л.Н. Толстого (2010; оформление – А. Коноплёв), книга художника «Добродетели и пороки» (2011), цикл ксилографий «Танец дикарей. К клавиру оперы-балета Ж.Ф. Рамо “Галантные Индии”» (2017), «Платея. К 3 акту оперы-буфф с балетными сценами Ж.Ф. Рамо “Платея, или ревнивая Юнона”» (2014). Для мастера книга – объект целостного дизайна, в котором важно все – от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации. В его исполнении часто буквица в книге превращается в развернутую сюжетную сцену, становясь предметом любования знатоков. Обширные знания, талант эмоционального изложения мысли и большой труд обеспечивают мастеру общепризнанный успех на этом поприще.

Сфера деятельности художника не ограничивается гравюрой. М.М. Верхоланцев также пишет статьи об искусстве, об истории и технике ксилографии, которые постоянно выходят в профессиональном научно-аналитическом журнале «Дом Бурганова. Пространство культуры», в международном журнале по вопросам теории и истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры «Искусство Евразии», в академических монографиях Российской академии художества. Кроме того, он регулярно даёт мастер-классы по технологии гравирования на продольных и торцовых досках и печати на уникальных станках для студентов Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова и других художественных вузов. Изучая творчество Михаила Верхоланцева, нельзя избежать темы «художник и исполнитель», которая в наши дни стоит весьма остро. Во многом его случай – художника и гравера, уникален. В истории искусства не так много имен, снискавших заслуженную славу в этих ипостасях одновременно. Недаром он своими учителями Томаса Бьюика (1753–1828), Чарльза Томсона (1791–1843) и Василия Масютина (1884–1955) – выдающихся мастеров рисунка и гравюры. Но секрет, как часто бывает, лежит на поверхности: все эти мастера обязаны своим успехом не только таланту, но и бесконечному трудолюбию. М.М. Верхоланцев даже вывел собственную формулу этого явления в искусстве: «Художник прогрессирует до глубокой старости только в том случае, когда не боится быть ремесленником».

Михаил Михайлович Верхоланцев родился в Москве в 1937 году в семье художников. В 1961 году окончил отделение художественной обработки дерева и проектирования мебели МВХПУ, однако еще в студенческие годы увлекся гравюрой на дереве и книжной иллюстрацией. В 1960-е годы работал дизайнером в учебно-производственных и научно-исследовательских мастерских МВХПУ, преподавал на отделении промграфики, позже перешел в журнал «РТ», участвовал в создании детского звукового журнала «Колобок», журналов «Спутник кинозрителя», «Семья и школа». Совместно с группой студентов в 1964 сделал цикл портретов театральных деятелей и занавес для Театра на Таганке. В 1965 издательство «Знание» выпустило первую книгу с иллюстрациями М.М. Верхоланцева. В дальнейшем он сотрудничал со многими отечественными издательствами: «Детская литература», «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Наука», «Прогресс», «Радуга» и проч., - а также с рядом зарубежных издательских домов. Художник хорошо известен на международной арт-сцене. Он представлял российское искусство на крупнейших международных выставках и биеннале графики и награжден премиями, медалями в России (2002, 2004, 2008, 2016, 2019, 2021), Италии (1975, 1991), Дании (1981), Турции (2003, 2010), Польше (1973, 1975), Австрии (2004), Китае (2008, 2013), Швейцарии (2010), Дании (1981), Бельгии (1982), Италии (1975, 1991), Австрии (2004), Турции (2003, 2010), Швейцарии (2010), Китае (2008, 2013). Является обладателем множества наград и премий: серебряной медали Российской академии художеств (2003), золотой медали Творческого союза художников России (2008), диплома и медали Московского союза художников «За заслуги в развитии изобразительного искусства» (2011), ордена Архангела Михаила № 0077 «За заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление культуры» (2011), медали «Достойному» РАХ (2011), Гран-при на XXVI Всемирном конгрессе Международной федерации экслибрисных обществ и Общенационального общества графики, г. Вологда (2016), золотой медали РАХ (2017), Гран-при Международной триеннале печатной графики, г. Уфа (2019), почётной грамоты президента Российской Федерации (2019), Главной специальной премии «За вклад в мировую гравюру» на Международной триеннале печатной графики, г. Екатеринбург (2020), медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2023), медали «За заслуги перед Академией» (2023), медали Союза художников России «За развитие традиций» (2023) и других. Работы М.М. Верхоланцева хранятся в зарубежных музеях и частных коллекциях Финляндии, Чехии, Словакии, Англии, Бельгии, Германии, Эстонии, Голландии, Франции, Австрии, Турции, США, Аргентины, Португалии, Словении, Дании, Польши, Испании, Италии и других стран, а также в собраниях Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, картинных галереях Уфы, Вологды, Курска, Перми, Ярославля, Калуги, Тулы, Твери, Пскова, Тобольска, Ханты-Мансийска, Иркутска, Тюмени, а также в зарубежных музеях и частных коллекциях.

Сроки экспонирования: 15 мая - 15 июня 2025 года

Место экспонирования: библиотека Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)

Часы работы: понедельник-пятница, с 11:00 до 16:00; Вход свободный

www.museum.ru/N86756
Ваше мнение »»

»»Выставочные залы Российской академии художеств
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 21
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-4771
URL:rah.ru/
EMail:kanz@rah.ru, rah1757@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 01.05.2025
 x    ?  

Итоги первого тура Эрарта Премии - 2025

IX ежегодный форум молодых исследователей искусства и культуры "Научная весна"

Ассоциации-2025 в Царском Селе

Научная конференция "Музей и коллекции" в Музее истории Санкт-Петербурга

Музей-заповедник «Царское Село»: конференция по сохранению и использованию исторического наследия

Научный симпозиум "Наив и аутсайдер арт в современном мире" в Екатеринбурге

Снимай науку с Политехническим! Конкурс научных фото- и видеоработ

XXIII конференция «Векторы-25» в Еврейском музее и центре толерантности

Семинар «Культурные ценности. Вопросы создания и развития детских музейных центров» в С.-Петербурге

Фотоконкурс «О Китае, далёком и близком» в Дарвиновском музее

Министерство культуры России объявило даты фестиваля «Интермузей-2025»

Конференция "Инклюзия в музее. Экскурсионные проекты для незрячих и слабовидящих посетителей"

Научные чтения имени академика И.Ю. Крачковского: Наследие, коллекции, исследования

Конференция АДИТ-2025: Красноярск - Енисейск

XXIII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Программа XXIII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма"

Конференция к 220-летию Отдела рукописей Российской национальной библиотеки

VIII Межмузейно-вузовский фестиваль "В музей - сегодня, в науку - завтра!" в С.-Петербурге

Музейные диалоги. Всероссийская конференция "Как музеям подружиться с детьми и подростками"

Круглый стол "Императрица Мария Александровна. Вехи биографии" в Михайловском замке в Санкт-Петербурге

VIII Международная научная конференция «Остров Сахалин» А.П. Чехова в ХXI веке»

III международная конференция "На перекрестке культур: евреи Центральной Азии и Кавказа"

XXV межрегиональная конференция "История и современность Среднего Поволжья" в Ульяновске

XVI Красноярская музейная биеннале «Принцип надежды»

Программа повышения квалификации от ГМИРЛИ имени В.И. Даля

Международная научная конференция «Любовь Попова. Контекст времени»

Чеховские чтения в Ялте - 2025

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Конференция «Музей в культурном пространстве исторического города» в Угличе

XI Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция "Достоверность, актуальность, доступность: как показывать науку в научном музее"

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru