МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Птичий концерт" - выставка в рамках проекта «Роман готического вкуса»

c 21 октября 2020 по 25 апреля 2021Москва
"Птичий концерт"

Музей-заповедник "Царицыно, Малый дворец

21 октября 2020 - 28 марта 2021

Куратор выставки - Сергей Хачатуров

Дизайнер - Егор Кошелев

Новая выставка проекта "Роман готического вкуса" посвящена птицам в искусстве.

Миссия выставки "Птичий концерт" - просветительская, а содержание согласуется с причудливым многообразием мира старинных усадеб. Для века Просвещения, времени создания усадьбы Царицыно, птицы были вестниками богов, аллегорией воздушного царства, символами добродетелей и пороков. Для человека XVIII столетия, служителя культа Природы, их жизнь в согласии с Естеством была эталоном.

У темы "птичьего концерта" есть прототипы в античной культуре. Греческий учёный Герон Александрийский в I веке нашей эры изобрёл кинетический фонтан, который действовал по принципу сифона. Композиция фонтана включала сову и чирикающих птиц - эти образы отражали натурные наблюдения за гомонящими птицами, которые пытаются прогнать сову от своих гнёзд.

Однако в режиссуре выставки усилен "готический" мотив - ведь философские, литературные и даже мистические темы в историю этого сюжета внесла именно средневековая культура. Джеффри Чосер в 1380-е годы написал поэму "Парламент птиц", в которой рассказал, как птицы в День святого Валентина (День всех влюблённых) выбирают себе пару на общей ассамблее. Тему ассамблеи птиц продолжили нидерландские художники барокко, создавшие её музыкальную версию - образ птичьего ансамбля.

Для современных художников ансамбль и ассамблея птиц стали поводами создания занимательных пластических образов и композиций. Используя идею подвижности и лёгкости пернатых, многозначность их образов в культуре, художники сделали птиц посланниками и одновременно - пародистами серьёзных тем, известных из истории искусства.

Прогулка по выставке напоминает визит к коллекционеру редкостей, странностей, причуд. Такими собирателями славились неклассические времена - от маньеризма до романтизма. В первом зале тема птичьего концерта раскрывается павлиньим хвостом, веером всех возможных сюжетов. Видеоперформанс Мастерской Виктора Рыжакова и группы "Залпом" обращает нас к XIV веку, времени Джеффри Чосера, который зашифровывал брачные церемонии королевских дворов в чудесные любовные послания, "валентинки". Сама композиция перформанса "Парламент птиц" с променадом по баженовскому Царицыну напоминает, как тему птичьего концерта понимали художники - начиная с мастера эпохи барокко Франса Снейдерса и заканчивая представителями метамодернистской "новой искренности" современного театра.

Здесь же, в первом зале, маньеристические гравюры, фарфоровые птицы разных эпох и культур вводят нас в мир художественной орнитологии. Из сегодняшнего дня вызов принимают Евгения Буравлёва и Егор Плотников. Созданные ими элегические образы тонко резонируют с идеей меланхолии усадебного парка, где птицы - это души обитателей усадьбы. Частокол из перьев-стрел и птица-узник графика Антона Морокова задают настрой сумрачных возвышенных эмоций.

Второй зал - с овальным куполом - предоставляет возможность совершить в сопровождении пернатых краткое путешествие в историю европейского искусства. Прообраз "птичьего концерта" - фонтан Герона Александрийского с совой и чирикающими птахами - воссоздали художники Пётр Дьяков и Леонид Цхэ. А Егор Кошелев нарисовал целую галерею птиц-травести и трикстеров из знаменитых сюжетов мирового искусства, от барокко до модернизма.

Самый "готический" зал - угловой, с инсталляцией Егора Кошелева "Каскад птичьих клеток". Тревожное клаустрофобное ощущение заставляет вспомнить тайные комнаты замков, в которых роскошь соседствует с преступлением и мрачной темницей.

В завершение вояжа - странное пространство сквота. Большая комната. Посредине раскорячился потёртый шкаф. Комнату наполняет призрачный свет, очертания предметов растворяются в нишах и складках портьер. Так обращается к птичьей теме поколение миллениалов. Сумрак растрескавшейся комнаты ассоциируется с атмосферой "птичьей стаи" обитателей загадочного интерната из молодёжного фанфика по роману Мариам Петросян "Дом, в котором…". Атмосферу таинственного дома из романа создаёт Филипп Шейн. Шкаф - музыкальный механизм. Благодаря художнику Владимиру Карташову и музыканту Moa Pillar пребывание в комнате подобно медитации с распознаванием звуков живой природы внутри киберреальности нашего времени.

www.museum.ru/N76229
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:tsaritsynomuseum@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.04.2024
 x    ?  

Старт приема заявок на соискание первой Национальной премии в области музейного дела имени Д.С. Лихачева

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru