|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
"Птичий концерт" - выставка в рамках проекта «Роман готического вкуса»
"Птичий концерт" Музей-заповедник "Царицыно, Малый дворец 21 октября 2020 - 28 марта 2021 Куратор выставки - Сергей Хачатуров Дизайнер - Егор Кошелев Новая выставка проекта "Роман готического вкуса" посвящена птицам в искусстве. Миссия выставки "Птичий концерт" - просветительская, а содержание согласуется с причудливым многообразием мира старинных усадеб. Для века Просвещения, времени создания усадьбы Царицыно, птицы были вестниками богов, аллегорией воздушного царства, символами добродетелей и пороков. Для человека XVIII столетия, служителя культа Природы, их жизнь в согласии с Естеством была эталоном. У темы "птичьего концерта" есть прототипы в античной культуре. Греческий учёный Герон Александрийский в I веке нашей эры изобрёл кинетический фонтан, который действовал по принципу сифона. Композиция фонтана включала сову и чирикающих птиц - эти образы отражали натурные наблюдения за гомонящими птицами, которые пытаются прогнать сову от своих гнёзд. Однако в режиссуре выставки усилен "готический" мотив - ведь философские, литературные и даже мистические темы в историю этого сюжета внесла именно средневековая культура. Джеффри Чосер в 1380-е годы написал поэму "Парламент птиц", в которой рассказал, как птицы в День святого Валентина (День всех влюблённых) выбирают себе пару на общей ассамблее. Тему ассамблеи птиц продолжили нидерландские художники барокко, создавшие её музыкальную версию - образ птичьего ансамбля. Для современных художников ансамбль и ассамблея птиц стали поводами создания занимательных пластических образов и композиций. Используя идею подвижности и лёгкости пернатых, многозначность их образов в культуре, художники сделали птиц посланниками и одновременно - пародистами серьёзных тем, известных из истории искусства. Прогулка по выставке напоминает визит к коллекционеру редкостей, странностей, причуд. Такими собирателями славились неклассические времена - от маньеризма до романтизма. В первом зале тема птичьего концерта раскрывается павлиньим хвостом, веером всех возможных сюжетов. Видеоперформанс Мастерской Виктора Рыжакова и группы "Залпом" обращает нас к XIV веку, времени Джеффри Чосера, который зашифровывал брачные церемонии королевских дворов в чудесные любовные послания, "валентинки". Сама композиция перформанса "Парламент птиц" с променадом по баженовскому Царицыну напоминает, как тему птичьего концерта понимали художники - начиная с мастера эпохи барокко Франса Снейдерса и заканчивая представителями метамодернистской "новой искренности" современного театра. Здесь же, в первом зале, маньеристические гравюры, фарфоровые птицы разных эпох и культур вводят нас в мир художественной орнитологии. Из сегодняшнего дня вызов принимают Евгения Буравлёва и Егор Плотников. Созданные ими элегические образы тонко резонируют с идеей меланхолии усадебного парка, где птицы - это души обитателей усадьбы. Частокол из перьев-стрел и птица-узник графика Антона Морокова задают настрой сумрачных возвышенных эмоций. Второй зал - с овальным куполом - предоставляет возможность совершить в сопровождении пернатых краткое путешествие в историю европейского искусства. Прообраз "птичьего концерта" - фонтан Герона Александрийского с совой и чирикающими птахами - воссоздали художники Пётр Дьяков и Леонид Цхэ. А Егор Кошелев нарисовал целую галерею птиц-травести и трикстеров из знаменитых сюжетов мирового искусства, от барокко до модернизма. Самый "готический" зал - угловой, с инсталляцией Егора Кошелева "Каскад птичьих клеток". Тревожное клаустрофобное ощущение заставляет вспомнить тайные комнаты замков, в которых роскошь соседствует с преступлением и мрачной темницей. В завершение вояжа - странное пространство сквота. Большая комната. Посредине раскорячился потёртый шкаф. Комнату наполняет призрачный свет, очертания предметов растворяются в нишах и складках портьер. Так обращается к птичьей теме поколение миллениалов. Сумрак растрескавшейся комнаты ассоциируется с атмосферой "птичьей стаи" обитателей загадочного интерната из молодёжного фанфика по роману Мариам Петросян "Дом, в котором…". Атмосферу таинственного дома из романа создаёт Филипп Шейн. Шкаф - музыкальный механизм. Благодаря художнику Владимиру Карташову и музыканту Moa Pillar пребывание в комнате подобно медитации с распознаванием звуков живой природы внутри киберреальности нашего времени. www.museum.ru/N76229 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |