МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

"Человек лично весьма порядочный". Портрет Николая Петровича Оленина

c 8 ноября по 15 декабря 2019Тверская область
Выставочный проект Тверской областной картинной галереи "Первенствующее сословие: высшее общество Тверской губернии в парадном портрете рубежа XIX-ХХ веков"

Портрет Николая Петровича Оленина, председателя Тверской губернской земской управы (1878-1886), предводителя дворянства Тверской губернии (1884-1898)

Внук президента Императорской Академии художеств, сын ветерана 1812 года, осевшего в Новоторжском уезде благодаря браку с местной дворянкой, Николай Петрович Оленин (1838-1899) принадлежал к столбовому роду, известному с XVII века. Благодаря происхождению от шляхетства, принятого на русскую службу после завоевания Смоленска, Оленины пользовались польским гербом Равич. Семья не чуждалась сословной гордыни, сочетавшейся у Николая Петровича с пристрастием к либеральной фразе, пустившей глубокие корни в новоторжском дворянстве. Образованный, художественно одаренный, в приватной жизни живой и обаятельный человек, коллекционер предметов старины, не единожды пополнявший своими пожертвованиями собрание Тверского музея, Оленин был рожден для совершенно другой жизни, нежели та, к которой его привели среда и обстоятельства. Но «в силу крайней своей беспечности, легкомыслия и будучи от природы человеком далеко не серьезным..., – характеризовал Николая Петровича современник, - любящим веселую компанию, ни имея сам прочных убеждений, при полной бесхарактерности, Оленин вполне подчинился влиянию». Политические соратники вознесли его на вершину земского и дворянского самоуправления. Памятником этому периоду в истории губернии стал парадный портрет Оленина работы академика живописи К.П. Степанова.

В оценке деловых качеств Н.П. Оленина на посту председателя губернской земской управы представители обеих партий в тверском земстве, непримиримые в других вопросах, проявили единодушие. «Один из наиболее вероятных кандидатов левой, и в то же время человек совсем не левого темперамента, балагур и весельчак, гораздо более пригодный для приятельского ужина, чем для председательствования в какой бы то ни было серьезной коллегии, - сообщает представитель консервативного крыла К.Ф. Головин. - Председателем он прошел и остался много лет в этой должности, но правил ее из рук вон плохо». «Оленин, человек лично весьма порядочный, не имел никакого делового значения», - вторит Головину его антипод, лидер радикальных либералов И.И. Петрункевич. Николай Петрович возглавил управу после выборов 1878 года, утвердивших в губернском земстве господство левого крыла. Либералы провели его в председатели как декоративную фигуру, которую проще было согласовать с государственной властью. Реальное управление при этом возлагалось на членов управы. Позже авторам комбинации пришлось признать, что «Оленин не мог долее оставаться председателем управы, так как при нем никто из деловых людей не желал служить».

Несколько успешнее сложилась деятельность Николая Петровича как предводителя дворянства, с 1876 г. новоторжского, а с 1884 г. губернского. В последней должности он остался почти пожизненно. Предводительство позволило Оленину к концу 1880-х подняться по выслуге до действительного статского советника (гражданский аналог звания генерал-майора) и принесло те награды, которые мы можем видеть на портрете – выпущенный по борту орден св. Станислава II степени (1881 г.) и орден св. Анны II степени (1883 г.) на шее. Скромный набор знаков отличия, дополненный бронзовой медалью памяти Александра III и крестообразным знаком «в память успешного введения в действие положения 19 февраля 1861 года», наглядно свидетельствует о не слишком значительном управленческом весе их обладателя – уже пожилого человека и статского генерала. Лишь под самый конец жизни, уже после создания портрета, к этим наградам Оленина добавилась лента ордена Станислава I степени.

Со службой Н.П. Оленина на посту главы губернского дворянства было связано и создание экспонируемого парадного портрета. Он появился в результате складчины уездных благородных обществ, собравших в 1893 году по сто рублей с уезда, видимо, для того, чтобы таким образом почтить своего предводителя в связи с 10-летием его вступления в должность. Поручение заказа художнику-жанристу Клавдию Петровичу Степанову (1854-1910) было неоднозначным решением, которое, однако, вполне оправдало себя. Степанов, в творческом багаже которого действительно имелось несколько портретов, в то же время был знаменит главным образом как создатель модных в его время костюмных композиций на сюжеты европейской истории XVI-XVII веков. В течение многих лет постоянным местом жительства художника был Париж, а его связь с родиной поддерживалась посредством ежегодных выставок Академии художеств. На выставке 1894 года он представил и портрет Оленина, считая его, таким образом, существенным творческим достижением.

Детальное внешнее сходство портрета с моделью не вызывает сомнений, как и уверенное знакомство художника с оригиналом, практически исключающее вероятность создания полотна по фотографии. Скорее всего, герою картины пришлось съездить для позирования в Петербург, а то и в Париж. Более примечательной особенностью портрета, резко дисгармонирующей с мнением современников об Оленине, является трактовка его образа, предложенная Степановым. Сугубо живописными средствами, не отступив от формальной точности, художник придал личности своего героя масштаб, которого в реальности, судя по всему, не было у оригинала.

Степанову явно помогал его опыт создания историко-бытовых композиций, умение наглядно передать кипение страстей в позах и эмоциях. Кто он, персонаж, предстающий перед нами? Нет, это далеко не тот бесхарактерный легкомысленный весельчак и плохой руководитель, каким запомнили Оленина. Это трибун, борец, деятель. Именно такой образ предлагается нам посредством ярких деталей. Динамичный разворот корпуса. Энергия, сконцентрированная в кулаке правой руки, выброшенной вперед и твердо опертой о бумаги на столе. Левая кисть, засунутая в карман так естественно, что мы видим в этой подробности не профессиональную хитрость художника по решению проблемы передачи рук, а точно схваченный рефлекторный порыв модели. Наконец, взгляд Оленина, устремленный несколько вверх, словно к некоей далекой цели. Парадоксальным образом в портрете губернского предводителя дворянства мы узнаем тот самый комплекс приемов, который несколько позднее лег в основу канона изображения коммунистических вождей.

Выставка открыта по адресу: г. Тверь, ул. Советская, д. 3 (Тверской императорский дворец).

Справки по тел.: (4822) 34-31-56, 34-62-43.

www.museum.ru/N74375
Ваше мнение »»

»»Тверская областная картинная галерея
Адрес:Тверская область, г. Тверь, ул. Советская, д. 3
Проезд:От ж/д вокзала - трамв. №№ 5, 6, 11; маршр. такси № 52
Телефоны:(4822) 34-7168 - спр., 34-6243 - экс.бюро
URL:gallery.tverreg.ru/
EMail:tvergallery@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru