МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Книги с иллюстрациями Андре Массона из собрания Марка Башмакова на выставке в Эрмитаже

c 6 марта по 21 апреля 2019Санкт-Петербург
C 6 марта 2019 года в Главном штабе Государственного Эрмитажа представлена выставка «“Не разделяя живопись и поэзию…”. Книги с иллюстрациями Андре Массона из собрания Марка Башмакова».

Выставка книжных работ Андре Массона открывает серию экспозиций, посвященных книгам художников-сюрреалистов. Цитата, вынесенная в название, метафорически выражает творческое кредо мастера и в значительной степени всего изобразительного сюрреализма, формирование которого тесно связано с литературой. Около тридцати изданий из собрания Марка Башмакова представят творчество Массона-иллюстратора на протяжении более пятидесяти лет. Произведения одного из пионеров сюрреализма впервые экспонируются в Эрмитаже в таком объеме.

Для Массона поэзия есть необходимое качество произведения искусства. Важнейшую роль в становлении художника сыграла дружба с молодыми литераторами - Жоржем Лембуром, Мишелем Лейрисом, Антоненом Арто, Робером Десносом, Жоржем Батаем, - собиравшимися в его мастерской на улице Бломе, где, по словам Массона, книги «в беспорядке валялись под прислоненными к стене холстами». Чтение было своего рода экзистенциальным опытом, дававшим ориентиры для выхода за пределы привычных норм, логики, художественных канонов. В искусстве Массона таким выходом стало автоматическое рисование и (связанный с ним) принцип визуализации внутреннего мира.

В 1924 году Массон и его друзья присоединились к группе, возглавляемой Андре Бретоном; осенью Бретон опубликовал "Манифест сюрреализма", давший имя новому направлению. В мае того же года появилась первая книга с гравюрами Массона - сборник стихотворений Лембура "Низкие солнца". Вслед за ней выходят книги Лейриса, Десноса, Марселя Жуандо; в иллюстрациях мастера варьируются ключевые для него - и для сюрреализма в целом - мотивы: спонтанный (или продуманный) поток ассоциаций, аналогии, метафоры, метаморфозы форм.

Начатая в этот поворотный для сюрреализма период деятельность Массона-иллюстратора продолжалась почти до самой его смерти. Художник сделал серии эстампов или рисунков для десятков книг; множество изданий включают по одной-две его композиции. Книги Массона демонстрируют не только динамику его творческих поисков, но и изменения, связанные с освоением новых техник и эволюцией вкусов в сфере livre d'artiste. Иллюстрации 1920-1930-х годов - монохромные, в основном линейные, подчас бегло набросанные - ближе всего к рисункам мастера; сами книги обычно небольшие и внешне непритязательные. В послевоенные годы появляются внушительные, эффектно изданные тома; Массон увлеченно работает в сложных техниках цветного эстампа, постоянно экспериментируя и достигая неожиданных результатов. В иллюстрациях нередко заметно сходство с его полотнами; впрочем, художник, внимательный к нюансам ремесла, никогда не соблазнялся прямым «переводом» живописи в гравюру или литографию.

Круг книг и имен, привлекавших Массона и его заказчиков-издателей, постепенно расширялся. Однако нетрудно заметить, что среди текстов преобладают стихотворные, а их авторы - преимущественно современники (как правило, те, с кем Массон был дружен, зачастую близкие к сюрреализму) или же те, в ком сюрреалисты видели своих предшественников. Эти предпочтения восходят ко временам «улицы Бломе», когда книга возникала как результат творческой близости художника и поэта. Точно так же в иллюстрациях Массона можно увидеть постоянное развитие приемов, по сути поэтических, сложившихся в эпоху «сюрреалистической революции».

Вслед за выставкой Андре Массона в залах Главного штаба будут показаны книжные работы других мастеров сюрреализма: Роберто Матта, Макса Эрнста, Хуана Миро, Сальвадора Дали.

Кураторы выставки – Михаил Витальевич Балан, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства (ОЗЕИИ) Государственного Эрмитажа; Юлия Григорьевна Лукьянова – младший научный сотрудник ОЗЕИИ; Марк Иванович Башмаков – коллекционер.

www.museum.ru/N72419
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru