МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Тугра: крымский символ российской государственности

c 15 марта по 7 апреля 2019Москва
Государственный музей Востока представляет выставку "Тугра: крымский символ российской государственности"

15 марта – 7 апреля 2019 г.

Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение этого знака до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы). В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Возникнув в сельджукское время (в X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира — в Крымском ханстве. Первая крымская тугра, которая нам известна, принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов.

Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (в дипломатической переписке). В XVII в. тугра создается для первого представителя династии — Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына - царя Алексея Михайловича, и внуков — Ивана и Петра (будущего Петра I). Эти грамоты отправляются из Москвы в Крым, среднеазиатские ханства, далекую Монголию, Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации царской власти на близком исламском Востоке. Тугры с его именем были напечатаны в 1722 г. в Астрахани во время каспийского похода.

Во второй половине XVIII в. традиция изготовления российских тугр замирает. Однако последствия включения Крыма в состав империи диктуют необходимость ее возрождения. В 1810-х годах создается тугра Александра I, а вскоре — тугра Николая I. Если первая известна нам только как декоративный элемент на фонтане императора в Бахчисарайском ханском дворце, то вторая активно используется в официальных документах российской канцелярии на османском языке для распространения среди крымских татар.

Во второй половине XIX в. тугрообразные композиции (создаваемые не только для императоров, но уже и членов их семей) вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под европейским влиянием.

Сегодня под тугрой понимают красочную каллиграфическую композицию с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита. Тугра почти с любым именем на магните — чрезвычайно популярный сувенир, который продается в магазинах Казани и пользуется спросом. Собственные тугры были созданы художниками для Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина. Долгая история этого явления хорошо иллюстрирует адаптацию древних символов власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Сегодня возрождение традиции изготовления тугр — уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики.

На выставке будут представлены: тугры крымских ханов XVI-XVIII вв., а также российских царей и императоров XVII-XIX вв., в том числе царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, императоров Петра I и Александра I.

Выставка организована совместно с Архивом Российской академии наук, Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музей-заповедником, Государственным архивом Республики Крым, Российским государственным архивом древних актов, г. Москва.

Куратор выставки: Илья Зайцев

www.museum.ru/N72337
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Востока
Адрес:город Москва, Никитский бульвар, 12а
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 691-9614, 691-0212, 691-4966 (экс. бюро)
URL:www.orientmuseum.ru
EMail:info@orientmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru