http://www.museum.ru/P13422
  выслать пароль     исправить    ? 
 ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Участник МР-Клуба.


кин Мустафокулов Самариддин Истапулатович .
директор

m_samar@rambler.ru

Тел.: +998 93 680 40 21
Факс: +998 66 234 82 15
Адрес: Самарканд
Cайт: sammus@bk.ru

Место работы:
Музей Афросиаб

Дополнительная информация
(тема над кот вы сейчас работаете):

Реставрация Афросиабских росписей

Официальная информация (резюме, автобиография, список публикаций...):
«Зал послов» в музее на городище Афрасиаб
(середина VII-нач. VIII вв. н.э.)
В 1965 году прошлого столетия произошло крупное событие в исследовании истории материальной культуры не только народов Узбекистана, но и всего мира. В Самарканде, на городище Афрасиаб археологами был открыт дворцовый комплекс с настенными росписями, относящимися к доарабскому времени (VII в н.э.). Полихромные сюжетные росписи украшали все четыре стены большого квадратного зала размером 11х11 м и сохранились на высоту 2,5-2,7 м. Это открытие стало сенсацией в археологической науке и поэтому сразу же приковало к себе внимание мировой общественности.
Росписи, представленные в центральном зале музея на городище Афрасиаб, уникальные для своего времени, украшали зал для приемов в доме, находившемся в нескольких сотнях метров к западу от музея. Представляемый зал с росписями верно воспроизводит пропорции и ориентацию, раскопанного зала. Раскопками был открыт большой аристократический дом. Скорее это дворец самого царя, (который должен был находится на севере городища Афрасиаб у подножия цитадели), возможно это резиденция семьи царя Вархумана, который царствовал в третьей четверти VII в. У нас есть возможность узнать кто именно заказал росписи.
Западная стена. Обратим внимание на западную стену, которая находится напротив входа. Вверху слева, на сохранившейся части росписи, персонаж в белой одежде, на подоле которой согдийская роспись в 16 вертикальных строк (согдийский язык относится к восточно-иранской семье языков и на этом языке говорили в Согде в доарабскую эпоху, согдийский алфавит происходит от арамейского). Эта надпись касается приема послов «царем Вархуманом из рода Унаш». Китайские хроники знают только одного царя с таким именем: в 655 году в империю Тан он направил послов с просьбой о нападении арабскую угрозу, которая становится особенно серьезной после завершения войны с Ираном. Другие подробности подтверждают эту дату росписей, полстолетия борьбы предшествуют захвату арабами Самарканда в 712 году.
Процессии послов, несущих подарки, изображенная на нижней части западной стены, явно связана с упоминанием в надписи. Сцена разворачивается под открытым небом, перед нами скопление оружия: копья в подставке, справа загромождение щитов, оформленных причудливыми масками. Главными на втором уровне являются сидящие спиной к зрителю персонажи с длинными косами, это тюрки, которые очевидно представляют личную гвардию суверена. Между 550 и 630 годами согдийские княжества были подчинены империи «Западных тюрков» (западно-тюркский каганат) – первый большой империи тюрок в Центральной Азии и сами после распада каганата создали значительное по численности военное сословие.
Рассмотрим теперь трех бородатых персонажей, которые находятся перед персонажем с надписью. Они вооружены мечем и кинжалом, висящем горизонтально на поясе, одеты в шелковые кафтаны, украшенные изображениями животных, вписанных в медальоны – эта Согдийская культура распространилась до Китая; они несут одни украшения, другой рулон шелка. Чередование людей с белыми и темными лицами отражает, вероятно, существование в Согде двух различных физических типов, контраст который художник использовал для ритма всей композиции. Отождествить центральный персонаж с темным лицом возможно по указанию в надписи на его должность: начальник канцелярии (даперпат) Чача (древнее название Ташкента). Правее стоят другие персонажи, более скромно одетые и по физическому типу скорее монголоиды. Один из них (правее испорченной части стены) прикасается к своему соседу сзади за платок, который висит у него на поясе.
Около середины стены две группы симметрично поднимаются в процессии. Справа в черных шапочках несущие связки фруктов и рулоны шелка, послы из Китая. Замечены здесь силуэты других китайцев, намеченные красным контуром, по одной из версий здесь была изменена композиция во время работы над росписями. Справа от этих персонажей также тюрки с косами в это раз они появляются как послы в качестве иностранцев (представители одной из конфедераций, возникших на развалинах тюркского каганата). Посмотрим еще правее, здесь представлены три персонажа, одетые во что-то типа капюшонов и длинные носик сапог, видимо, эти люди были представителями горных жилсов ( в настоящее время фигуры едва заметны, их можно хорошо рассмотреть на прорисовках и на копиях в буклетах, продающихся в музее). Непосредственно за ними находятся два посла с двумя перьями в прическах, этот головной убор характерен для корейцев королевства Когурё (Корея).
Выше стена разрушена и в настоящее время невозможно увидеть, что там было, её середина – цель процессии. Возможно, что там находился сам царь Вархуман, но также возможно предположить, что господин Самарканда решил предоставить главное место на росписях изображение богов (долг почитать богов Самарканда упомянут в большой надписи).
Северная стена. С композицией северной стены (начинающейся справа) мы проникаем в другой мир, атмосфера постоянна VI-VII веков, преобладание согдийских купцов ощущается на всех этапах Шелкового пути, блестящая цивилизация воскрешается в двух картинах, разделенных волнистой линией. Слева дамы в двух прогулочных лодках, первая лучше сохранилась. На корме расположились музыкантши (одна играет на лютне, другая на сантуре), в центре дама, изображенная крупнее других, должно быть императрица. Впереди разыгрывается сценка: прислужница берет другую за руки и показывает на неё пальцем императрице, они хотят примирится и императрица делает успокаивающий жест, сжимая две руки одну с другой. В воде плавают различные существа: крылатый дракон с мордой козла и хвостом змеи в VII веке как при Марко Поло, было невозможно упоминание Китая без изображения фантастических существ. Правее персонаж с шиньоном держится за хвост плывущей лошади. Волнистая линия, разделяющая две картины, напоминает, возможно предгорья. Тут китайцы, одетые характерно для эпохи Тан, детали экипировки заимствованы у тюрок (стремена, колчан и налучье) охотятся на леопардов. Еще правее, плохо сохранившаяся главная фигура, больше других. В условном согдийском искусстве непропорциональность обозначает богов или царя. В это стене расписано процесс дипломатическая отношения Китая с Согдом.
Южная стена.Южная стена (влево от входа), которая лучше сохранила яркость красок, представляет большую трудность в толковании. Раньше было предположено что перед нами торжественный въезд в Самарканд иностранных послов. Профессор Б.И.Маршак (Эрмитаж, С.-Петербург) предложил объяснение более убедительное. Обращает на себя внимание, что движение процессии не в направлении сцены приема на главной стене, но напротив удаляется и удаляется именно в восточное направление. Конечная цель кортежа (смотрите влево) не город, а отдельно стоящее здание на платформе со склоном, на которой находится несколько персонажей. Мы знаем из китайских хроник, что каждый год в Навруз (Новый год) зороастрийцев, согдийские правители возглавляли процессию к мавзолею своих родителей, находящемуся к востоку от столицы (восток и юг у зороастрийцев направление в Рай) в конце (церемонии) совершалось жертвоприношение животного. Центральная часть композиции подтверждает эту интерпретацию. Можно видеть два персонажа с повязками на лице, такие еще и сегодня носят зороастрийские священнослужители, чтобы не осквернять своим дыханием священный огонь. Здесь изображены не жрецы (мужчины одеты в светские костюмы и вооружены), а представители знати, которая считала за честь сопровождать жертвенных животных. Одно из них – темно-серая лошадь, оседланная и со стременами, но без всадника; другие – группа из четырех гусей, отождествляемых так по надписи. Различные документы показывают, что оседланная лошадь использовалась в погребальных жертвоприношениях и что вероятно предназначена Митре, богу солнца и судье мертвых. Что же касается гусей, то они возможно предназначались Зурвану, которого согдийцы отождествляли с богом Брахмой – богом бесконечного времени, который имел четыре облика и его символом были дикие гуси. Перед жертвенными животными едут два всадника на верблюдах, у них жезлы из дерева, являющиеся культовыми предметами (в зороастризме жертвенных животных перед закланием ударяли по щеке жезлом, чтобы смягчить их страдания). Почти в конце кортежа на желтой лошади едет гигантский персонаж, одетый в красный кафтан с медальоном на перлах и с на лучником, покрытым шкурой леопарда это несомненно сам Вархуман. Его местонахождение соответствует такому же как у императора Китая на северной стене, и если существует условия симметрии по «Х», и императрица Китая должна соответствовать слева на южной стене царица Самарканда. К этому месту, близ мавзолея предков царей, белый слон несет паланкин с персоной высшего ранга (эта часть росписей утрачена), должно быт с супругой Вархумана. За ней следуют три молодые женщины, на лошадях под седлом, у одной хорошо сохранилось надпись на запястные, переводимая как «знатная госпожа». В верхнем уровне движутся знатные всадники, видны ноги их лощадей, они вероятно являются тюркской гвардией, которую можно видеть сидящей на том же уровне на западной стене.
Восточная стена. Средняя част этой стены открывала и открывает по прежнему вход в зал, плохо сохранилась, различаются кружащаяся вода, рыбы, купающиеся дети, буйволы. Предположительно это напоминает либо Индию, либо Рай зороастрийцев, реку разлучающую живых или мертвых.
Общее примечание. Рассуждения объяснили сюжеты трех сторон, во всяком случае показали, что здесь существует общая цель, имеется ввиду политика Вархумана в трех различных аспектах: блестящая дипломатия (западая стена), союз с Китаем (северная стена), династийнный культ (южная стена). Акцент на последнем представляет, очевидно, в Самарканде новшество, мы знаем, что не существовало стабильной династии и что по крайней мере один царь (Тархун 710 год) был низложен «народом» (подразумевается собрание аристократии). В случае с Вархуманом также мы можем полагать, что его попытка основать наследственную монархию была безрезультатной; в 675 году, в момент когда Самарканд подвергся первому нападению арабов, город был короткое время без царя. Росписи в том виде в котором они до нас дошли, несут следы преднамеренных повреждений (надписи, выколотые глаза), что было обнаружено во время раскопок, это не допускает приписать арабам, так как зал с росписями был забутовано до арабов, что и позволили сохранит росписям. Этот акт вандализма мог иметь место в смутный момент, когда пришел конец власти Вархумана или его наследника, К сожалению в письменных источниках ничего нет об этом эпизоде.
Росписи изготовлены, если не одним художником, то в одной мастерской, вдохновленной одной идеей и обладающей одной совершенной техникой. Живописцы имели, конечно, предписание в виде свиток с наказами, или тетради с эскизами о том как изображать сцены в Китае. В сравнение с неизмеримой массой росписей из Пенжекента (60 км к востоку от Самарканда) характер афрасиабской росписи отличается непосредственно своим оригинальным и новаторским характером. Если в Пенжекенте, с его большими тремя жанрами: религия, героика, басни-каждый сюжет имеет свое определённое место в композиции росписи, то на Афрасиабе сюжеты свободно смешиваются и не имеют определенного места в пространстве росписей, В отличие от знати и купцов Пенжекента, Вархуман мог пригласить к себе на службу лучшую художественную мастерскую страны.


Неофициальная информация (хобби, увлечения):
Дата рождения: 12.08.1962
Археогия и антропология

директор

m_samar@rambler.ru

Phone: +998 93 680 40 21
Fax: +998 66 234 82 15
URL: sammus@bk.ru

Official:


Unofficial:
Birth: 12.08.1962




  »   Исправить или добавить информацию
  »   Возникли сложности с исправлением? - пишите VRM@museum.ru



при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru