НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Искусство безыскусности

c 30 сентября по 13 октября 2002Санкт-Петербург
 Центральный выставочный зал ''Манеж''. Общий вид
С 30 сентября по 13 октября на 1 этаже Центральном выставочном зале "Манеж" (Санкт-Петербург) работает выставка живописи В.И.Рахиной "Искусство безыскусности".

Кажется, приходит время, когда художника можно представлять зрителям, начиная не с его "шлейфа" - ореола диссидентского мученичества, авантюрности биографии, аномальности поведения, словом "легенды". Предпочтительно скандальной, но вожделенной для рекламного пиара. Ничего этого у Валентины Рахиной нет. Больше того. Живопись ее безхитростна. Лишена "предумышленности": интригующих сюжетов, усложненной режиссуры, концептуальных сопоставлений, предшествующих самой живописи. Это живопись как таковая, занимаясь которой художник мыслит, прежде всего, кистью, красочным мазком. То есть играет на заведомо суженом поле, олицетворяющем наиболее специфичный слой своего искусства. Жанры - натюрморт, интерьер, пейзаж - перетекают друг в друга. Вещи домашнего обихода - то предстают на фоне окна, то вплетаются в зелень приусадебного участка. Главное - органичное бытие предмета в окружающей среде. При этом - подчеркнутая "шероховатость", "непричесанность" натуры, непарадность городских мотивов. Итак, серия отказов: от любой конъюнктуры - как идеологической, так и коммерческой; от погони за модой и угождения чьим-либо вкусам. Сознательное самоограничение. Во имя живописи. Ее качества.

Качество… Об этой категории последнее время почти не вспоминают. Замечательное экспериментаторство авангарда, загипнотизированного идеей Прогресса (и технического, и социального) оставило нам как заповедь "императив новизны". Но для живописи, создавшей модели сокровенного отношения человека к реальности, идея прогресса оказалась катастрофичной. В мире техногенной, постоянно обновляющейся цивилизации, в мире количеств (показателей скорости, экономичности), цен - новизна - благодаря своей очевидности - стала заменителем качества. Но произведение искусства бесценно и не метафорически, а по сути, - его "неочевидное" качество не измеримо. Ценность работы художника и сотворяется, и может быть уяснена лишь в русле той или иной традиции. В диалоге настоящего - с прошедшим, на основе "неметрической соизмеримости" с ним.

В творчестве Рахиной традиции просвечивают со всей определенностью, хотя указать пальцем на того или другого ее кумира едва ли возможно: опыт, относящийся к постимпрессионистической и фовистской фазам развития живописи, претворен глубоко личностно.

Связью с традицией обеспечивается бытие художника в культуре. Культура же предполагает вхождение в "тонкости" профессии, овладение ими. Причем общее отнюдь не мешает особенному. А у Рахиной оно интенсивно пульсирует во всех работах. Обладающая терпкостью душевного прикосновения к реальности, ее живопись почвенна и полнокровна; она концентрированно выражает авторское мироощущение, передающее "жар" жизненной плоти. Однако - это искусство откровенных красочных эквивалентов. Система цветовых отношений образует мир суверенной эстетической гармонии. Подобие отходит на задний план, на передний - выдвигается интерпретация мотива.

В ансамбле группы "Одиннадцати" Валентина Рахина вместе с Евгенией Антиповой (ученицей Осмеркина) как бы утверждали аксиоматику подлинной живописи. Были хранительницами - горевшего огнем чистоты и искренности - очага того искусства, которому посвятили жизнь. Именно раскрепощенность живописи, адекватная непосредственности эмоционального отклика на натуру, делала язык художника живым и пластичным, готовым к дальнейшим образным метаморфозам…

Но, пожалуй, главная тонкость искусства Рахиной - в поразительном соответствии ее цельному характеру. В сдержанной страстности. В красоте - без красивости. В поэтичности, извлекаемой из прозы обыденного. В естественности собственного голоса, чуждого малейшей фальши. Казалось бы, качества противоположные: полнота самоотдачи, экспрессия, присущая каждому холсту - и духовная собранность, сосредоточенность. Но они - сочетаются, определяя глубинную драматургию творчества художницы. Свойства ее характера: основательность, надежность, профессиональная честность (прежде всего перед собой!) становятся свойствами живописи. Это искусство безыскусности. Искусство той здоровой простоты, которая в современной, перенасыщенной маньеристическими экзерсисами художественной панораме подобно "ереси". "Ереси" - отрезвляющей и очищающей. (Лев Мочалов)

www.museum.ru/N9863
Ваше мнение »»

»»Центральный выставочный зал "Манеж"
Адрес:город Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д. 1
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 611-1100
сайт:manege.spb.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 03.12.2021  x    ?  


Арктика с воздуха. Фотовыставка по итогам научной экспедиции «Хозяин Арктики»-2021

Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника

Совершенство в миниатюре. Уникальная коллекция макета дома Нащокина - друга Пушкина

Выставка "Библия Гутенберга. Книги Нового времени" в Эрмитаже

Музеи Московского Кремля представят свои издания на книжной ярмарке Non/fiction №23

Дни Эрмитажа - 2021. Две картины Джакомо Черути из Брешии

Дни Эрмитажа-2021. Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art

Старые мастера. Путешествие во времени

Люди музея: Пётр Петрович Смолин

Цикл встреч с историком и архивистом Борисом Пудаловым «Хранится в Нижнем» в Арсенале

Выставка Александра Мельника "Краски Южнобережья" в Феодосийском музее А. Грина

Семейные истории: «Жил да был человек маленький…»

К 125-летию со дня рождения Г.К. Жукова. Выставка серии графических листов В. Богаткина

Презентация книги Сергея Белякова «Парижские мальчики в сталинской Москве»

Выставка живописи Алексея Филиппова в Музее современного искусства Артмуза

"Где растут шишки?" - выставка в Дарвиновском музее

Вооруженный зреньем. Персональная выставка Андрея Есионова

Шедевры мастера Энниона. Античное стеклоделие Восточного Средиземноморья I - IV веков

Выставка "Спасая Ленинград" в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда

Александр Невский: легенда о герое. К 800-летию со дня рождения Александра Невского

«Корабль плывет». Выставка произведений Бориса Бельского в Музее-мастерской С.Т. Коненкова

Выставка тиражных произведений из коллекции Евгения Семенова в Галерее “Файн Арт”

«Названо Вазари. Готика»: подлинники и слепки из коллекции Пушкинского музея и современное искусство

Выставка пейзажной живописи Тамары Камаевой в Артмузе

Елена Ненастина. Музыка странствий

Выставка «Самая обаятельная и привлекательная»

Юхан Куус. Мера человечности

Выставка «От Боспора Киммерийского…»

Выставка Бобура Исмоилова «!ллюзиум» в Музее Востока

Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2021 Museum.ru