В нижнем зале Вологодской областной картинной галереи с 13 сентября по 13 октября открыта выставка Санкт-Петербургского художника К.А.Гущина, профессора кафедры общей живописи Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии. Его работы находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Ярославском художественном музее, в музеях и собраниях Санкт-Петербурга и Москвы, Архангельска, Вологды, Саранска, Тулы, а также в частных коллекциях ряда зарубежных стран.
Среди многоголосья современной живописи мягкий, деликатный "голос" петербургского художника Кирилла Александровича Гущина требует особой чуткости "слуха", желания обрести родственного по духу собеседника, чьи внутренние переживания, мысли, чувства становятся нам близки и понятны.
Искусство К.Гущина неразрывно связано со своим временем. Формирование художника пришлось на начало 60-х годов XX века, период сложный и неоднозначый в истории изобразительного искусства, с сопутствующими ему "ветром перемен" в политическом климате страны: от "хрущевской оттепели" до ужесточения контроля над ним "сверху".
Поиск своего творческого пути у К.Гущина шёл параллельно с процессом самоутверждения себя, как индивидуума. Ленинградские художники его поколения в большинстве своем стремились к свободе самовыражения. В их числе и Кирилл Гущин. Их творчество в полной мере отразило наметившиеся тенденции искусства нового десятилетия, утверждающего творческую независимость художника.
Сегодняшняя встреча в Вологде с творчеством К.Гущина неслучайна. Вологодскую картинную галерею на протяжении многих лет с Кириллом Александровичем связывают творческие и дружеские отношения. Глубокая внутренняя культура этого удивительного человека и художника отразилась во всех сферах его деятельности: от искусства живописания, педагогического труда до человеческого общения, которое сегодня на фоне разъедающей общество бездуховности приобретает особую ценность, привносит в нашу жизнь светлую высокую радость. Не удивляет, что, будучи петербуржцем по рождению и воспитанию, К.Гущин в своих произведениях раскрывает неповторимую гармоничную красоту провинциальных русских городов. Дома, сохранившиеся старинные особняки, утопающие в зелени многовековых деревьев, с доминантой памятника средневековой архитектуры объединяются на холсте художника в единый эмоционально-чувственный о6раз по-своему осмысленного живописного ландшафта. Художник чутко улавливает в нем особую атмосферу и историю бытования города, располагающих нас к созерцанию внутренней сосредоточенности, размышлению.
Любовь к культуре Древней Руси привита художнику с детства. По воспоминаниям художника, его окружали предметы народного и древнерусского искусства: самобытные изделия мастеров Палеха и Мстеры, яркие игрушки народных умельцев из коллекции отца - известного ученого, теоретика искусства А.С.Гущина (1902-1950), автора книг по народному творчеству, таких, как "Памятники художественного ремесла Древней Руси XII-XIII вв". Остались в памяти художника яркие, светлые воспоминания о Троице-Сергиевой лавре в Загорске.
Мотивы большинства произведений художника основаны на живых впечатлениях, полученных во время творческих поездок в древние города: Суздаль, Владимир, Торжок, Ярославль и другие. Особое, теплое отношение у художника к Вологде с ее историей, традициями, памятниками древней культуры: к живописи, архитектуре, народным промыслам, литературе, к которой постоянно возвращается мастер в трудные минуты сомнений и жизненных неурядиц. Полотна К.Гущина отличаются своеобразием их живописной структуры, выстроенной на тонких соотношениях цветовых, ломких и множимых плоскостей, создающих видимую вибрацию поверхности, зыбкую размытость границ самой формы. Художник выстраивает на холсте свою картину мира, где явь сливается с воображаемыми одухотворенными взволнованно-поэтическими чувствами автора образами.
Лирико-поэтическое начало определяет характер его акварельных листов. При соприкосновении с природой художник раскрепощается. Непосредственная близость к ней заставляет его быть предельно искренним в высказывании своих чувств, заглядывать в интимные уголки своей души. Особенности самой техники акварели позволяют живописцу выразить не только сиюминутность чувств, рожденных ранним прозрачным утром или монотонной серостью дождливого дня, но и передать их градации, найти созвучие состоянию пейзажа. Краски в листах - легкие, прозрачные, кажется, что рожденный на плоскости мир соткан из воздушных нитей без усилий самого художника. Зачастую цвет в акварели становится более осязаемым, плотным, форма подчеркнуто узнаваема. В другом случае цветовое пятно приобретает декоративное звучание, превращая изображение в орнаментальный узор "ковровой" плоскости. Внутренняя содержательная наполненность каждого листа раскрывает единение художника с таинственным миром природы, где парит растворившаяся в нем трепетная душа мастера, одинокая в своем полете страдающего от несовершенства окружающего мира и бытия человека. (Галина Дементьева, искусствовед)