К началу нового учебного года в культурно-выставочном центре "Радуга" открылась новая экспозиция репродукций картин, которая знакомит посетителей с французским классицизмом ХVII века. В зале представлено 42 живописные работы Никола Пуссена и Клода Лоррена, благодаря прежде всего их творчеству в первой половине ХVII века складывается национальная французская художественная школа.
Основа теории классицизма опиралась на философскую систему Декарта, предметом искусства могло быть только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем этого направления в живописи Франции XVII века стал Никола Пуссен (1594-1665).
В зале представлены 24 картины разных периодов его творчества. В 1630-е годы Пуссен много пишет на античные сюжеты. Единство человека и природы, счастливое гармоническое мироощущение характерны для его картин "Амуры и гении", "Ринальдо и Армида", "Сатир и нимфа", "Танкред и Эрминия".
В следующем периоде творчества Пуссена появляется тема бренности и тщеты земного. Это новое настроение прекрасно выражено в его "Аркадских пастухах". Философская тема трактована Пуссеном как будто очень просто: действие разворачивается только на переднем плане, как в рельефе, юноши и девушка, случайно натолкнувшиеся на надгробную плиту с надписью "И я был в Аркадии" (т. е. "И я был молод, красив, счастлив и беззаботен - помни о смерти."), похожи скорее на античные статуи. Тщательно отобранные детали, чеканный рисунок, уравновешенность фигур в пространстве, ровное рассеянное освещение - все это создает определенный возвышенный строй, чуждый всего суетного и преходящего. Стоическое примирение с роком, вернее, мудрое приятие смерти роднит классицизм с античным мироощущением.
В 1640-е - 1650-е годы колористическая гамма Пуссена, построенная на нескольких локальных цветах, становится все скупее. Главный упор делается на рисунок, скульптурность форм, пластическую завершенность. Из картин уходит лирическая непосредственность. Лучшими у позднего Пуссена остаются пейзажи. Художник именно в природе ищет гармонию. Человек трактуется прежде всего как часть природы. Мастер явился создателем классического, идеального пейзажа в его героическом виде. Героический пейзаж (как и всякий классицистический пейзаж) Пуссена, - это не реальная природа, а природа "улучшенная", сочиненная художником, ибо только в таком виде она достойна быть предметом изображения в искусстве. В его пейзаже выражено чувство причастности к вечности,, раздумье о бытии. В последние годы жизни Пуссен создал цикл картин "Времена года" (1660-1665), имеющий символическое значение и олицетворяющий периоды земного человеческого существования.
Лирическая линия классического идеализированного пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена (1600-1682). Как и Пуссен, он жил в Италии. Пейзажи Лоррена, работающие на выставке, включают в себя мотивы моря, античных руин, больших куп деревьев, среди которых размещаются маленькие фигурки людей. Хотя чаще всего это персонажи из античных и библейских сказаний и название пейзажа определяется ими, у Лоррена люди играют скорее роль стаффажа, они введены им для подчеркивания огромности и величественности самой природы.
В работах мастера торжествует рациональное начало, организующее строгую выверенность, четкое соотношение частей,: свободное пространство по центру, купы деревьев или руины - кулисы. Но каждый раз в полотнах Лоррена выражено окрашенное большой эмоциональностью разное ощущение природы. Это достигается прежде всего освещением. Воздух и свет - сильнейшие стороны дарования Лоррена. Свет льется в композициях художника из глубины, резкая светотень отсутствует, все построено на мягких переходах от света к тени.
Посетителям представлены известные работы 1630-х годов - "Вид гавани с Капитолием", "Сельский праздник". В 1640-х годах преобладают библейские и мифологические сцены - "Бракосочетание Исаака и Ревеки" и "Отплытие царицы Савской". Выверенный рисунок и тщательно проработанная композиция картин уводят взгляд зрителя к широким горизонтам, туманным далям, залитым светом, к безбрежным морским просторам. Мастерство перспективы и пространственных решений в идеализированных пейзажах с грандиозной воображаемой архитектурой заставляют зрителя задуматься о бесконечности, неподвластности времени.
Уже при жизни получив широкое признание, живопись мастеров повлияла на развитие английского пейзажа следующих ХVIII-ХIХ веков.