14 августа в Красноярском музейном центре открылась фотовыставка "Это не жизнь!", организованная экологическим движением "Гринпис".
На выставке представлены черно-белые фотографии, сделанные известным голландским фотожурналистом Робертом Кнотом в зоне высокого радиоактивного загрязнения, - это портреты жителей и пейзажи трех деревень Челябинской области: Муслюмово, Татарская Караболка и Мусакаево, расположенных вокруг печально известного комбината "Маяк".
Завод "Маяк" является крупнейшим ядерным комплексом в мире. По размерам он равен небольшому городу. С 1945 года по недавнее время "Маяк" был главным советским предприятием по производству оружейного плутония и переработке отработанного ядерного топлива. В сентябре 1957 г. произошел взрыв хранилища радиоактивных отходов на производственном объединении "Маяк". Тогда из зоны заражения отселяли людей целыми деревнями. Но не всех. Три деревни - Муслюмово, Татарская Караболка, Мусакаево - остались в зоне заражения. В 1967 г. был еще один взрыв. В конце 70-х годов стали протекать очистные сооружения "Маяка", увеличивая загрязнение водоемов, которыми пользовались люди. Рождение двухголовых и шестиногих телят никого там не удивляет. За эти 45 лет население деревень сократилось в несколько раз. Из трех тысяч жителей Татарской Караболки осталось 640. У 500 из них онкологический диагноз. Только после развала Советского Союза была снята секретность с причины их заболеваний - радиационное заражение. Но и нынешние власти отселять людей из зараженной зоны не собираются. Более того, у 40 человек, признанных ранее ликвидаторами аварии на "Маяке", отобрали удостоверения, дававшие право на льготы, под предлогом того, что не сохранились подтверждающие документы.
В Челябинске давно работает Уральский научно-практический центр радиационной медицины, в который каждый год отправлялись на обследование жители зараженной зоны. Изучались их анализы, развитие болезней. Жители сел частенько говорят, что их оставили в зоне в качестве подопытных кроликов. В одном из документов Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве, выпущенном в 2001 г., говорится: "население зараженных деревень, подвергшееся хроническому радиационному воздействию... представляет мировое значение для оценки величин канцерогенных (рак и лейкоз) и генетических последствий хронического облучения человека". В базе данных - 90 тыс. человек, их диагнозы, показатели крови, течение беременности и родов. Видимо дальнейшее пополнение этой базы важнее, чем переселение людей с зараженной земли.
Когда Роберт делал эти портреты, он был поражен жизненной стойкостью оставшихся людей. Забытые всеми, они пишут письма Путину и в Парламент, просят и требуют, чтобы их услышали. Фотограф надеется, что хоть как-то сможет им помочь.
Роберт Кнот - известный голландский фотожурналист, мастер портретной фотографии, побывавший в самых "горячих точках" планеты: Афганистане, Сомали, Судане, Косово, Хорватии, Анголе, Кении, Казахстане, России. Его работы публиковались во всемирно известных изданиях: британской газете Daily Telegraph, немецких Stern, Die Zeit, Suddeutsche Zeitung и др., голландских журналах. В 1999 году Роберт Кнот завоевал премию в номинации "Люди в новостях" на World Press Photo. Ему несколько раз присуждали "Серебряную камеру" - самую высокую награду среди фотожурналистов Голландии. Книга Кнота с портретами известных рок-музыкантов последних 40 лет разошлась большим тиражом. Выставки Роберта Кнота с большим успехом прошли в галереях Лондона, Брюсселя, Дублина, Эдинбурга, Киото, Валенсии.