НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Когда гений - как все

c 19 июля по 19 августа 2002Москва
Музей «Московский Дом фотографии»/ Мультимедийный комплекс актуальных искусств
В Московском доме фотографии работает выставка фотографий Дмитрия Бальтерманца.

Говорят, Дмитрий Бальтерманц не советский фотограф, а фотограф интернациональный, так сказать мировой. Говорят наоборот, что Бальтерманц, проработавший около сорока лет в "Огоньке", был, что называется - на экспорт. А сейчас интересен только в смысле переоценки социалистических ценностей. То есть являлся самым что ни на есть советским.

Однако проще всего и вероятно правильнее будет не примерять на Бальтерманца то соцреализм, то свободное и самоценное искусство, а наоборот сказать, что если что-то можно назвать советской фотографией, то это как раз он - Дмитрий Бальтерманц. Наподобие Пушкина, видевшего трех царей, Бальтерманц видел и снимал вождей - Сталина, Хрущева, Брежнева и Горбачева. Он работал с любыми темами, собственными и на государственный вкус. Множество его работ, несмотря на мастерство исполнения, пронизаны фальшью и ложью советского времени, другие наоборот честны до предела. Так снимать мог только человек отстраненный, холодный, но занимающийся действительно своим делом. И не удивительно, что именно его язык оказался наиболее понятен Западу.

Во время войны Бальтерманц пострадал от власти, когда в отсутствие автора, один из снимков, сделанных под Москвой, прошел в материале об освобождении Сталинграда. Когда эта история завершилась для фотографа сравнительно благополучно (попав в штрафной батальон, откуда обычно не возвращались, он получил ранение и был "прощен"), страдали уже от Бальтерманца. Естественно не напрямую. Просто именно он являлся эталоном социалистической фотографии. Не употребляю термин "соцреализм", потому что фотография не воспринималась в советской журналистике как искусство, была чем-то прикладным, хотя и важным.

Выставка Бальтерманца в Московском доме фотографии приурочена к 90-летию со дня рождения уже покойного фотографа.

"Пять выставочных залов, - говорит дочь фотографа Татьяна Бальтерманц, - лишь капля в море сотен тысяч не выставленных работ. Однако, среди них не все шедевры, не все годятся для выставки. Представьте себе, что только за время войны он снял сотни тысяч негативов. А "Огонек", где он работал - еженедельный журнал, и благодаря этой работе мой отец не пропустил ни одного более или менее важного события из жизни нашей страны! И все это пока хранится у меня".

Львиная доля экспозиции - портреты известных людей. Суперизвестных. Часть перечислена в начале текста, еще - Михалков, с сыном Никитой, другие писатели, спортсмены...

Не обошлось без войны. Естественно, война - самое яркое, самое впечатляющее на выставке, особенно война Бальтерманца, которая, как ни странно, выставляется в нашей стране впервые. Но как говорят сами фотографы, войну снимали хорошо все, а потом оказывалось, что без войны ты ни на что особенное не способен. Говорят это с какой-то обидой и грустью и кивают в сторону Бальтерманца, мол, сравнивай. И вправду, не верилось, что человек, чьи военные снимки почти не публиковались из-за сложности, из-за страшных сюжетов, лишенных пафоса героической битвы и неминуемой победы... что этот человек станет эталоном советского взгляда на реальность, что именно он, будучи тогда в опале, станет фаворитом и любимчиком власти. А стал.

Если военные фотографии с легкостью выдерживают, по силе впечатления, сравнение с аналогичными работами Юджина Смита, то потом Бальтерманц перестал снимать человека со всеми его сложностями, шероховатостями и несчастьями, а вернулся к работе с формой, так свойственной советскому искусству. Немножко потоптавшись в конструктивистской традиции, он разделился на невыразительного и многозначительного "парадного" символиста и монументалиста. Нередко в его объектив попадали соответствующие монументы, вроде "Рабочего и колхозницы", а где их нет - там часто угадываются или ожидаются. Именно поэтому спор о том, был ли Бальтерманц советским фотографом, можно решить именно таким образом: советская фотография была Бальтерманцем. Он снимал, как все, а всех заставляли снимать, как он. (Русский Журнал www.russ.ru)

www.museum.ru/N8874
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 09.05.2025  x    ?  


Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Выставка «Фронтовые дороги театров» в Доме-музее имени М.С. Щепкина

К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Выставка «Небесные защитники»

Масштабная экспозиция «Путь к Победе» в Музее Победы

"Это нужно живым…". Монументы Победы

"Ваши строки живут: молодые, горячие, цельные!..". Поэтам-сибирякам посвящается

Выставка "Убежище от жизненных невзгод" в Доме-музее Трубецких, Иркутск

«Спасавшие красоту»: выставка в музее-заповеднике «Царское Село»

Выставка «Биография Победы» в Арсенале, Нижний Новгород

Весенний Парад старинных автомобилей и мотоциклов "Ретромотор" в Москве

"Художники пишут войну...". К 40-летию со дня открытия Музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда»

Выставка «Владивосток. Версия ART» в Дальневосточном художественном музее

Автопробег «Круг Победы» у Музея Победы

Выставка «Знаменательный момент» в Музее политической истории России

Великая страна – Великая Победа. 1941-1945

Выставка «Восточная церемония»

"Сорок лет - не возраст для музея!"

Выставка "О тех, кто защищал Родину…" в Музее истории города Печоры

Дошёл до Берлина. Май Митурич. К 100-летию со дня рождения художника и к 80-летию Победы

Выставка «Победа» в Музейно-выставочном центре "Петербургский художник"

Конференция «Древнерусская монументальная живопись: изучение, реставрация, сохранение» в Музее архитектуры

«Я не слыхал рассказов Оссиана…». Фотовыставка, посвященная возрождению парка Монрепо

История одной книги. Александр Блок. Седое утро

Выставка «Мир глазами фронтовиков» в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Музей-заповедник «Царское Село» представил в ДНР выставку «…Красота вовек неистребима»

Выставка профессиональных плакатов «Наше дело правое» в Музее политической истории России

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru