Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина завершил поэтапное обновление постоянной экспозиции искусства старых мастеров. В октябре открылись залы "Искусство Фландрии XVII века", "Искусство готики и Возрождения вне Италии", а также после выставок вернулись экспонаты в зал "Испанского и итальянского искусства XVII века".
В зале 9 "Искусство Фландрии XVII века" представлены одни из лучших художественных образцов своего времени. Куратор Вадим Садков вернул в постоянную экспозицию всемирно известные произведения Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Впервые посетители музея увидят малоформатные батальные сцены кисти Адама Франса ван дер Мейлена. В разделе, где представлены работы Питера Паувела Рубенса, выставлено недавно приобретенное ГМИИ им. А.С. Пушкина произведение авторства его главного учителя - Отто ван Вена.
Особый интерес представляет художественный кабинет (т. н. kunstkast). В экспозиции Пушкинского музея он выставляется впервые. Кабинет был подарен И.В. Сталину в 1949 году, но только в этом году специалисты ГМИИ им. А.С. Пушкина смогли его атрибутировать. Росписи принадлежат кисти антверпенского живописца Яна ван Балена и датируются 1650-ми годами. На створках и фасадах выдвижных ящиков кабинета изображены сюжеты из "Метаморфоз" Овидия.
В зале 8 "Искусство готики и Возрождения Западной Европы" в полном объеме восстановлена экспозиция произведений ранней немецкой и нидерландской живописи. Среди представленных в зале работ хорошо известные полотна Иоганна Кёрбеке, Лукаса Кранаха Старшего, а также нидерландцев Яна Госсарта, Питера Артсена, Иоахима Бекелара и других не менее замечательных мастеров.
Специальный раздел новой экспозиции посвящен искусству Испании XIV-XVI веков. После завершения выставки "От готики до Гойи" в Государственном Эрмитаже в залы вернулся алтарный образ "Архангел Михаил, взвешивающий души мертвых", исполненный каталонским мастером в XVI веке. Впервые за 100 лет в постоянной экспозиции выставляются отреставрированные алтарные створки с евангельскими сценами, созданные в мастерской Жайме Угета. Испанский "уголок" дополняют деревянный реликварий Святой Кристины и процессионный Крест-Распятие рубежа XIV-XV веков.
Также отдельное пространство отведено живописным произведениям французской школы, куда помимо портретов кисти Корнеля де Леона вошли произведения мастеров второй школы Фонтенбло, являющиеся яркими примерами искусства международного маньеризма. Кроме того, впервые в экспозиции выставлен "Портрет Джона Стаунтона", исполненный неизвестным английским художником эпохи Елизаветы I.
После завершения выставок "Испанская коллекция. Из собраний российских музеев" в ГМИИ им. А.С. Пушкина и "От готики до Гойи" в Государственном Эрмитаже в зал 18 вернулись произведения испанских мастеров XVII века. Куратор этой части реэкспозиции Светлана Загорская разместила испанские барочные картины напротив итальянских. Посетители смогут увидеть "диалог" произведений "Поклонение пастухов" Гвидо Рени и "Бегство в Египет" Бартоломе Эстебана Мурильо, "самого итальянского из испанских мастеров". В обновленной экспозиции представлены все ведущие испанские мастера - Эль Греко, Луис де Моралес, Франсиско де Сурбаран и др.
Ранее в музее открылись другие залы искусства старых мастеров. В начале сентября были открыты залы "Искусство Италии VIII-XVI веков", "Искусство Голландии XVII века" и "Рембрандт и его школа". Куратором экспозиции этого зала выступила Виктория Маркова. Благодаря новой застройке число экспонатов получилось увеличить более чем на треть. Среди новых работ - картина школы Пьетро Перуджино "Мадонна с Младенцем" и исполненная в мастерской Лоренцо ди Креди "Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и ангелами".
Вадим Садков представил обновленную постоянную экспозицию голландского искусства. Одна из главных атрибуций этого проекта - работа Бартоломеуса Лодовейкса ван дер Хелста, самого знаменитого голландского портретиста XVII века, современника и конкурента Рембрандта. Его работа "Портрет мужчины, завязывающего подвязку" соседствует с работой сына мастера, Лодовейка ван дер Хелста, на которой изображена Венера с жемчугом.
Реэкспозиция залов "Искусство Италии VIII-XVI веков", "Искусство Голландии XVII века" и "Рембрандт и его школа" реализована при поддержке Банка ВТБ.
Постоянная экспозиция французского искусства XVII - первой трети XIX века разместилась в залах 21, 22 и 23. Куратором выступила заведующая отделом старых мастеров Анна Сулимова. Важная роль отведена скульптуре и предметам декоративно-прикладного творчества. После исследований и реставрации публике представлена работа самого известного французского мастера XVII столетия, Никола Пуссена - "Сатир и нимфа", а также работа "Портрет Фридриха Эрнста фон Книфаузена" Иасента Рего, портретиста французских королей Людовика XIV и Людовика XV.
Проект реэкспозиции залов 17 и 18, посвященных итальянскому искусству XVII-XVIII веков, подготовила и осуществила Виктория Маркова. В залы вернулись из запасников алтарная композиция "Явление ангела святому Иосифу" Джованни Бальоне, приобретенная музеем в 2014 году; большая аллегорическая работа Луки Джордано "Любовь и пороки обезоруживают Правосудие"; полотна Бернардо Беллотто, относящиеся к жанру ведуты.
Кураторы: Светлана Загорская, ведущий научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина; Виктория Маркова, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина; Вадим Садков, главный научный сотрудник отдела старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина; Анна Сулимова, заведующая отделом старых мастеров.
Место проведения: Главное здание (Москва, Волхонка, 12), залы 7, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 21, 22, 23.