11 сентября во дворце Петра III в Ораниенбауме состоялась торжественная церемония передачи в дар скульптуры «Петр III» от «Кильского царского общества». Автор памятника — заслуженный художник Российской Федерации, скульптор-монументалист Александр Таратынов. На сегодняшний день в России не известны другие скульптурные портреты императора Петра III, выполненные в полный рост.
Приветствуя гостей, Елена Бортникова, заместитель генерального директора по учету и хранению, отметила: "Этот дар имеет огромное значение для "Петергофа" и его коллекции. Памятник, который мы представляем вам - это первый в России памятник российскому императору Петру III. Ораниенбаум - это место, которое благословлено его исторической личностью, место, которое процветало в период, когда он проживал здесь в период с 1742 года до 1762 год. И мы хотим, чтобы это место было связано с Петром Федоровичем не только в историческом контексте, но чтобы и визуально мы отождествляли этот прекрасный парк с образом Петра III".
Йорг Штанге, председатель "Кильского царского общества", сказал: "Для нас особая честь вместе со скульптором Александром Таратыновым передать бронзовый памятник царя Петра III музею-заповеднику "Петергоф". Он занимает здесь свое место уже с 2018 года и за это время привлек много внимания. Мы приобрели очень много единомышленников и друзей. Надеемся, наши культурные связи будут продолжаться и дальше".
"Я рад, что есть такие люди как Йорг Штанге - энтузиасты, любящие историю и культуру своей страны, имеющие хорошие идеи и умеющие их воплощать в жизнь. Конечно, воплощение зависит и от партнеров, и в данной ситуации они достойные. Сегодня мы видим результат нашего сотрудничества", - дополнил Александр Таратынов, скульптор, заслуженный художник РФ.
В 2018 году на территории открытого после реставрации музея "Дворец Петра III" в парке Ораниенбаум была установлена бронзовая скульптура императора. В рамках выставки одного предмета "Петр III. Наследник двух империй" монумент находился напротив дворца как напоминание о личности одного из владельцев резиденции.
Для "Кильского царского общества" в лице Йорга Штанге и Вольфганга Тернера было важно увековечить память герцога Гольштейн-Готторпского, вошедшего в мировую историю под именем российского императора Петра III. Так, по инициативе общества Александр Таратынов создал первый в мире бронзовый памятник Петру III, который был установлен в Дворцовом парке немецкого города Киля в 2014 году. Монарх изображен рядом с пустым российским троном, который не сумел удержать, смотрит в сторону Санкт-Петербурга. В его руке свиток с надписью "Миръ - FRIEDEN" на русском и немецком языках, который символизирует подписание мира с Пруссией и окончание Семилетней войны.
В том же 2014 году в бронзе была отлита еще одна скульптура императора, ныне расположенная в парке Ораниенбаум. Скульптура императора отличается тонкой детализированной проработкой: мундир лейб-гвардии Преображенского полка с орденом Св. апостола Андрея Первозванного, скипетр и держава в широко распахнутых руках. В этом образе Александр Таратынов стремился показать "мудрость, гуманность, величественность, свойственные всем российским императорам".
О Дворце Петра III
Крепостной дворец Петра Федоровича является уникальным памятником архитектуры XVIII века и создан в соответствии с его вкусами и потребностями. Поражает разнообразием и уникальностью художественной отделки интерьеров.
Этот дворец не предназначался для торжественных приемов и церемоний, а служил местом для отдыха после военных учений. В изысканных интерьерах царил собственный прекрасный и уютный мир хозяина - музыканта и страстного коллекционера. Первый этаж занимают служебные помещения, не имеющие художественной отделки. На втором этаже 6 комнат: Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Спальня и Будуар. Назначение и расположение комнат полностью отвечало дворцовому этикету и быту. Несмотря на малый размер помещений, в каждом из них подчеркнут их дворцовый характер. Архитектор Антонио Ринальди обращался к декоративным приемам, уже не раз использованным в русской архитектуре. Лаковые панно интерьеров Дворца Петра III напоминают о Лаковом кабинете "Монплезира", а шпалерная развеска живописных полотен Картинного зала - часто используемый декоративный прием оформления залов императорских дворцов первой половины XVIII века.
Дворец Петра III практически не пострадал во время Великой Отечественной войны и ныне предстает в своем первозданном виде.