НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Абстракционизм в фотоискусстве

c 31 августа по 20 октябряСвердловская область
Выставка ''Абстракционизм в фотоискусстве''
Выставка ''Абстракционизм в фотоискусстве''
Выставка ''Абстракционизм в фотоискусстве''
Желатиносеребряный отпечаток, 1970-е. Малахин Е.М. Из серии «Принцип случайности». Центр визуальной культуры Béton
Без названия, 1990-е. Самарин В.П. Авторская печать, смешанная техника. Центр визуальной культуры Béton
Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет выставку "Абстракционизм в фотоискусстве".

Фотопроект продолжает традицию ежегодного сотрудничества Екатеринбургского музея и московского Центра визуальной культуры Béton. Очередная выставка познакомит зрителей с удивительным и еще малоизученным феноменом, зародившимся в среде советского фотоандеграунда и до сих пор не утратившим своей актуальности— экспериментальной и абстрактной арт-фотографией. Всего в экспозиции будет представлена 51 работа шести фотографов из собрания Центра визуальной культуры Béton.

В 1960-е – 1970-е годы фотография официально носила документальный, репортажный характер и не воспринималась как вид изобразительного искусства. Она служила зеркалом действительности — инструментом, способным наиболее достоверно и конкретно (если сравнивать с живописью и графикой) запечатлеть исторические события и тем самым сохранить их для потомков. Так же, как искусство в целом, фотография подвергалась жёсткой цензуре: под запретом были любые формалистические поиски, обнаженная натура, остро-социальные и религиозные сюжеты. Гораздо больше свобод она получила в рамках любительских клубов. Так, во многих городах сформировались группы независимых фотографов, чье творчество в советское время не распространялось за пределы узкого круга единомышленников. Многие из них проводили эксперименты над пленкой, пытаясь добиться интересных визуальных эффектов, однако лишь единицы последовательно использовали эти опыты в своей творческой практике. Работам таких мастеров из Ленинграда и Свердловска посвящена настоящая выставка.

Ядро экспозиции составили произведения двух пионеров экспериментальной фотографии — ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина (в конце 1980-х – 1990-е годы он стал широко известен в Свердловске и за его пределами под псевдонимом Б.У. Кашкин). Они жили в разных городах и, скорее всего, не были знакомы, но их объединял дух творческого бунтарства, стремление возвести фотографию в ранг изобразительного искусства и освободить её от каких-либо ограничений. Оба в экспериментальной фотографии ценили прежде всего непредсказуемость результата, неповторимость итоговых снимков. Малахин снимал пейзажи, портреты своих друзей, обнажённых девушек, а затем варил плёнку, растворяя запечатлённые образы в тумане расплавленной эмульсии (Из серии «Принцип случайности», 1970-е; «Абстрактная композиция», 1970-е). Эти поэтичные чёрно-белые фотографии нередко становились иллюстрациями к его самиздатовским сборникам стихов и основами для ассамбляжей.

Валентин Самарин вдохновлялся, в первую очередь, экспрессией танца: основу его творческого наследия составляет балетная тема («Без названия», 1970-е; «“Весна священная” Игоря Стравинского» 1990-е, «Балет Бориса Эйфмана “Мастер и Маргарита”» 1993), преображённая при проявке с помощью наложения негативов, воздействия температуры на пленку, соляризации, светописи, окрашивания пигментами и других техник. В отличие от Малахина, Самарин сформулировал теоретическое обоснование для своих практик: он считает, что светочувствительная эмульсия способна зафиксировать не только зримый мир, но и невидимые человеческому глазу проекции метафизического измерения, которые он выявляет с помощью трансформации фотослоя. Такие снимки фотограф называет Sanki («Астрология Sanki», 2008). Преследуемый КГБ за свое инакомыслие, в 1981 году Самарин был вынужден эмигрировать и почти 25 лет прожил в Париже — именно там была создана большая часть его творческого наследия. Он продолжал снимать балет и пластический театр, создал ряд портретов выдающихся современников («Иосиф Бродский», 1988), а также организовал более 90 выставок по всей Европе.

Менее известны работы ленинградца Николая Матрёнина, которого сравнивают с представителям абстрактного экспрессионизма Джексоном Поллоком: как и прославленный американский живописец, он работал с большими форматами и создавал беспредметные композиции, произвольно наливая и разбрызгивая проявитель на пленку, покрывая её краской и клейкой лентой (Из серии «Абстракция», 1975). О серьезности и последовательности его фотоэкспериментов говорит и тот факт, что в 1977 году он организовал первую в Ленинграде неофициальную выставку абстрактной фотографии, поддержав, таким образом, сложившееся в городе сообщество экспериментаторов. Опыты над плёнкой проводили и те фотографы, кто получил известность благодаря своим фигуративным, реалистическим съёмкам. Так, в экспозиции представлены две работы фотографа-архивиста Геннадия Приходько («Композиция», 1968; «Близнецы», 1977), чьи документальные снимки иллюстрируют почти все издания, посвящённые ленинградскому неофициальному искусству.

Поиски советских новаторов, заложивших основу для современной художественной фотографии, затем продолжили молодые авторы: в 1990-е годы к беспредметной съемке обратился Андрей Чежин (Из серии «Абстрактная фотография». 1997–2001), Александр Китаев создал серию фотографий, созданных без фотоаппарата («Фотограмма», 1995). Хоть с технической точки зрения их опыты конца XX века уже не несли тот дух радикального новаторства, что присущ работам Самарина, Малахина и Матрёнина, они поддержали стремление фотографов сконструировать самодостаточную новую реальность, свободную от догм и максимально отдалённую от окружающей их действительности.

16+

Дата: 31 августа - 20 октября 2024

Адрес: г. Екатеринбург, Воеводина, 5.

www.museum.ru/N85527
Ваше мнение »»

»»Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Адрес:Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Воеводина, 5
Проезд:Ст. м. "Площадь 1905 года"
Телефоны:спр. (343) 376-3045, экс.бюро (343) 371-0626
сайт:i-z-o.art/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 10.10.2024  x    ?  


Национальный выставочный проект "Пушкин и театр" Бахрушинского музея в Рязани

Выставка "Северная крепость" в Музее Победы

Игорь Шелковский. Небесный город. Мастерская художника

Выставка "Извара - родина Рериха" в Президентской библиотеке

Вещи и видения. Экспозиция коллекции к 25-летию Московского музея современного искусства

Андрей Гордасевич. Гавана: портреты по дороге

Выставка «Византийская симфония. Сокровища земные и небесные»

Театр. Живопись. Хворостовский

Михаил Бычков. Иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". 2024

К 100-летию Республики Северная Осетия – Алания. Художественная выставка в Музее Победы

Андреа Пинки. Прогулки с Данте Алигьери

IX Международный форум литературных музеев в Пензенской области

Детективные истории из жизни музейного хранителя

Цикл лекций «О потомках основателей Третьяковской галереи» в музее Павла и Сергея Третьяковых

Николай Полисский. Электроарт

Выставка «Искусство Осетии» в Музейно-выставочном комплексе РАХ Галереи искусств Зураба Церетели

Космизм и соцреализм: новый цикл лекций о русском искусстве в павильоне "Рабочий и колхозница" на ВДНХ

Владимир Мишуков «Если бы я был…»

«Вторая третья печаль…»: презентация двухтомного собрания сочинений Леонида Аронзона

Выставка японской гравюры укиё-э в Калининградском музее изобразительных искусств

Юрий Ларин. Живопись предельного состояния

Праздничный концерт в Спас-Клепиках

VII областная выставка-конкурс художественной фотографии "Призма" в Томске

Мария Наумова. "Луч света"

Леонид Жуков. Скалодром

Выставка «Протоархив. Связи. Нежность. Сидур 1924 | 2024» в Музее Сидура

Фестиваль театрального творчества на родине Сергея Есенина

«Мы и кино». 100-летию киноконцерна «Мосфильм»

Фестиваль науки 2024 в Дарвиновском музее

Выставка «Европейская фотография 1950-60-х годов»

Неявное. Пустяки и нелепости Александра Ермолаева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru