НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Волшебник императорских театров Александр Головин. Выставка Бахрушинского музея в Париже

c 3 по 30 сентябряМосква
Выставка Бахрушинского музея ''Волшебник императорских театров Александр Головин''в Париже
А.Я. Головин. Фотопортрет, М. Шерлинг, 1910+
Головин А.Я. Маскарад. Игорный зал. 1917
Здание Российского духовно-культурного православного центра в Париже
Волшебник императорских театров Александр Головин. Выставка Бахрушинского музея в Париже
3 сентября в Российском духовно-культурном православном центре в Париже Бахрушинский театральный музей откроет выставку "Волшебник императорских театров Александр Головин". Впервые за рубежом будет широко представлено творческое наследие одного из самых известных в мировой культуре российских театральных художников - живописца и сценографа Александра Головина (1863-1930). Проект организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Фонда "Русский мир".

Подобно импрессионистам, совершившим революцию в живописи, Александр Яковлевич Головин стал революционером в истории театрально-декорационного искусства. Неудивительно, что его работы еще при жизни незамедлительно расходились по частным и музейным собраниям.

Посетители выставки в Париже увидят эскизы декораций и костюмов к операм "Псковитянка" (Большой театр, 1901), "Руслан и Людмила" (Мариинский театр, 1902), "Кармен" (Мариинский театр, 1908), "Золото Рейна" (Мариинский театр, 1905), балетам "Лебединое озеро" и "Волшебное зеркало" (Мариинский театр, 1903) и множеству других прославленных произведений, включая эскизы, созданные им для "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Всего в составе экспозиции более 150 театральных эскизов и программ, фотопортретов Головина, а также фотографий спектаклей, поставленных при его участии.

"Сегодня в собрании Бахрушинского музея насчитывается свыше 1300 произведений Александра Головина, включая предметы из его личного архива. Уникальность нашего собрания состоит в том, что помимо большой и разнообразной коллекции театральных эскизов художника, оно включает станковые произведения мастера, наброски и зарисовки, а также фотографии оформленных им спектаклей. Такое сочетание позволяет наиболее объемно представить период Головина в русском и мировом театрально-декорационном искусстве", - рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.

Алексей Александрович Бахрушин, основатель Бахрушинского музея, был большим почитателем страстного, очень индивидуального театрального импрессионизма Головина. Он разыскивал и выкупал целыми сериями авторские эскизы художника к самым ярким спектаклям, поставленным на сценах знаменитых российских театров. Несмотря на огромную конкуренцию, которая существовала в те годы между государственными и частными коллекционерами в стремлении заполучить работы Головина, именно А.А.Бахрушин смог не только сформировать, но и сохранить для потомков самую разнообразную коллецию работ мастера.

Первым грандиозным успехом Александра Головина на международной арене стало участие в "Русских сезонах" Сергея Дягилева. На выставке будет представлен эскиз художника к опере "Борис Годунов" ("Гранд-Опера", Париж, 1908).

Сергея Дягилева привлекло умение Головина показывать русские национальные традиции через европейский модерн. Дягилев оказывал Головину большую поддержку, регулярно публиковал его работы на страницах журнала "Мир искусства" и упоминал художника в своих статьях. Именно Головин - вместе с К. Коровиным, И. Билибиным и А. Бенуа - в 1908 стал художником постановки оперы Мусоргского "Борис Годунов" для первого "Русского сезона" Дягилева в Париже. В частности, он создал знаменитый костюм царя Бориса, а затем портрет Федора Шаляпина в этом образе.

В 1910 Головин оформил для "Русских сезонов" балет Стравинского "Жар-птица" (за исключением двух костюмов Жар-птицы и Царевны, созданных Львом Бакстом). Художественный критик Анри Геон писал: ""Жар-птица" - плод интимного сотрудничества хореографа, композитора и художника (Фокина, Стравинского и Головина) - представляет собою чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Когда пролетает Птица, кажется, что ее несет музыка. Стравинский, Фокин, Головин - я вижу в них одного автора. Однако какое все это русское, то, что создают русские, и какое все это в то же время - французское! Какое чувство меры и фантазии, какая серьезная простота, какой вкус!". К слову, французское искусство оказало на Головина значительное влияние. Он восхищался французской живописью - не только классической, но и новейшей, совершенно покорившей его на Всемирной выставке в Париже, которую он посетил в 1889. Головин даже провел затем несколько месяцев на обучении в частной художественной мастерской в Париже в поисках новых техник и приемов, вырабатывая авторскую манеру письма.

Сотрудничество с Всеволодом Мейерхольдом Головин начал с приходом режиссера в петербургские Императорские театры в 1908 и продолжил до 1918. Вместе они поставили более двадцати спектаклей.

Вершиной их совместного творчества стал спектакль "Маскарад". Спектакль Мейерхольда-Головина, готовившийся более 6 лет, был синтетическим действом, в котором причудливо соединились пение хора, танец, пантомима и трагедия. Головин постоянно присутствовал на репетициях, консультировал артистов при освоении ими костюмов, гримов. Мейерхольд живо интересовался процессом изготовления всех деталей оформления - от декораций до бутафории. Основной темой лермонтовского "Маскарада" в интерпретации Мейерхольда была иллюзорность жизни царской России, стремительно несущейся к краху. "Маскарад" трактовался как глобальная социальная метафора - маскарад эпохи, где подлинные человеческие чувства скрыты под покровом масок.

Премьера "Маскарада" состоялась 25 февраля 1917 - в день начала Февральской революции - и стала последним спектаклем императорского Александринского театра и финалом Прекрасной эпохи Серебряного века.

Экспонаты, связанные с сотрудничеством Александра Головина и Всеволода Мейерхольда, занимают в экспозиции важное место. Идеи Головина и Мейерхольда по созданию театра метафорического реализма были доведены до совершенства. Спектакль оставался в репертуаре Александринского театра вплоть до 1941 года, его играли с неизменными аншлагами около 500 раз.

Выставка "Волшебник императорских театров Александр Головин" продлится в Российском духовно-культурном православном центре в Париже с 3 до 30 сентября. 6+

Это уже пятый проект Бахрушинского музея на площадке Российского духовно-культурного православного центра за прошедшие два года. Экспозиции, посвященные легендам балета Галине Улановой, Юрию Григоровичу и Майе Плисецкой, неизменно продлевались в связи с высоким интересом публики.

www.museum.ru/N85487
Ваше мнение »»

»»Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Адрес:город Москва, ул. Бахрушина, 31/12
Проезд:Cт. м. "Павелецкая"
Телефоны:(499) 484-7777 (справ.)
сайт:gctm.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.09.2024  x    ?  


Осенний праздник «Сад фонтанов» в Летнем саду

Выставка "Россия-Беларусь. Пересечение судеб" в Мраморном дворце Русского музея

"Дорога добрых дел". В Москве откроется фотовыставка Фонда Потанина и ТАСС

Выставка "Онегин. Открытый финал" в Музее П.И. Чайковского в Москве

«Мужи благородства спешат ко двору...». Пир и охота в странах Востока

Выставочный проект "Государственный Эрмитаж. Парадный выезд императорского двора" в Новосибирске

Адепты красного. Малявин & Архипов

Выставка «Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII–XIX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Туда и обратно. Транспорт в британской рекламе начала ХХ столетия из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка Бахрушинского музея «Большой балет Юрия Григоровича» в Софии (Болгария)

Концерты органной музыки в Пушкинском музее

Выставка Николая Чирятьева «Ы». Графика

Павел Пепперштейн «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье»

Персональная выставка Мгера Чатиняна. Живопись. Музей Артмуза

Академический выставочный проект «Мифы. Легенды. Сказания» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Выставка "Формы времени"

Тайны Хлынова и художественное литье Вятской губернии XIX-XX вв. на выставках в Кирове

Выставочный проект «Парк культуры и отдыха Лени и Сережи» в галерее ARTSTORY

Стратегическая сессия Ассоциации исторических и военно-исторических музеев в Санкт-Петербурге

Выставка «Третье ухо» в Центре современного искусства AZ/ART

Фестиваль Пушкинского музея «Звук вокруг» в Петропавловске-Камчатском

Выставка Евгения Расторгуева "Картинки из Зазеркалья"

Фестиваль «Вазари» в Арсенале. Тема года - «Архивы»

Выставка "Дар" в Музее истории города Печоры


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru