Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника РФ и академика РАХ, профессора Алексея Юрьевича Талащука «Эпоха шестого Солнца». Экспозиция, приуроченная к 80-летию автора, займет всю анфиладу академических залов на Пречистенке и познакомит зрителей с несколькими десятками живописных полотен и графических листов известного петербургского мастера.
Художник начал свой творческий путь в 1970-х годах, когда постепенно менялось ощущение времени, а с ним – и отношение к «пространству» живописного формата. В реальность художественной жизни по-новому входили откровения декоративной живописи Матисса и гениальный колорит фресок Дионисия, могучий потенциал конструктивности русского авангарда и классическая простота росписей Джотто. Завораживающий мир предстает в картинах живописца – загадочный и притягательный одновременно. Мир знаков и символов, непонятных и таинственных, и в то же время странно знакомых в своих начертаниях, вызывающих смутные воспоминания об исчезнувших цивилизациях и древних культах, заключающих в себе что-то очень важное, но забытое. Совместить миг «родного» и «символического» плана – трудность исключительного порядка, но, видимо, художнику такая способность дана «по умолчанию». Алексей Талащук объясняет это очень лаконично: «Любые, даже самые мимолетные впечатления, остаются в “копилке” памяти: сначала это быстрые наброски, затем – мысль, идея, форма. Например, я случайно увидел человека, несущего лестницу, и захотелось рассмотреть его как можно подробнее, точнее. Или вдруг внимание привлекла женщина, которая наблюдала, как ее ребёнок подходит к птице. Неожиданно видишь этот эпизод “для себя”, а дальше – пластический вывод из найденного».
Мастер работает во всех жанрах и техниках живописи, занимается художественной эмалью, графикой, акварелью, монументальной росписью. Язык его искусства, какой материал бы он не избрал, отличается ясностью формы, гармонией цвета, музыкальностью линий. В графике А.Ю. Талащук предпочитает большие листы, в которых сочетает пастель с акварелью, постепенно уплотняя поверхность и усиливая интенсивность колорита. Такая же цветовая насыщенность отличает и его живописные композиции, основанные на максимальном обобщении изображаемых форм и точности выразительного рисунка, который ещё отчетливее проступает в эмалях. Обрамляя работы, он всегда добивается решения, способного усилить звучание эмали как драгоценного материала, выявить присущие ему качества - блеск, красочную глубину и тональную вариативность. Для этого он обращается к таким техникам, как просечка, травление, художественная ковка, сварка, патинирование.
Обладая редким даром видеть скрытую сущность явления за его внешней оболочкой, автор стремится к познанию сокровенной истины, что приводит его к ассоциативно-иносказательному воплощению образов. Старинные предания оживают на полотнах и предстают в своей торжественной и неразгаданной красоте инобытия. Отсюда и название юбилейной выставки в академических залах – «Эпоха шестого Солнца». Именно так понимает живописец текущее время и именно таким видит его в своих произведениях, в которых часто возникает пророческая тема дороги, пути как символа вечного искания.
Текст составлен на основе статей Т. Горбуновой и Б. Шаманова.
Алексей Юрьевич Талащук родился в 1944 году в селе Черняхов Ровенской области. В 1964 году окончил Иркутское художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. С 1972 по 1980 год работал художником-монументалистом в Братске, с 1980 по 1985 год - в Ленинградском художественном фонде. В 1985 году начал преподавать в Ленинградском художественно-промышленном училище имени В.И. Мухиной (сейчас – Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). В 1993-2009 году – ректор, с 2009 по 2014 год – президент СПГХПА имени А.Л. Штиглица; в настоящее время – советник по творческим вопросам.
Даты экспонирования: 26 июня – 18 августа 2024 года.
Место экспонирования: залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).