Музей-заповедник "Коломенское" представляет масштабную выставку "Райский сад земной и небесный". Экспозиция в Сытном дворе расскажет о том, как во все времена люди старались создать и запечатлеть образ рая на земле.
У посетителей появится возможность взглянуть на райский сад глазами русских художников и ремесленников XVI-ХХI веков, познакомиться с иконографией и символикой рая, с различными концепциями сакрализации пространства, почувствовать разницу между русским и западноевропейским видением рая. Кураторы выставки отобрали для экспозиции более 300 произведений из 10 музеев и частных коллекций, среди представленных художников - Иван Хруцкий, Василий Поленов, Константин Сомов, Борис Анисфельд, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель, Наталия Гончарова, Надежда Удальцова, Владимир Татлин, Роберт Фальк и др.
"Мы рекомендуем совместить посещение Сытного двора с прогулкой по яблоневым садам Коломенского, которые были заложены еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. Выставка предлагает взглянуть на исторические сады в контексте образа райского места и наполнить прогулку по Коломенскому новыми смыслами. Таким образом, пространство экспозиции "Райский сад земной и небесный" идейно расширится и охватит территорию Казанского, Вознесенского и Дьяковского яблоневых садов", - рассказала директор музея-заповедника "Коломенское" Марина Люльчук.
Экспозиция разделена на три смысловых части: "Рай земной", "Рай небесный" и "Поиски рая на земле". Основной кураторский прием - в сопоставлении разных образов рая: ветхозаветного Эдемского сада, Небесного Иерусалима, описанного в Апокалипсисе, и земного сада, созданного людьми по образу духовного идеала. В первом разделе представлены шедевры из собрания музея-заповедника "Коломенское": алтарная дверь со сценами сотворения и изгнания из рая первых людей, великолепный золоченый портал Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря, достигающий в высоту почти 4 метров, фрагменты белокаменного декора с символическими барельефами, например мистическая пара "Лев и единорог, предстоящие райскому древу". В этой части выставки посетители узнают о различных версиях географического расположения Эдема и его образе, который сформировался в искусстве, - от иконописи до русского авангарда. Из Государственной Третьяковской галереи на выставку переданы произведения из библейского цикла Наталии Гончаровой, которые перекликаются с ее же светскими пейзажами, представленными в разделе "Поиски рая на земле".
Маршрут экспозиции подчинен хронологии библейских событий. Так, вслед за изгнанием из Эдема следуют пророчества о спасении человечества и история "Рая небесного", который отличен от цветущего сада. В этом разделе выставки собраны произведения с изображениями рая, описанного в Откровении Иоанна Богослова. Богородица - "новая Ева" - окружена цветами, Христос вытягивает за руку Адама из преисподней, разбойник Рах первым из людей входит в Царствие Небесное.
Особое место занимает часть экспозиции, посвященная различным теориям создания сакрального пространства, которые были популярны в XVII веке. Это и строительство дворца в Коломенском по примеру дома царя Соломона, и основание монастыря в Новом Иерусалиме с целью перенести на русскую землю образ святых мест Палестины, и организация садов и зверинца в усадьбе Измайлово по образу Эдема. Посетители узнают, какими средствами древние архитекторы создавали иллюзию неземного пространства, какая планировка отвечала средневековым представлениям об устройстве рая.
18 июня - 29 сентября 2024 г.
Москва, Проспект Андропова, д. 39, стр. 6, Сытный двор