В "Царицыне" в преддверии юбилейных торжеств, приуроченных к 40-летию музея, открывается инсталляция "Впрочем, пребываю к вам доброжелательная".
Музей-заповедник "Царицыно" празднует 295-летие со дня рождения Екатерины II, без которой не было бы ни дворцов, ни "нежной готики", ни самого слова "Царицыно". В память об императрице и ее неуемной фантазии 21 апреля в Большом дворце появится инсталляция, представляющая избранную иконографию императрицы.
Российской императрице, пожелавшей иметь близ Москвы летнюю увеселительную резиденцию, в музее-заповеднике "Царицыно" посвящены две масштабные экспозиции ("Екатерина II. Золотой век Российской империи" и "Царицыно Екатерины II") и самый главный экспонат - скульптура, созданная в 1896 году Александром Опекушиным и с 2007 года украшающая Екатерининский зал Большого дворца. Новый выставочный проект - дополнение к уже рассказанной истории. Три десятка портретов Екатерины II - на них императрица стоит, сидит, смотрит на художника прямо или искоса, изображена анфас и в профиль - экспонируются рядом на одной стене: их можно охватить одним взглядом, почти не мигая.
Среди портретов, участвующих в экспозиции, есть один, который Екатерина II любила больше других - работа кисти Петра Дрождина 1797 года. Художник писал императрицу, конечно, не с натуры (такой прерогативой пользовались лишь немногие придворные живописцы, чьи таланты безусловно признавались при дворе - например, Иоганн Лампи-старший или Федор Рокотов), а с одного из самых оригинальных в ее иконографии портретов, созданного десятью годами раньше. Во время крымского путешествия императрицы в 1787 году по заказу Григория Потемкина крепостной художник Михаил Шибанов изобразил императрицу в бархатном кафтане и собольей шапке, без скипетра, аллегорических животных и орденских лент. Екатерине неожиданно понравилась этот сдержанный образ, и впоследствии она просила копировать именно его, и впоследствии дарила копии приближенным и гостям. Оригинал Шибанова хранится в Русском музее в Петербурге, в "Царицыне" - его точная копия.
Еще две картины, на которые стоит обратить внимание - это портрет, созданный в 1770-е годы Генрихом Бухгольцем (он писал в духе датского живописца Виргилиуса Эриксена, много лет проработавшего в России), и портрет кисти Леонтия Миропольского, отреставрированный в прошлом году в Петербурге по заказу "Царицына".
Один из двух объемных экспонатов - это арт-объект, созданный по мотивам коронационного платья 1762 года из фондов Музеев Московского Кремля. Группа из четырех дизайнеров использовали современные технологии (плоттерную резку) и материалы (тайвек), чтобы повторить орнамент и аппликацию в виде двухглавых орлов, которой украшен оригинальный наряд. Макет платья сидит на двухметровом манекене и подсвечен изнутри так, чтобы каждая деталь была видна.
В названии инсталляции использована фраза, которой Екатерина II обычно заканчивала письма близким людям - к примеру, сыну Павлу или Григорию Потемкину. На современный русский язык "впрочем, пребываю вам доброжелательная" можно перевести, как "искренне ваша" или "всегда на связи".
Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II в Большом дворце - прелюдия к празднованию 40-летия музея-заповедника "Царицыно". Выставка "Люди и фонды" откроется в начале лета, и будет не столько рассказывать о четырех десятилетиях, ушедших на становление музея, сколько знакомить с нашими очень разнообразными коллекциями и людьми, продолжающими создавать музей прямо сейчас.
Инсталляция будет досупна для обозрения до 2 марта 2025 г.