НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней

c 13 апреля по 15 июляМосква
Анатолий Егоров. Футбол на Красной площади. 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Александр Родченко. Физкультурный парад на Красной площади Ритмическая гимнастика. Москва. 1936. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Борис Игнатович. Шахматисты. 1935. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Лев Бородулин. Блок. 1975. Серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ
Сергей Гунеев. Бег с препятствиями. Москва. 1980. Цветной отпечаток. Собрание МАММ
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку - исследование феномена спорта сквозь призму фотографии с начала XX века до наших дней. Спорт — это проекция социума, его ценностных установок. Фотография спорта, меняясь вместе с обществом, отражает социальные и культурные особенности каждой эпохи. Экспозиция, включающая произведения классиков советской и российской фотографии — Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных спортивных фотографов, рассказывает об эволюции жанра, позволяет проследить смену стилей и эстетических парадигм, демонстрирует современные тенденции, связанные с развитием новых технологий.

После Октябрьской революции спорт перестает быть элитарным, аристократическим способом проведения досуга и приобретает массовый характер.

Культ здорового тела в послереволюционные годы — часть масштабного проекта по созданию нового человека. Всего через полтора месяца после подписания Брестского мира, на фоне уже начавшейся иностранной интервенции и разгорающейся Гражданской войны, 22 апреля 1918 года ВЦИК выпустил декрет, который наряду с «введением всеобщего военного обучения трудового населения» предполагал «как можно шире организовать физическое воспитание и спорт среди трудящихся». В 1923 году был принят декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР».

Советская власть активно пропагандировала спорт, а важнейшим способом пропаганды начиная с 1920-х годов были фотоиллюстрированные издания, которые выходили массовыми тиражами. Газеты, журналы, брошюры, посвященные спорту, формировали важный заказ для лучших фотографов того времени. Некоторые из этих раритетных изданий представлены на выставке.

Центральным образом советской фотографии спорта 1920-х — начала 1950-х годов является не профессиональный спортсмен с конкретным именем и историей выдающихся побед, а физкультурник. «Копьеметатель» и «Боксер» Макса Пенсона (1928), «Прыжок в воду» Михаила Прехнера (начало 1930-х), «Юная спортсменка» Ивана Шагина (1930-е) — эти снимки, ставшие классикой отечественной фотографии, демонстрируют физически совершенное тело в статуарных позах и обобщенный идеализированный образ нового человека.

Одним из главных сюжетов фотографий 1930-х — начала 1950-х годов становится спортивный парад, который демонстрировал не соревновательность, а, наоборот, способность слиться в единое, слаженно движущееся коллективное тело. Акробатические пирамиды с транспарантами, помпезные декорации и сложнейшая хореография, в которой тела участников образуют одно гигантское многорукое существо, — эти массовые зрелища становятся новым видом монументального искусства, «в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию» (Охлопков Н. Счастливый день // Газета «Известия», 26 июля 1938 г.). Физкультурные парады на Красной площади снимают лучшие фотографы — Александр Родченко, Эммануил Евзерихин, Иван Шагин, Анатолий Егоров, Самарий Гурарий, Аркадий Шайхет.

Расцвет физкультурных парадов приходится на тот период развития фотографии, когда авангардные эксперименты уже осуждены как «формализм», а творческие объединения, включая возглавляемую Александром Родченко в начале 1930-х конструктивистскую группу «Октябрь», ликвидированы. В фотографиях Родченко со спортивного парада на Красной площади 1936 года уже почти нет следов прежних экспериментов. Однако острые ракурсы, знаменитая «косина» композиции и то, что Дзига Вертов называл «динамической геометрией» кадра, все еще присутствуют в его снимках.

В 1930-е годы еще не были изобретены телеобъективы. Фотографы были вынуждены выбирать ближнюю точку съемки. Специальных фотозон не существовало: иногда они снимали прямо среди рядов физкультурников во время парадов или непосредственно за спинами легкоатлетов в момент старта («Старт» Ольги Игнатович, 1930-е).

Во второй половине 1940-х годов советский спорт начинает интегрироваться в международные спортивные ассоциации. В 1952 году в Хельсинки Советский Союз впервые получил представительство на Олимпиаде. Победы в международных соревнованиях обретают символический капитал, имеющий большое социальное и политическое значение.

С наступлением оттепели в фотографии расширяется диапазон допустимых выразительных средств и сюжетов. Становится возможным обращение к опыту фотографического авангарда 1920-х годов и его формальным находкам. Кроме того, возникает запрос на живую человеческую эмоцию и индивидуальный психологический портрет героя, в том числе спортсмена. В спортивной фотографии выразителем нового типа съемки стал Лев Бородулин, чьи снимки не только пользовались огромным успехом в Советском Союзе, но и во многом повлияли на мировую спортивную фотографию.

Спортивная фотография «аналоговой эпохи» ставила целью создание художественного образа. Снимая на пленку, фотограф физически не мог формировать новостной процесс. Негатив требовал проявки, печати и только потом отправлялся заказчику — газете или журналу. Во время проявки и печати фотографы в темной комнате «колдовали» над снимками. Так, например, Александр Абаза не только радикально кадрировал свои снимки, но и пользовался обильной ретушью и монтажом.

В 1970—1980-е годы стремительно развивается фототехника. Появившиеся инновации используют спортивные фотографы. Дмитрий Донской одним из первых использовал новые возможности объективов с переменным фокусным расстоянием. Сергей Гунеев стал применять дистанционное управление фотокамерой: установив ее прямо на беговой дорожке, он создал знаменитый снимок

«Бег с препятствиями», удостоенный 3-го приза World Press Photo в категории «Спорт» в 1980 году.

С развитием интернет-медиа спортивная фотография попадает в новый контекст. В частности, необходимость выбрать для публикации одну или две фотографии сменяется возможностью создать целую фотогалерею, представляющую событие в разных аспектах и позволяющую работать сериями. Этот период развития жанра представлен на выставке ведущими современными фотографами спорта — Сергеем Бобылевым (ТАСС), Дарьей Исаевой («Спорт-Экспресс»), Владимиром Песней (РИА Новости), Марией Плотниковой, Алексеем Филипповым (РИА Новости), Константином Чалабовым (РИА Новости).

МАММ благодарит РИА Новости, информационное агентство России ТАСС, Государственный музей В.В. Маяковского, МИРА коллекцию, «Спорт-Экспресс» за предоставление работ для выставки, а также Российский государственный архив кинофотодокументов за предоставление кинохроники 1910—1920-х годов.

Кураторы: Анна Зайцева, Мария Лаврова.

Выставка открыта с 13 апреля по 15 июля 2024 г.

www.museum.ru/N84656
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки

важные события  x    ?  

новости от 31.05.2024  x    ?  


Первые издания Пушкина в Зале Корфа Российской национальной библиотеки

День Пушкина в Пушкинском Доме

Выставка «Кто виноват? Пушкин» в музее-заповеднике «Царское Село»

«Пушкину от музыки» 220 лет: на ВДНХ стартует цикл мероприятий, посвященных Михаилу Глинке

"Пушкин и музыка". К 225-летию со дня рождения поэта

Выставка Марины Михайловой «Миры» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны. Выставка из цикла "Сага о Романовых"

Пушкинский музей приглашает отпраздновать 112-летие

К Международному дню русского языка. Выставка Государственного музея Л.Н. Толстого в Новой Зеландии

Москва – Ереван – Москва. Музей русского искусства. Коллекция А.Я. Абрамяна

Выставка «Знакомый образ №3» в Музее В.А. Тропинина и московских художников его времени

"Гениальный дилетант". К 220-летию со дня рождения М.И. Глинки

Выставка "Музыкальные пристрастия князей Юсуповых" в Музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину

К 135-летию Анны Ахматовой. Выставка «Анна Ахматова. Подлинность судьбы»

К 80-летию снятия фашистской блокады Ленинграда. Новая выставка в Президентской библиотеке

«Сиреневый день» в Царском Селе

Всероссийская научная конференция «Карта авангарда» в Нижнем Новгороде

Выставка «Искусство других. Нонконформизм в СССР» в Новом музее Аслана Чехоева

Бахрушинский театральный музей на книжном фестивале «Красная площадь»

Красавицы и воины. Тиканобу

Выставка «МУАРстерские» в Музее архитектуры

Русский музей отметит 320-летие Летнего сада новым ежегодным праздником

Выставка "Пройдемте в сад, я покажу Вас розам!"

Гугун. Снятие печатей. Современное искусство КНР из коллекции Александра Чистякова

Выставка "Музыкальная Коломна"

Открытие фестиваля «Прогулки по Коломне» в Музее-квартире А.А. Блока

Выставка Надежды Шкандрий «Образы Коломны» в Музее-квартире А.А. Блока

Елена Образцова. Жить - значит петь

Окончание реставрации Верхнего сада в музее-заповеднике «Петергоф»

Картина Антиведуто Граматика «Христос и грешница» на выставке в Пушкинском музее

Евгений Моисеев. "Времена года". Живопись

Александр Иванов - рисовальщик, вдохновлённый классикой

Выставка "Приключения барона Мюнхгаузена в России"

День эколога в Дарвиновском музее

Выставка «Во что играли наши предки»

Пушкинский музей открывает летний сезон в Мастерской Эдуарда Штейнберга

Наше отражение. Выставка гротеск-живописи Марины Окунёвой в Дарвиновском музее

Из «Христологического цикла». Образ Спасителя в произведениях изобразительного искусства

Легенда. Леонид Богданов


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru