9 апреля в 14.00 в Верхнем зале Колоннады состоится открытие выставки "Князья Юсуповы и А.С. Пушкин". Выставка, открывающаяся в год 105-летия музея-заповедника, посвящена 225-летию великого поэта.
Отношения А.С. Пушкина с семейством князей Юсуповых в целом хорошо известны и обычно исчерпываются несколькими фактами: арендой его родителями флигеля в московском дворце князя Николая Борисовича Юсупова (1751-1831); посещениями Пушкиным Архангельского в 1827 и 1830 годах; адресованным Н.Б. Юсупову посланием "К вельможе"; созданием в Архангельском Пушкинской аллеи и установкой на ней в 1903 году бюста поэта. Отношения Юсуповых и Пушкина выходят за рамки жизни последнего, сохранение памяти о поэте стало важной составляющей истории не только рода Юсуповых, но и усадьбы Архангельское.
В своих детских воспоминаниях Пушкин упоминает "юсупов сад" - принадлежавший Н.Б. Юсупову небольшой регулярный парк, куда, очевидно, его водили гулять и который стал первым из "стройных садов", которые он мог видеть в своей жизни.
Знакомство поэта и князя Николая Борисовича Юсупова состоялось в конце 1826 или начале 1827 года, когда после возвращения из ссылки Пушкин блистал в московских гостиных, горячо принятый друзьями, а также широким кругом современников. Князь был готов к этой встрече, поскольку в его библиотеке сохранилось несколько изданий антологии "Образцовые русские сочинения в стихах", где было напечатано более десятка пушкинских произведений (представлены на выставке). Были в библиотеке и отдельные издания сочинений поэта, в то числе и вышедшая незадолго до смерти Н.Б. Юсупова трагедия "Борис Годунов".
Считается, что Пушкин посетил Архангельское дважды: весной 1827 года вместе с С.А. Соболевским и летом 1830 года с князем П.А. Вяземским. Впечатления от знакомства с владельцем усадьбы и первой поездки отразились в пушкинском послании "К вельможе", которое было адресовано Н.Б. Юсупову, что вызвало оживленную борьбу литературных "партий" и обвинения в адрес Пушкина в низкопоклонстве перед сильными мира сего, недостойными такой чести.
Самый яркий факт этой полемики - памфлет Н.А. Полевого "Утро в кабинете знатного барина" (1830), настолько резкий, что пропустивший его цензор был уволен. По мнению некоторых исследователей, Пушкин и Вяземский ездили к Юсупову с просьбой похлопотать о возвращении цензора на службу. Рисунок художника Н. де Куртейля представляет двух друзей во время встречи князя со своими крестьянами.
Однако вскоре общепризнанным стало мнение В.Г. Белинского: "…это полная, дивными красками написанная картина русского XVIII века… художественное постижение и изображение целой эпохи в лице одного из замечательнейших ее представителей". Узнав о смерти князя, Пушкин написал: "Мой Юсупов умер".
В Петербурге в число светских знакомых Пушкина входили сын Н.Б. Юсупова Борис Николаевич и его супруга Зинаида Ивановна. Известно, что в истории с Ж. Дантесом, закончившейся смертью поэта, З.И. Юсупова поддерживала Пушкина, горевала о его смерти и в знак благодарности получила в дар от В.А. Жуковского один из пушкинских автографов - отрывок статьи о А.А. Дельвиге, который хранился в семейном архиве до конца 1910-х годов.
Пушкинским посланием завершается собрание биографий представителей княжеского рода Юсуповых и семейных документов XVI-XIX веков, опубликованное в 1866-1867 годах Николаем Борисовичем Юсуповым-младшим. Причем заглавие "К вельможе" было исправлено на "Послание князю Николаю Борисовичу Юсупову". Вероятно, именно в это время в семейном собрании появился гипсовый бюст Пушкина и слепок его посмертной маски.
Дочь Н.Б. Юсупова-младшего Зинаида Николаевна княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон и ее муж Феликс Феликсович продолжили семейную традицию. В Архангельском, в память о визитах Пушкина в усадьбу, была создана Пушкинская аллея, в которой галерея античных богов и героев завершается бюстом поэта. Этот бюст стал первым в России усадебным памятником Пушкину, что способствовало превращению Архангельского уже в 1910-е годы в одну из литературных усадеб ближнего Подмосковья, а памятник и аллея вошли в число местных достопримечательностей.
В 1907 году З.Н. и Ф.Ф. Юсуповы опубликовали факсимиле хранившегося в семье пушкинского автографа послания "К вельможе", положив начало научному изучению стихотворения. На выставке представлено одно из полиграфических клише, с которого было напечатано начало послания.
От близкой родственницы, Екатерины Федоровны Тизенгаузен, Ф.Ф. Юсупов также унаследовал пушкинские рукописи - письма поэта к ее матери, Е.М. Хитрово. Эти письма, как и пушкинские автографы семьи Юсуповых, хранились в Петербурге, в их дворце на Мойке, откуда в 1918 и 1925 годах были перевезены в Пушкинский Дом (ныне Институт русской литературы Российской академии наук).
В архиве музея нет документов, говорящих об интересе к пушкинской теме до 1940 года. Хотя в путеводителях по Подмосковью имя Пушкина в связи с Архангельским упоминается постоянно, как и во всех без исключения путеводителях по музею, первый из которых вышел в 1955 году.
В послевоенный период сотрудники музея не только собирали воспоминания современников поэта, но и следили за изучением послания "К вельможе" отечественными филологами. Их трудами в библиотеке Н.Б. Юсупова были выявлены издания сочинений А.С. Пушкина, в 1980-е - 2000-е годы проведено несколько выставок и праздников в честь рождения поэта. В последние годы в научный оборот были введены новые документы, относящиеся к пребыванию семейства Пушкиных в юсуповском дворце в Москве.
Выставка сопровождается мультимедийной инсталляцией "Читаем Пушкина вместе", которая позволяет увидеть виртуальные рукописи и озвучить самые известные стихотворные строки Александра Сергеевича.
Выставка будет открыта для посещения до 16 июня 2024 года.