21 марта в Белокаменном подклете музея "Старый Английский двор" откроется выставка "АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. Курская аномалия". Выставка, посвященная памяти двух выдающихся деятелей отечественной культуры: художнику Александру Дейнеке и писателю Николаю Гоголю, юбилеи которых мы отмечаем в этом году.
Парк "Зарядье" совместно с Курской государственной картинной галереей имени А.А. Дейнеки и Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации открывает очередную (19 по счету) главу проекта #ПОДКЛЕТ. В этот раз зрителей ждет экспозиция одной картины, которая не выставлялась для широкого показа более 30 лет. Главная идея выставки - объединить два знаковых юбилейных события: 215-летие Николая Гоголя (родился 20 марта 1809 г.) и 125-летие Александра Дейнеки (родился 8 мая 1899 г.).
Выставка "АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА. Курская аномалия" - экспозиция одной картины. Основным предметом станет работа "Тройка", написанная Александром Дейнекой в 1952 году к 100-летию со дня смерти Николая Васильевича Гоголя, из собрания Курской государственной картинной галереи. Впервые за 30 лет можно будет увидеть полотно вживую.
"Образ "Тройки", созданный блестящим гением писателя и воплощенный талантливой кистью художника в масштабном живописном полотне, станет мостиком между двумя титанами русской культуры" - говорит куратор выставки Анастасия Жукова.
За семьдесят лет жизни Александр Александрович Дейнека (1899-1969) пережил многие события: революцию, смену власти, несколько войн, развитие авиации и первый полет человека в космос. Он стал одним из ярчайших соцреалистов, виртуозом агитплакатов, автором множества работ, пронизанных энергией оптимизма, радостью созидания, живого человеческого общения. Наряду с живописью художник много работал в области графики, его рисунки были напечатаны в журналах "Прожектор", "Красная Нива", "Даешь", "Безбожник" и др.
Александр Дейека, родившийся в Курске получил образование сначала в Харьковском художественном училище, а затем на полиграфическом отделении ВХУТЕМАС, где его педагогами были В.А. Фаворский и И.И. Нивинский.
В 1952 году Дейнека, получает заказ - создать полотно к 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя. В первых набросках художник изобразил дорожную станцию провинциального городка и писателя, сидящего в раздумьях. Однако присущий Дейнеке оптимизм и динамичность изменили первоначальный замысел автора. На зарисовках к картине "Тройка", хранящихся в Курской картинной галерее, можно последить, как Дейнека пытается найти композиционные решения для создания масштабной картины: лошадь, которая мчится во весь опор, запряженную в легкую повозку тройку, удивленных обывателей, застывших на обочине. В этих рисунках чувствуется темперамент и энергия, мастерство передачи движения. В архивах хранится запись, сделанная художником: "Птица-тройка" - вперед на все больших скоростях, сколько в этом замечательного, захватывающего дух, сколько нового и неизведанного, но достижимого". И это созвучно гоголевскому: "Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства".
"Летящая вперед тройка - это кульминация всей картины и ее композиционный центр. Кони вытянулись в стремительном беге. Лошади мчатся вперед: коренник гордо вздымает голову и вытягивает ноги в размашистой рыси, а пристяжные стелются в галопе. Динамику движения поддерживает пластика земли в линии дороги... Дейнека любил яркие открытые цвета и в своей "Тройке" он использует насыщенные цветовые акценты. Вопреки узнаваемому сюжету из "Мертвых душ" Александр Дейнека, сажает в экипаж не Чичикова, а самого автора поэмы - Николая Васильевича Гоголя. Гоголя как будто завораживает и воодушевляет это стремительное движение вперёд, в ясные, залитые солнцем дали. Сумрак прошлого остается позади, впереди же есть ощущение надежды и простора…" - говорит куратор выставки Анастасия Жукова.
Работа, размером 3,0 х 1,25 м, была представлена на выставке "Гоголь" в Москве в 1952 году, а также на персональных выставках Александра Дейнеки в Курске, Киеве и Риге в 1966-1967 годах, в Курске в 1974-1975, 1989 годах и в Москве в 1980 и 1990 годах. И вот, спустя 30 лет, гости музея "Старый Английский двор" смогут увидеть снова.
В экспозиции зрители смогут увидеть не только картину, но и экземпляр книги "Сочинения Н. В. Гоголя. Том третий. Похождения Чичикова или Мертвые души: Поэма", 1889 года. Издание интересно тем, что в оформлении книги использована факсимиле из прижизненного издания поэмы Николая Гоголя "Мертвые души" 1846 года, выполненного по рисунку автора, и на нем рукой Н.В. Гоголя изображена тройка. Экспонат предоставлен отделом редких книг Научной библиотеки Президентской академии (РАНХиГС).
Кроме того, в мультимедийной коллекции проекта #ПОДКЛЕТ зрители смогут ознакомиться с биографиями писателя и художника, рассказом об образе русской тройки в искусстве, а также кураторским разбором элементов экспонируемой картины, который дает полное представление обо всех замыслах Александра Дейнеки. Расширить свое представление о творчестве художника можно посмотрев интервью с экспертами Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки: Игорем Александровичем Припачкиным - директором галереи, Мариной Сергеевной Тарасовой - заместителем директора по науке и Михаилом Евгеньевичем Денисовым - художником-реставратором, сотрудником галереи, членом Творческого союза художников. Кураторская группа специально посетила музей в Курске, чтобы прямо на малой родине художника отснять видеоматериалы.
А визуальное оформление Белокаменного подклета создано художником Никитой Лукинским и постоянным сокуратором выставок проекта #ПОДКЛЕТ, а также нейро-художницей Валерией Титовой, которая анимировала элементы полотна на больших зеркальных экранах экспозиции.
Период проведения: 21 марта - 5 мая 2024 г.