Музей современного искусства Эрарта представляет выставку голландской художницы Тамары Стофферс, чьи коллажи позволяют увидеть эстетику советской действительности в необычном ракурсе
• Взгляд на наследие советской визуальной культуры через призму сюрреализма
• Эстетическая утопия советского мира в творчестве голландской художницы, никогда не бывавшей в СССР
• Яркие сюжеты, созданные с помощью пропагандистской полиграфии времен Советского Союза и традиционной техники коллажа.
Голландская художница Тамара Стофферс живет и работает в Нидерландах, но еще недавно стремилась пополнить ряды студентов одного из славящихся своим консерватизмом российских художественных вузов. Готовясь к поступлению, она случайно открыла для себя наследие советской визуальной культуры и в итоге даже выучила русский язык.
Для Тамары Стофферс, мечтавшей прикоснуться к живописи старых мастеров и впервые побывавшей в России лишь в 2017 году, "советский мир" стал своего рода эстетической утопией. В букинистических магазинах и на барахолках в руки художницы попадали шикарные альбомы и открытки, издававшиеся "на экспорт" во времена "развитого социализма". Пленительная атмосфера полупустых улиц с новенькими зданиями в духе "интернационального стиля" и портреты колоритных "babushek" увлекли ее в продолжительное сюрреалистическое путешествие. Вооружившись ножницами и клеем, Тамара Стофферс улетела в советский космос прямо из комнатки голландской жилой общины, где, на радость четырем соседям, художница реконструировала интерьер традиционной коммуналки - разумеется, согласно своим представлениям о ней.
Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе визуальная коммуникация - иначе говоря, пропаганда - была делом государственной важности. Лучшие поэты сочиняли рекламные слоганы, а лучшие фотографы и дизайнеры оформляли стенды страны на международных выставках. В предназначенных для зарубежного читателя фотоальбомах и журналах 60-х или 70-х царит особая атмосфера. Советская полиграфия - это своего рода фабрика грез, где в репортажном снимке какого-нибудь события вполне может быть "зашита" скульптурная группа Лаокоона. Эти фотографии не рассказывают о жизни, они показывают то, какой жизнь должна быть: люди на производстве сосредоточенные, а в минуты досуга - счастливые; города - чистые; дома колхозников - уютные.
В любом современном отечественном лайфстайл-журнале мы обязательно найдем страницу, вдохновленную брендом "русский авангард" или условной "тоталитарной эстетикой", чтобы это ни означало. Примерно 20 лет назад по Германии и странам Восточного блока прокатилось такое явление, как "остальгия": юноши и девушки, не заставшие ГДР, с огромным удовольствием полезли в шкафы за старыми пиджаками и с трепетом принялись коллекционировать "товары народного потребления", которых, согласно рассказам родителей, на всех не хватало. До сих пор неизменной популярностью пользуются выставки "советского дизайна", и все это так или иначе укладывается в "стиль ретро", который будет вечно питаться любопытством внуков к жизни своих дедушек и бабушек. Творчество Тамары Стофферс - яркий пример непривычной эстетизации страны Советов. Художница моделирует сюрреалистическую действительность, выбрав вполне традиционный язык коллажа. Любопытно, что подобные эксперименты можно найти на страницах журнала "Советское фото" или в работах известного советского архитектора и художника Эля Лисицкого.
Об авторе
Тамара Стофферс родилась в 1996 году. Работает с текстовыми и визуальными медиа. В 2017 году, завершив обучение в академии художеств в городе Гронингене (Нидерланды), приступила к созданию серии аналоговых коллажей на основе фотографий из советской периодики и других изданий. Чтобы иметь возможность самостоятельно работать с интересующими ее источниками информации, Тамара выучила русский язык и в 2023 году окончила специальные курсы подготовки к магистратуре Амстердамского университета по программе «Страноведение Восточной Европы». Цикл фотоколлажей пополняется новыми работами по сей день — автор описывает его как «опыт исследования визуального языка времен СССР».
Даты проведения выставки: 8 марта 2024 - 2 июня 2024
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург